Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Обобщение по теме
«Сложноподчиненные предложения»
Цели:
- повторение и обобщение изученного по теме;
- определение уровня усвоения знаний, сформированности
умений и навыков, комплексного их применения;
- формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
Задачи:
- образовательная - формирование умения правильно
расставлять знаки препинания в СПП, производить
синонимическую замену синтаксических конструкций,
составлять схемы предложений, определять тип придаточных
предложений; вооружение учащихся нормами литературного
языка;
- воспитательная - способствовать гражданскому воспитанию
учащихся, формированию нравственных убеждений.
- развивающая – развитие орфографических навыков,
расширение словарного запаса учащихся.
Тип урока: урок-практикум.
Средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная
учителем,
- учебник, тетрадь.
Методы обучения:
- словарный диктант,
- взаимопроверка,
- блиц-опрос,
- схематический диктант
работа с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_teme.doc | 54.5 КБ |
slozhnopodchinyonnye_predlozheniya.ppt | 415.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №538
Кировского района Санкт-Петербурга
Урок-практикум в 9 классе
по теме
«Сложноподчиненные предложения»
Лопаткина Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
Санкт-Петербург
Обобщение по теме
«Сложноподчиненные предложения»
Цели:
- повторение и обобщение изученного по теме;
- определение уровня усвоения знаний, сформированности
умений и навыков, комплексного их применения;
- формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
Задачи:
- образовательная - формирование умения правильно
расставлять знаки препинания в СПП, производить
синонимическую замену синтаксических конструкций,
составлять схемы предложений, определять тип придаточных
предложений; вооружение учащихся нормами литературного
языка;
- воспитательная - способствовать гражданскому воспитанию
учащихся, формированию нравственных убеждений.
- развивающая – развитие орфографических навыков,
расширение словарного запаса учащихся.
Тип урока: урок-практикум.
Средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная
учителем,
- учебник, тетрадь.
Методы обучения:
- словарный диктант,
- взаимопроверка,
- блиц-опрос,
- схематический диктант
- работа с презентацией
Ход урока:
- ОРГМОМЕНТ.
- СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
На предыдущих уроках мы с вами изучили СПП, постарались выяснить, чем оно отличается от других видов СП, какие средства связи используются в СПП, какие виды придаточных предложений существуют. Все эти теоретические сведения нужны нам для овладения практическими умениями постановки знаков препинания в СПП. Сегодняшний урок посвящен закреплению и повторению всего того, что вы изучили и чему научились на предыдущих уроках, посвященных изучению темы «Сложноподчиненное предложение».
- СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ с взаимопроверкой:
Так как, то есть, как-то, потому что, если бы, когда-нибудь, по-видимому, оттуда, куда-нибудь, мало-помалу, | оттого что, как будто, для того чтобы, затем чтобы, вследствие того что, в силу того что, так что, из-за того что, в связи с тем что. |
При взаимопроверке используется слайд № 2.
- БЛИЦ-ОПРОС.
- В СПП, как и в любом сложном, может быть
- любое количество основ;
- только две основы;
- две и более основ.
- В СПП для связи используются
- сочинительные союзы;
- подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица;
- только интонация.
- СПП состоит
- только из придаточных предложений;
- из двух независимых предложений;
- из главного и одного или нескольких придаточных.
- Придаточные предложения
- отвечают на вопросы всех членов предложения;
- не отвечают на вопросы;
- отвечают на вопросы второстепенных членов предложения.
- Придаточное предложение может стоять
- только перед главным;
- только после главного;
- перед главным, в середине главного, после главного.
- Придаточные отделяются от главного
- с помощью интонации;
- с помощью одной или нескольких запятых;
- с помощью тире и двоеточия.
- Придаточное предложение поясняет
- только главное;
- только придаточное, само себя;
- может пояснять не только главное (слова и словосочетания в нем), но и другое придаточное.
При проведении блиц-опроса используются слайды № 3 – 9.
- Среди написанных на доске предложений НАЙДИТЕ СПП.
- Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
- В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов. лугов и прозрачного воздуха.
- Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
- В ком добра нет, в том правды мало.
При проведении данного вида работы используется слайд № 10.
- СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).
- В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
- Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
- На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
- Мы спросили, когда нам прийти снова.
- Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
- Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
- Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
- Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.
При проверке данного вида работы используются слайды № 11 – 14.
- Сделайте СИНОНИМИЧЕСКУЮ ЗАМЕНУ простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением, составьте схему получившегося предложения, определите вид подчинения.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
Когда я вошел в комнату, то увидел брата, который приехал из города.
При проверке данного вида работы используется слайд № 15.
- ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.
- Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.
- Ночью звезды светят ярко, если погода безветренная и воздух неподвижен.
- Я подумал, что если пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.
При проверке данного вида работы используются слайды № 16 – 18.
- ИСПРАВЬТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ.
Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
Нам запомнился день, проведенный нами в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, тянувшемся вдоль залива.
Слайд № 19.
Но в стихотворении С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек» использование в одном предложении большого количества придаточных определительных не является грамматической ошибкой, а наоборот, придает тексту произведения неповторимую индивидуальность.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Слайд № 20.
- Подведение ИТОГОВ урока, выставление оценок.
Слайд № 21.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на оценку в журнал): упр. 492.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Методическая разработка урока практикума для 3-х классов
Совершенствование навыков устной речи учащихся при употреблении времени Past Simple Tense....
Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»
Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей» Цель урока: познакомить студентов с основными правами потребителей, основами потребительско...
Методическая разработка урока - практикума по литературе в 9 классе по теме: "Литературоведческий анализ монолога А Чацкого "А судьи кто?"
Урок посвящен лингвистическому анализу текста и рассредоточенной подготовке к сочинению по комедии "Горе от ума"...
Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"
Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...
Методическая разработка урока-практикума по информатике в 7-м классе по теме «Компьютерная графика»
Закрепление полученных навыков работы с графическим редактором Paint.NET, развитие универсальных учебных действий....
Методическая разработка урока-практикума по обществознанию по теме "Толерантность" для учащихся 5-7 классов
Данный урок -практикум позволит учащимся не только познакомиться с особенностями культуры различных народов, но и поможет научиться уважению людей других национальностей. А основная задача данно...