Урок "Приставки и предлоги"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной школы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_i_predlogi.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мктодическая разработка урока по русскому языку.
(5 класс, школа V111 вида)
ТЕМА УРОКА:
ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГИ
Цель: Познакомить учащихся с различным написанием приставок и предлогов.
Задачи.
Образовательная : познакомить учащихся с различным написанием приставок и предлогов, обучать практическому применению правил на письме, совершенствовать навыки учащихся в правильном написании данных орфограмм, способствовать обогащению, расширению словарного запаса.
Коррекционная: развивать зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения, повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению и активизации словарного запаса
Воспитательная: воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, развивать интерес к чтению.
Оборудование: компьютерные слайды, раздаточные карточки с текстом, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, тетради, учебные принадлежности.
Ход урока.
Организационный момент..
Приветствие учителя. Проверка подготовки к уроку.
Проверка домашнего задания.
Учитель.
-Во время выполнения домашнего задания вы должны были выучить определение «приставки» и в карточках отметить слова, которые образованы с помощью приставок.
-Назовите эти слова. ( Подружка - по
Перевесить - пере
позвонить-по
связать – с
посадка – по
проход- про) и приставку, с помощью которой было образовано это слово.
Ученики называют слова и отмечают приставку, с помощью которой было образовано слово.
-Теперь повторим учебный материал, изученный на прошлом уроке
Для повторения я приготовила графическое изображение частей слова.
Распределите их по порядку. В какой части слова находится приставка?
Как пишется приставка со словом слитно или раздельно?
Для чего служит приставка?
Учащиеся дают полные ответы.
Учитель.
-А теперь обобщите и сформулируйте определение приставки.
Ученик.
- Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, ее нельзя отделить от слова, иначе меняется смысл слова.
Учитель.
-Назовите приставки.
Ученики называют приставки- по, на, за, при, у, вы, в, пере-( по мере называния учитель закрепляет на доске макеты).На компьютере высвечивается определение приставки.
Учитель.
-Но в русском языке есть слова, которые звучат точно так же как приставки ,но пишутся по -другому. Сегодня мы с вами поработаем над умением различать приставки и предлоги, а помогут нам в этом сказки.
Послушайте:
«Три девицы под окном
Пряли как-то вечерком.
Кабы я была царица,-
Молвит первая девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
/ «Сказка о царе Салтане.»./
Учитель.
- Из какой сказки этот отрывок? Назовите незнакомое слово.
На доске толкование слова « пряли», плакат с записью прочитанного отрывка текста.
- Запишите. Найдите в тексте слово с приставкой.
«Жил-был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой какого товару»
/ «Сказка о попе и его работнике Балде» /
- Из какой сказки этот отрывок?
На доске плакат с записью прочитанного отрывка текста.
- Запишите. Найдите в тексте слово с приставкой.
«Раз он в море закинул невод
Пришел невод с одной тиной
Он другой раз закинул невод
Пришел невод с тиной морскою».
/ «Сказка о рыбаке и рыбке»/
Во время чтения показываются иллюстрации к сказкам.
Назовите эти произведения и его автора.
Словарная работа
Невод- рыбацкая сеть.
Прялка-приспособление для изготовления нити из клубка шерсти.
Учитель.
-Сказки вы любите и знаете. А теперь найдите и назовите здесь слова с приставками.
Ученики записывают слова и выделяют в них приставки.
Пошел, посмотреть, закинул, пришел
Физ. Минутка.
1.И.п. сидя, руки на поясе,1 поворот головы направо 2 и.п. 3 поворот головы налево 4 и.п. темп медленный .Повторить4-4 раз.
2.И.п. стоя руки вверх 1 сжать кисти рук.3разжать кисти рук. Повторить 4-6 раз
3Бысто поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 повторить 4-5 раз.
4.Дыхательное упр. Вдох на счет 4, выдох на счет 6
Учитель
-Садитесь , продолжим нашу работу. Вернемся к нашим плакатам и найдите слова, которые звучат как приставки ,но написаны со словами отдельно
Ответ: по базару, с тиной, под окном
Учитель
-Как же отличить предлог от приставки и правильно написать слово?
1.Между предлогом и словом можно мысленно вставить слово
С /зеленой / тиной, по/городскому/базару/
2. К слову с предлогом можно задать вопрос с этим же предлогом.
Пряли/под чем?/ под окном
Невод / с чем/ с травою.
Итак, повторим, то, что написано на доске, после повторения учащиеся
выполняют следующее задание .
Раскройте скобки и напишите слова
/За/кинул Балда / за/ спину мешок
/По /шел старик / по/ дороге
Трое учащихся работают у доски с одним словосочетанием, затем по окончании работы коллективно проверяют правильность выполнения задания и записывают в тетради.
Следующее задание.
Прослушайте текст и повторите его про себя несколько раз.
«Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море
Ты гуляешь на просторе.»
/ «Сказка о спящей царевне.»/
Запись по памяти, затем сверяются с текстом.
След. задание по карточкам.
-Составить предложения из слов, которые находятся в конверте
Задания подбираются учителем таким образом, чтобы каждый ученик мог справиться с заданием успешно и самостоятельно.
Вам предлагается текст, необходимо подчеркнуть предлоги и слова с приставками.
Попрощался старик с дочерью и поехал домой. Осталась Машенька в лесу одна -одинешенька. Весь день просидела за прялкой Вечером растопила печь и наварила каши. Вылезла из-под печки мышка. Красная девица накормила мышку кашей. Поужинала мышка и спряталась в норку.
Проверка выполнения работ.
Итог урока.
Учащиеся обобщают пройденное на уроке с помощью учителя.
- На уроке мы познакомились с правилами правильного написания приставок и предлогов, как различать приставки и предлоги, а в дальнейшем мы будем закреплять навыки и умения в письменных работах.
Д.з. Раскрыть скобки в данных словах и записать без скобок,слова записаны на доске.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Правописание предлогов.
Данная презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Предлог". Ею можно воспользоваться в 8 - 11 классах при повторении и подготовке к экзаменам. Предлоги: производные, непроизводные...
Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»
В данный конспект открытого урока по русскому языку включены упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
7 класс. Русский язык. Контрольные работы по темам: "Причастие". "Наречие". "Предлог". "Предлог и союз". Итоговый тест.
Итоговые контрольные работы....
Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."
Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...
Русский язык. 8 класс. Открытый урок ФГОС по теме "Обособление обстоятельств (Обособление оборотов, выраженных существительным с предлогом. Предлоги «невзирая на», «несмотря на»)".
Урок русского языка в формате ФГОСПредмет русский язык ...