Урок "Приставки и предлоги"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гунина Татьяна Дмитриевна

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной школы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_i_predlogi.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мктодическая  разработка  урока  по  русскому  языку.

                     (5  класс, школа V111  вида)

ТЕМА   УРОКА:

                            ПРИСТАВКИ  И  ПРЕДЛОГИ

Цель: Познакомить  учащихся  с  различным  написанием  приставок  и  предлогов.

Задачи.  

Образовательная : познакомить  учащихся  с различным  написанием  приставок  и  предлогов, обучать  практическому  применению  правил  на  письме, совершенствовать  навыки  учащихся в правильном  написании  данных  орфограмм, способствовать  обогащению, расширению словарного  запаса.

Коррекционная: развивать  зрительную  и слуховую  память, восприятие, мыслительные  навыки  на  основе  операций  анализа, синтеза, сравнения, повышать  уровень речевого  развития  и  коммуникативных  умений, способствовать  обогащению  и  активизации  словарного  запаса

Воспитательная: воспитывать  у  учащихся  мотивацию  к  обучению, развивать  интерес  к   чтению.

Оборудование:  компьютерные слайды, раздаточные  карточки  с  текстом, карточки  с  заданиями  разного  уровня  сложности  для  самостоятельной  работы, тетради, учебные  принадлежности.

                                                    Ход  урока.

Организационный  момент..

Приветствие  учителя.  Проверка  подготовки  к  уроку.

Проверка  домашнего  задания.

Учитель.

-Во  время  выполнения  домашнего  задания  вы  должны  были    выучить  определение  «приставки»  и в  карточках  отметить  слова, которые  образованы  с  помощью  приставок.

-Назовите  эти  слова. ( Подружка -  по

                                       Перевесить - пере

                                       позвонить-по

                                       связать – с

                                       посадка – по

                                       проход- про) и приставку,  с  помощью  которой  было  образовано  это  слово.

Ученики  называют  слова и  отмечают  приставку,  с  помощью  которой  было  образовано  слово.

-Теперь  повторим  учебный  материал, изученный  на прошлом  уроке

   Для  повторения  я  приготовила  графическое  изображение  частей  слова.

Распределите  их  по  порядку.  В какой  части  слова  находится  приставка?

Как  пишется  приставка  со  словом  слитно  или  раздельно?

Для  чего  служит  приставка?

Учащиеся  дают  полные  ответы.

Учитель.

-А  теперь  обобщите  и  сформулируйте  определение  приставки.

 Ученик.

-  Приставка  - это  часть  слова, которая стоит перед  корнем  и служит  для  образования  новых  слов, ее  нельзя  отделить  от  слова,  иначе  меняется  смысл  слова.

Учитель.

-Назовите  приставки.

 Ученики  называют  приставки-  по, на, за, при, у, вы, в, пере-(  по мере  называния  учитель  закрепляет  на  доске  макеты).На  компьютере  высвечивается  определение  приставки.

Учитель.

-Но  в  русском  языке  есть  слова,  которые  звучат  точно  так  же  как  приставки ,но  пишутся  по -другому. Сегодня  мы  с  вами  поработаем  над  умением  различать  приставки  и  предлоги,  а  помогут  нам  в этом  сказки.

Послушайте:

«Три  девицы  под  окном

 Пряли  как-то  вечерком.

 Кабы  я  была  царица,-

 Молвит  первая  девица,-

 То  на  весь  крещеный  мир

 Приготовила  б я пир»

                              / «Сказка  о  царе Салтане.»./

Учитель.

- Из  какой  сказки  этот  отрывок? Назовите  незнакомое  слово.

На доске  толкование  слова « пряли», плакат  с  записью  прочитанного  отрывка  текста.

 - Запишите. Найдите  в тексте  слово с приставкой.

   

                 «Жил-был  поп

                   Толоконный  лоб.

                  Пошел  поп  по  базару

                   Посмотреть  кой  какого  товару»

                                                         / «Сказка  о  попе  и  его  работнике Балде» /

- Из  какой  сказки  этот  отрывок?

 На доске плакат  с  записью  прочитанного  отрывка  текста.

 - Запишите. Найдите  в тексте  слово с приставкой.

                  «Раз  он  в море  закинул  невод

                    Пришел  невод  с  одной  тиной

                    Он  другой  раз  закинул  невод

                    Пришел  невод  с  тиной  морскою».

                                                                    / «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»/

Во  время  чтения  показываются иллюстрации  к  сказкам.

Назовите  эти  произведения  и  его  автора.

Словарная  работа

Невод- рыбацкая  сеть.

Прялка-приспособление  для изготовления  нити  из клубка  шерсти.

Учитель.

-Сказки  вы  любите  и  знаете.  А теперь  найдите  и  назовите  здесь  слова  с  приставками.  

Ученики  записывают  слова  и  выделяют  в  них  приставки.

Пошел, посмотреть, закинул, пришел      

Физ. Минутка.

1.И.п. сидя, руки  на  поясе,1 поворот  головы  направо 2 и.п. 3 поворот  головы  налево 4 и.п. темп  медленный .Повторить4-4 раз.  

2.И.п. стоя руки  вверх 1 сжать  кисти  рук.3разжать  кисти  рук. Повторить  4-6 раз

3Бысто  поморгать, закрыть  глаза  и  посидеть  спокойно, медленно  считая  до 5 повторить  4-5 раз.

4.Дыхательное  упр. Вдох  на  счет  4,  выдох  на  счет 6

Учитель

-Садитесь , продолжим  нашу  работу. Вернемся  к  нашим  плакатам и  найдите  слова, которые  звучат  как  приставки ,но  написаны  со  словами  отдельно

Ответ:  по  базару,  с тиной,  под  окном

Учитель

-Как  же  отличить  предлог  от  приставки и правильно  написать  слово?  

1.Между  предлогом  и  словом  можно  мысленно  вставить  слово

  С /зеленой  / тиной,  по/городскому/базару/

2. К  слову  с  предлогом  можно  задать  вопрос  с  этим  же  предлогом.

Пряли/под  чем?/  под  окном

Невод / с  чем/  с  травою.  

Итак, повторим, то, что  написано  на  доске, после  повторения  учащиеся

выполняют  следующее  задание  .

Раскройте  скобки  и  напишите  слова

/В/ летел   комарик  /в/  дом

/За/кинул  Балда / за/ спину  мешок

/По /шел  старик / по/  дороге

  Трое  учащихся  работают  у  доски  с  одним  словосочетанием, затем  по  окончании  работы  коллективно  проверяют  правильность  выполнения  задания  и    записывают  в  тетради.

Следующее  задание.

Прослушайте  текст    и  повторите  его  про себя несколько  раз.

         

          «Ветер, ветер, ты  могуч,

            Ты  гоняешь  стаи  туч,

            Ты  волнуешь  сине  море

            Ты  гуляешь на  просторе.»

                                 / «Сказка  о  спящей  царевне.»/

Запись  по  памяти, затем  сверяются  с  текстом.

След. задание  по  карточкам.

-Составить  предложения  из  слов, которые  находятся  в  конверте

Задания  подбираются  учителем таким  образом, чтобы  каждый  ученик  мог  справиться  с  заданием  успешно  и  самостоятельно.

Вам  предлагается  текст, необходимо  подчеркнуть  предлоги  и  слова  с  приставками.

Попрощался  старик  с  дочерью  и  поехал  домой. Осталась  Машенька  в  лесу  одна -одинешенька. Весь  день  просидела  за  прялкой                Вечером  растопила  печь  и  наварила каши. Вылезла  из-под  печки  мышка. Красная  девица  накормила  мышку  кашей. Поужинала  мышка  и  спряталась  в  норку.

Проверка  выполнения  работ.

Итог  урока.

 Учащиеся  обобщают  пройденное  на  уроке  с  помощью  учителя.

- На  уроке  мы  познакомились  с  правилами  правильного  написания  приставок  и  предлогов, как  различать  приставки  и  предлоги,  а  в  дальнейшем  мы  будем  закреплять  навыки  и  умения  в письменных  работах.

Д.з.    Раскрыть  скобки  в  данных  словах  и  записать  без  скобок,слова  записаны  на  доске.

Выставление  оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Правописание предлогов.

Данная презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Предлог". Ею можно воспользоваться в 8 - 11 классах  при повторении и подготовке к экзаменам. Предлоги: производные, непроизводные...

Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»

В данный конспект открытого урока по русскому языку  включены  упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...