Урок русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»
Вaлуйского района Белгородской области
Урoк русского языка в 5 классе
по теме
«Слoвoсoчетание»
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
Юрьева Н.В.
2012 г.
Тема урока: Словосочетание
Цели: познакомить учащихся с видами словосочетаний ( именными и глагольными); формировать умение самостоятельно выделять из предложения словосочетания и определять их вид; прививать любовь к родному языку
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
На доске записаны слова: пос_дить, чу_ствительное, пор_жаться, в т_плице, сер_це, вс_гда.
Учитель. Прочитайте слова вслух. Соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Назовите первую пару слов.
Можно соединить слова посадить в теплице. В них пропущена безударная гласная. В корне -сад- слова посадить пишется безударная гласная а. Проверочное слово садик. В корне тепл- слова теплице пишется безударная гласная е. Проверочное слово теплый.
Учитель. Какие еще слова можно соединить между собой?
Слова чувствительное сердце. В обоих словах пропущен непроизносимый согласный. В корне чувств- слова чувствительное - непроизносимый согласный в. В корне слова сердце – непроизносимый согласный д. Проверочное слово сердечко.
Учитель. Назовите и охарактеризуйте последнюю пару слов.
Это слова всегда поражаться с непроверяемой безударной гласной в корне. В корне слова всегда пишется гласная е, в корне –раж- слова поражаться – гласная а.
Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Назовите слова, которые вы соединили. Какое лингвистическое явление они собой представляют? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы соединили слова посадить в теплице, чувствительное сердце, всегда поражаться. Это словосочетания. Значит тема сегодняшнего урока – «Словосочетание».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. Используйте запись на доске.
Узнать, что такое (словосочетание)
Научиться находить в (предложении) (словосочетания) и делать разбор (словосочетаний).
Создание проблемной ситуации и совместный выход их нее (знакомство с языковым явлением).
Учитель. Ребята, перед вами два столбика:
Лед гладкий лед
Сердце чувствительное сердце
Посадить посадить в теплице
Кататься кататься на коньках
-Что вы можете сказать о них? (в первом столбике записаны слова, а во втором словосочетания )
- Верно. Сравните их. Что шире по значению, слово или словосочетание? (разные ответы) .
- Представьте себе лед. Он одновременно может быть холодным, прозрачным, хрупким и т. д. А в нашем словосочетании лед гладкий. То есть из всех возможных признаков слова лед взят лишь один. Так что же шире, богаче, объемней по значению? (слово)
Учитель. Чтобы лучше понять и представить о чем мы с вами говорим я предлагаю вам посмотреть на схему и пофантазировать. Представьте, что слово похоже на солнышко, которое протягивает лучики-ладошки к другим, близким ему по смыслу словам. Такое слово, которое протягивает лучик-ладошку в синтаксисе (разделе языкознания, который мы с вами начали изучать) называется главным. А другое слово называется зависимым.
Учитель. А теперь, ребята. Давайте с вами построим научную схему и дадим научное определение словосочетания, используя алгоритм ответа. (на доске производится разбор словосочетания скользкий лед).
Обращение к правилу учебника (ребята сверяют уже известные им сведения с данным в книге, делают выводы).
Закрепление.
На доске написаны словосочетания:
Идти далеко, летать в небе, генная инженерия.
Учитель задает вопросы на понимание теории и ребята отгадывают зашифрованное в словосочетаниях слово. Например, первый слог нового словарного слова является первым слогом главного слова в словосочетании, состоящем из глагола и существительного с предлогом. Назовите первый слог нового словарного слова и обоснуйте свой ответ. Ответ :слог ле. Это первый слог в слове летать, которое является главным в словосочетании летать в небе, состоящего из глагола и существительного с предлогом.
Учитель. Назовите новое словарное слово (легенда).
Учитель. Слово легенда имеет несколько значений. Назовите те значения этого слова, которые вы знаете.
Легенда – это художественное произведение об исторических событиях, героях войны и труда, в которых переплетаются реальность и вымысел.
Легенда – это вымышленные сведения о разведчике, который выполняет секретное задание.
Учитель. Легенда – это, действительно, переплетение реальности и вымысла о каком-либо событии, человеке или предмете окружающего мира. Например существует несколько легенд о красивом и ароматном цветке ландыше. Сейчас ваши одноклассники по очереди прочитают три легенды о ландыше. А вы к каждой легенде подберите название, которое представляло бы собой словосочетание.
Задание 1
Однажды богиня Диана, заблудившись, попала в дремучий лес, в котором жили фавны. Они стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них. Во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
В Англии существует предание о том, как святой Леонард вступил в бой с драконом. Дракон изранил святого, а там, где падали капли крови, выросли ландыши.
В Австрии существует поверье, что белые колокольчики ландыша - это фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.
Учитель. Какое называние вы придумали к первой легенде? (Прекрасная незнакомка)
Учитель. Какое словосочетание может быть названием второй легенды? (Бой с драконом)
Учитель. Что вы думаете о названии третьей легенды? (Ожерелье Белоснежки)
Учитель. Напишите из этих словосочетаний слово, в котором звуков больше, чем букв. (Прекрасная).
Задание 2
Учитель. Внимательно прочитайте задание к упр.344. (Надо восстановить словосочетания ).
Учитель. Это задание выполняется самостоятельно. Проверка осуществляется по группам. Первая группа объясняет орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав прилагательное + существительное. Вторая группа придумывает словосочетания с глаголами и объясняет орфограммы.
7. Объяснение домашнего задания. (§ 40, № 345*, № 350, №354). Задание под звездочкой выполняется по желанию детей и за него выставляется отдельная оценка (только положительная, 4 или 5).
8. Итоги урока. Рефлексия. Учащиеся под руководством учителя подводят итоги урока: что удалось, а что нет. Важно оценить эмоциональный фон урока. Какие задания, этапы урока вызвали у детей удивление, положительные эмоции, какие были затруднения, в чем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....