интегрированный урок риторики и биологии "Поликодовые тексты"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок риторики и биологии в 7 классе «Поликодовые тексты»
Цель урока:
- познакомить учащихся с текстом, в котором соединяются фотография и слово;
- развитие образного и логического мышления и речи;
- формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций , творческих способностей;
-развитие коммуникативных способностей (умение работать в группе).
-расширить кругозор биологических знаний
Этапы объяснения нового материала.
1. Орг.момент (мобилизация внимания школьников).
2. Психологическая подготовка к изучению новой темы:
- создание эмоционального комфорта;
- дыхательная гимнастика;
- речевая разминка.
3. Объяснение нового материала. Наблюдение над материалом.
Учитель: Как вы думаете, почему на парте два учебника риторики и биологии?
Ученики: Наверное, будут совмещены два предмета.
Учитель: Да, сегодня на уроке мы с вами будем учиться составлять необычные тексты.
На интерактивной доске проецируются фотографии и тексты, а затем – фотографии вместе с текстом. Ученики придумывают надписи к фотографиям и иллюстрации к текстам. (Презентация №1) Фото и текст «Дюгонь»
Учитель: Какой текст является более полным и содержательным?
Ученик: Фотография + слово, т.к. текст нам помогает понять фотографию, а фото понять текст.
Вывод: фото + слово образуют единое целое, которое называется поликодовый текст.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Поликодовый текст». О чём вам говорит приставка поли-? Встречали вы слова с такой приставкой?
Ученики: Она означает «много», «множество». Встречается в словах полицвет, полиглот, поливитамины.
Учитель: А слово код означает систему условных обозначений, сигналов, передающих информацию. Таким образом, поликодовый – значит многозначный, многофункциональный.
4.Первичное закрепление знаний.
Учитель: Перед вами 4 фотографии. Поделитесь впечатлениями, какая фотография нравится больше, каким настроением проникнуты эти фотографии? Какую из них можно увидеть в семейном альбоме? В газете? В Красной книге?
Ученики: Первая и вторая фотографии явно тяготеют к семейному альбому. Это любительские снимки, сделанные кем-то из взрослых, чтобы оставить на память . Третья фотография взята из газеты, она имеет публицистический характер: воздействовать на читателя, пробудив в нём жалость, сострадание к братьям нашим меньшим. Снимок выразительный, убедительный. На четвёртой фотографии - фламинго. Но мы не знаем, почему её надо поместить в Красную книгу?
Учитель биологии: Численность фламинго постепенно уменьшается. В конце 50-х гг. в Казахстане насчитывалось около 50 тыс. фламинго, в настоящее время их там остается не более 15 тыс. Гнездовая колония в Кызылагачском заповеднике очень незначительна. В Красноводском заповеднике ежегодно зимует от 5—6 до 15—16 тыс. птиц. Во многих странах Африки и Южной Азии розовых фламинго преследуют, места их гнездования становятся ненадежными. Поэтому они занесены в Красную книгу.
Учитель: Какие подписи могут быть у этих фотографий? Что меняется в нашем восприятии, когда рядом с фотографией появляется слово?
Ученики: Подписи наполняют фотографию особым смыслом.
Учитель: Да, только благодаря слову сфотографированное явление вводится в мысленное русло тем или иным способом. Слово творит, а фотография фиксирует, слово пророчествует, а фотография свидетельствует. Как бы ни была содержательна фотография, она требует слова.
Текст помогает понять фотографию, а фотография текст.
Работа с учебником.
Учитель: Проанализируйте задания 39-42. Все ли тексты удачны? Что нужно, чтобы добиться единства текста и фотографии?
Ученики: 1 текст понятен и без фотографии, много лишней информации, 2 текст описывает фотографии. И не содержит собственной информации, 3 текст удачный, т.к. автор добивается единства фотографии и текста. Предложения простые, короткие, придают тексту лёгкость, воздушность. Автор мог бы сделать текст подробнее, но он намеренно не делает этого. Во-первых, есть фотография, которая отчасти заполняет воздух текста, во-вторых, автор оставляет возможность для читателя что-то домыслить, до фантазировать.
5.Дальнейшая работа по закреплению приобретённых знаний
Учитель: Итак, вы познакомились с поликодовыми текстами. А теперь попробуйте сами составить тексты к фотографиям. Можно воспользоваться учебниками биологии (Фото лягушки)
Дети читают свои тексты.
Учитель биологии рассказывает о памятнике лягушке.
Человек и земноводные
Земноводные – исключительно важные для человека животные. Во-первых, питаясь мелкой живностью, амфибии, особенно лягушки и жабы, сдерживают массовое размножение сельскохозяйственных вредителей. Благодаря этому они вместе с насекомоядными птицами зачислены в категорию защитников урожая, друзей садоводов и огородников. Во-вторых, земноводные уничтожают насекомых – носителей болезней человека, например, малярийных комаров. В-третьих, амфибии активно используются для экспериментов многими поколениями медиков, биологов и ученых смежных специальностей. Они помогли сделать массу важных научных открытий в биологии и в других науках, в том числе в бионике. Кроме того, земноводные – удивительно трогательные, нежные и зачастую очень красивые создания. Они восхищают феноменальными возможностями своего организма, изящными движениями и сложнейшим поведением. Земноводные, как и все живые существа, требуют к себе гуманного отношения человека и его защиты.
«Мученики науки»
И первые наблюдения школьников в кабинете биологии, и крупнейшие исследования биологов, медиков и других ученых очень часто связаны с использованием лягушек. Большинство приборов экспериментальной биологии и медицины рассчитано на этих «мучеников науки». Кроме того, именно лягушка более 200 лет назад дала начало развитию одной из важнейших отраслей знания – учению об электричестве. Если оценивать участие разных животных в научных опытах, то одно из первых мест заслуженно принадлежит лягушкам, которых не без оснований называют ветеранами среди лабораторных животных.
В Париже у здания Пастеровского института Сорбонны, по настоянию Клода Бернара (XIX век), воздвигнут памятник лягушке. В Токио в 60-х годах ХХ века установлен памятник лягушке по инициативе и на пожертвования студентов. Памятники являются данью признательности этому излюбленному объекту физиологических и фармакологических исследований, результатом которых явились открытия в области физиологии, физики, бионики.
В знак признания той неоценимой пользы, которую принесли скромные земноводные развитию мировой науки, им даже сооружаются памятники. Один из самых известных установлен перед зданием Пастеровского института в Париже. На деньги, собранные студентами-медиками, создан памятник в Токио.
Работа в группах. Ученики делятся на две группы. Каждая получает коллективное задание, в ходе которого дети распределяю роли. Первая группа должна составить необычный текст, вторая группа – научный текст (фото ежа с яблоком). На работу отводится 2 минуты. Ученик следит за регламентом.
Учитель: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания: делало её эффективной, тормозило выполнение задания или не позволило точно выполнить задачу?
Какой стиль общения преобладал в работе: ориентированный на человека или ориентированный на выполнение задания?
Сохранилось ли единство в группе в ходе выполнения задания?
Всем было понятна задача, поставленная для совместной работы?
Творческое задание.
Учитель биологии рассказывает интересную информацию о плавающем слоне. Комментарий фотографа Дэниела Ботельо: «Планируя путешествие на Андаманские острова, я был поражен, узнав, что на земле остался один-единственный плавающий индийский слон. В Индии слонов использовали для работы испокон веков. Их нужно было перевозить с одного острова на другой, поэтому ушастых гигантов научили плавать. Около 15 лет назад на островах появились корабли и грузовики, ставшие куда более эффективным способом перевозки. В результате, практически всех слонов продали на континент или в международные зоопарки. Остался только Раджан – последний плавающий слон.
Дети составляют необычный текст (фото слона).
Вывод. Как добиться единства фотографии и слова? Короткие фразы, отсутствие подробностей. Слово не должно говорить то, что и так ясно из снимка. Слово не должно говорить и того, чего на снимке нет и невозможно почувствовать. Подпись должна звучать, будить мысль.
6. Домашнее задание. Упражнение 44 на странице 45.
7. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок информатики и русского языка "Текст. Редактирование текста"
Тема « Текст. Строение текста и его редактирование»Цель:обобщить и закрепить основной программный материал;развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обуча...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Интегрированный урок риторики и информатики в 7-м классе. "Ораторское искусство"
Ораторское искусство - дисциплина, изучающая искусство речи, красноречие. И так важно в наш информационный век сохранить красоту великого русского языка и при этом уметь овладевать новыми ин...
Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов
Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....
«Риторика и информационные технологии». Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе. Памятка.
laquo;Риторика и информационные технологии»Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе...
Доклад на тему: «Секрет Демосфена. Интегрированный урок риторики и логопедии в 5-м классе»»
Задачи:1. Образовательные:– определить основные качественные характеристики голоса;– познакомиться с особенностями речевого (фонационного) дыхания;– узнать об основных способах улучш...