Интегрированный урок информатики и русского языка "Текст. Редактирование текста"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Тема « Текст. Строение текста и его редактирование»
Цель:
- обобщить и закрепить основной программный материал;
- развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обучающихся;
- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;
- повысить интерес к урокам русского языка;
- ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_seminara_russkogo_yazyka.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар учителей русского языка и литературы
Предгорного муниципального района Ставропольского края
Интегрированный урок русского языка в 5 А классе по теме
«Текст. Строение и редактирование текста»
Учитель русского языка и литературы МБОУСОШ№2 Р.А.Прядкина
Учитель информатики МБОУСОШ№2 З.В.Галичина
Дата 26 ноября 2012 года
Тема « Текст. Строение текста и его редактирование»
Цель:
- обобщить и закрепить основной программный материал;
- развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обучающихся;
- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;
- повысить интерес к урокам русского языка;
- ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста.
Тип урока урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока интегрированный урок
Оборудование мультимедийная презентация;
раздаточный материал;
- Организация начала урока
Учитель русского языка
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте наши уважаемые гости. Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок, который проведут 2 учителя и 11 друзей.
Учитель информатики
Да, да. Посмотрите, как бьются сердца у наши помощников-компьютеров. Их сердца бьются так же, как и наши. И так же, как мы помогаем друг другу, они будут сегодня помогать нам.
Учитель русского языка
«Золотая рыбка»
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы
(прорисованы только глаза и рот).
Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбку» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
- Сообщение темы и цели урока
Учитель русского языка
Сегодня на уроке мы с вами повторим понятие «текст», вспомним признаки текста.
Учитель информатики
Будем учиться редактировать текст на компьютере и даже совершим виртуальную экскурсию в типографию и попробуем себя в роли редакторов, корректоров и художников.
- Обобщение и систематизация знаний
1.Работа с понятием «Текст»
Ключевым понятием нашего урока является слово «текст».
Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова. Какого оно? «Текст»-ткань, сплетение.
Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом.
Как вы думаете , что общего между этими предметами? (Кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скреплённых между собой; текст также состоит из нескольких предложений, которые связаны между собой.
Любая ли группа предложений будет являться текстом?
Нет. Текст-это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически.
На доске появляется слайд «Признаки текста»
Текст-это два и более предложений, связанных по смыслу и
грамматически.
Признаки текста
- Единство темы
- Наличие главной мысли, идеи.
- Относительная законченность.
- Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.
- Логическая связь частей.
Итак, делаем вывод, что такое текст.
2. Составление текста
Перед вами предложения. Вам необходимо пронумеровать предложения, чтобы получился текст.
- Около неё возился медведь, стараясь добыть мёд из дупла дерева, росшего вплотную к скале.
- Слева мы увидели липу.
- Стоя на задних лапах он тянулся куда-то.
Как можно озаглавить этот текст?
На слайде и на листах у учащихся предложения.(Учащиеся самостоятельно работают, затем идёт проверка)
Кто правильно выполнил задание, поднимите зелёный смайлик, кто допустил ошибки - красный.
Запишите в тетради первое предложение. Давайте произведём разбор этого предложения.
- Индивидуальная работа в паре по карточкам
Восстановить предложения ,чтобы получился отрывок из стихотворения.
- На там дорожках неведомых
- Зверей следы невиданных
- Там курьих на избушка ножках
- Стоит дверей окон без без
- Синтаксический разбор предложений
Кого вы видите на картинке? Какие строчки известного вам произведения напоминает эта картинка? Приведите строчку из сказки А.С.Пушкина.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
- Проверка индивидуальной работы по карточкам
Если всё исправили правильно, поставьте себе оценку «5», если допустили ошибки «4».
7.Работа с текстом (приёмы сжатия текста)
-Какие основные приёмы сжатия текста вы можете назвать?
- Давайте попробуем отредактировать текст, используя различные виды сжатия.
Перед учащимися текст. Они редактируют его. Затем идёт проверка. Для детей первый зимний снег - настоящее раздолье. Сразу же все выбегают на улицу и начинают строить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках и лыжах. Главное, хорошо одеться, взять перчатки или варежки, чтобы снег не морозил руки. И вот уже можно лепить снежки, строить снеговую башню. Все радуются первому снегу, кроме водителей городского транспорта: им в этот день работать нелегко.
Первый снегопад - самый красивый. Снег нежный, чистый, лежит на земле, как белый пух. Все им укрыто: и дороги, и лужайки, и опавшая осенью листва. А вот животным и птицам не так-то легко теперь добывать свое пропитание из-под снега. Люди стараются помогать им - подкармливают, то есть оставляют корм там, куда приходят звери. А для птиц делают кормушки. Сделай и ты маленькую кормушку для птичек, помоги им зимовать.
8.Разгадывание кроссворда
Мы говорили о том,что предложения в тексте должны располагаться в определённом порядке,чтобы не нарушалась логика высказывания. А какие ещё нормы должны соблюдаться при построении текста? Сейчас мы вспомним виды ошибок , их условные обозначения и разгадаем кроссворд.
Г-грамматические
Р- речевые
Ёлка большая-непоследовательность
Ф- фактические
V-пунктуационные
П- повтор
- орфографические
Учитель информатики
– Какое слово получилось у нас по вертикали?
– Кто это? Что он делает?
Определение толкования слова “редактор” в словарях по Интернету на сайте www.gramota.ru
Учитель информатики:
Теперь назовите, ребята, еще профессии, связанные с набором или редактированием текстов на компьютере. (Дети называют профессии: журналист, секретарь, корректор)
Учитель информатики:
Сейчас вам предстоит побыть в роли редакторов, исправляя на компьютере предложенный текст, но сначала вспомним с вами некоторые клавиши редактирования текста на компьютере.
Скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши? Алфавитно–цифровые – для ввода символов, служебные – для выполнения различных задач, удаления и т.д , клавиши управления курсором, цифровая клавиатура – для быстрого ввода числовой информации и функциональные.
Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные функции, команды. Хорошо, скажите, а что вообще указывает текстовый курсор? Место куда можно вводить или редактировать текст.
Скажите а для чего нужны команды? Для того чтобы компьютер знал что нам нужно.
Давайте вспомним команды, которые нам понадобятся для редактирования текста.
1. Вот стою я на странице ( Shift + Alt ) | 2. Заголовок напишу буквами |
2. Два слова слились, (Пробел) | 4. Имя своё с большой буквы пишу, |
5. На новую строчку пора мне идти, |
А теперь давайте проверим наши знания на практике.
Работа за компьютером
(Редактирование текста в текстовом редакторе WordPad.)
Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим. Герасим роста двенадцати вершков, богатырём сложенный и от раждения глуханемой. Герасим жил один в небольшой избушке . Герасим был одорён необычайной силой. Работал за четверых. Работа спорилась в его руках.
Учитель русского языка:
Из какого произведения текст, который вы редактировали на компьютере? Кто его автор? ( И.С.Тургенев «Муму»)
”. Слайд демонстрирует иллюстрации книги и героев.)
А сейчас мы с вами будем выступать в роли корректоров. Найдите орфографические ошибки, допущенные в тексте.
От рождения - род, глухонемой- соединительная гласная о, одарён - дар.
Физминутка
Учитель информатики: Давайте мы попробуем себя в роли художников-иллюстраторов (рисование на компьютере иллюстраций к произведению И.С.Тургенева «Муму») в графическом редакторе Paint.
Давайте вставим ваши иллюстрации из графического редактора в текстовый. Теперь мы смело можем сказать, что сегодня освоили не только профессию редактора, корректора, художника-оформителя, но работу верстальщика – человека, который оформляет книги, журналы, газеты, брошюры.
4. Подведение итогов урока
Учитель русского языка
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Что нового узнали?
Какие произведения вспомнили?
Учитель информатики
Вы знаете, а у меня к вам вопросов нет. Вопросы по сегодняшнему уроку вам задаст компьютер и оценку поставит тоже он.
- Самооценка знаний
Учитель русского языка
Как вы думаете, кому можно поставить оценку? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Кто считает, что он работал в полную силу поднимите зелёный смайлик, а кто думает, что может работать лучше жёлтый, кому нужна наша помощь- красный.
Учитель информатики
А теперь я предлагаю вам оценить нашу работу. Если вам понравился урок , поднимите зелёный смайлик, если вам было не совсем комфортно- жёлтый. Ну а если не понравился урок, то красный.
- Домашнее задание
Домашнее задание сегодня вы можете выбрать сами.
На красных листах задания повышенной сложности, на зелёных задания попроще и на жёлтых самые простые задания.
Вам предстоит самим оценить свои силы и выбрать задание по своим возможностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОСТРОЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА»
Цель урока- формировать навыки редактирования текста, используя знания по информатике и русскому языку;ознакомить обучающихся с практическим применением знаний и умений редактирования текста,научиться...
Интегрированный урок информатики и русского языка в 5 классе "Построение и редактирование текста"
Интегрированный урок информатики и русского языка в 5 классе "Построение и редактирование текста"...
Интегрированный урок информатики и русского языка в 10 классе
Данная работа представлена по гуманитарному и естественно-научному направлению. Тема: «Обобщение и повторение правописания слов с орфограммами в приставках», «Интернет. Поиск данных в Интернете», «Тек...
Конспект интегрированного урока информатики и русского языка для 8 класса на тему: «Новогодняя открытка»
Интегрированный урок: русский язык и информатикаТЕМА: “Новогодняя открытка”(урок развития речи, компьютерное оформление новогодней открытки)ЦЕЛИ:Образовательные цели: - обучение навыкам написания твор...
Презентация к интегрированному уроку информатики и русского языка для 8 класса на тему: «Новогодняя открытка»
Презентация к интегрированному уроку информатики и русского языка для 8 класса на тему: «Новогодняя открытка»...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ПРОЦЕССОРА MS OFFICE WORD ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ «МОРФЕМИКА И ОРФОГРАФИЯ»
Тип: интегрированный урок, урок с применением ИКТ.Форма проведения: урок обобщения и закрепления знаний.В системе уроков по данной теме – это заключительный урок пе...
Интегрированный урок информатика и русский язык
Конспект интегрированного урока по информатике и филологии в 7 классе по теме «Стилевое форматирование» Цель урока: формирование практических умений работы с текстовым проце...
- Мне нравится (1)