Интегрированный урок "Украшательства речи" (риторика/русский язык/литература)
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Оглавление
Конспект интегрированного урока «Украшательства речи» (Риторика + литература + русский язык)
9 класс
Тема:
Тип урока:
Вид урока:
Триединая дидактическая цель:
- познавательный аспект: дать представление об изобразительных средствах речи; продолжить формирование навыков анализа языковых средств; формировать умение строить текст, используя изобразительные средства речи;
- развивающий аспект: развивать творческое мышление; учить художественному видению окружающего мира; учить работать с дополнительной литературой; активизировать познавательную деятельность учащихся;
- воспитательный аспект: воспитывать умение видеть прекрасное; развивать эстетические вкусы через приобщение к искусству слова; показать воздействие разных видов искусства на формирующуюся личность.
Оборудование:
Методы обучения:
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Ход урока:
Эпиграф: «Украшенность есть слог, избегающий заурядности» (Диоген Лаэртский)
«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем
преклонять других к своему об оном мнении» (М.В. Ломоносов).
I этап. Индукция
Задача этапа: вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Сравни два текста.
(Запись на доске)
1. Лес стоит над светлою поляной. Березы блестят в лазури, елочки темнеют.
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют…
Задание: В каком из них проявляется такое качество речи, как выразительность? Что помогает автору сделать речь красивой и яркой?
Вывод: Для того чтобы сделать речь красивой, выразительной, надо использовать различные средства художественной выразительности.
II этап. Деконструкция
Задача этапа: превращение текстового материала в своеобразный хаос.
(Деление класса на группы, работа в группах по карточкам)
Карточка №1.
Задание «Исключи лишнее»
Выбери из предложенного списка виды тропов и фигур речи:
Олицетворение, антономасия, словосочетание, гипербола, парафраза, амфибрахий, эвфемизм, суффикс, каламбур, анафора, градация, рассказ, риторический вопрос, антитеза, звук, оксюморон, сравнение, дисфемизм, парабола, литота, эпитет, история, аллегория.
Справочный материал
Для создания выразительности речи авторы используют тропы и фигуры речи.
Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.
К тропам относятся: метафора, метонимия, оксюморон, аллегория и т.д.
Опр. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.
К фигурам речи относятся: антитеза, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание и т.д.
Тропы и фигуры речи и их использование в тексте.
- Олицетворение (одушевление) – троп, наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы).
- Аллегория (иносказание, аллюзия – «намек») – троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.
- Антономасия (переименование) – троп, употребление известного имени собственного в значении нарицательного.
- Эпитет – троп, образное определение предмета или действия.
- Гипербола – троп, преувеличение размеров, силы, красоты.
- Литота (простота) – троп, обратная гипербола, образное выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту.
- Парафраза (пересказ) – троп, описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи.
- Дисфемизм – троп, состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово.
- Эвфемизм – троп, вежливое, смягчающее обозначение чего-либо.
- Сравнение – троп, образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.
- Каламбур (игра слов) – троп, использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов (Шел дождь и два студента, один в калошах, другой – в институт).
- Оксюморон – это троп, состоящий в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп).
- Анафора – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении (анафора лексическая, анафора синтаксическая).
- Антитеза – фигура речи, прием контраста, резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
- Градация – фигура речи, расположение слов в предложении в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения.
- Риторический вопрос – фигура речи, вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения.
Отвечает 1-я группа.
Карточка №2.
Задание «Подбери к каждому термину в левой колонке определение из правой колонки»
1. Олицетворение | 1. – это троп, состоящий в соединении двух антонимов (слов противоположных по значению), когда рождается новое смысловое единство (красноречивое молчание, живой труп). |
2. Аллегория | 2. – фигура речи, расположение слов в предложении в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения. |
3. Антономасия | 3. – троп, образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. |
4 Эпитет | 4. – троп, состоящий в замене нормативного, естественного слова на более вульгарное, фамильярное слово. |
5. Гипербола | 5. – фигура речи, прием контраста, резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. |
6. Литота | 6. – троп, образное определение предмета или действия. |
7. Парафраза | 7. – троп, использование разных значений одного и того же слова или двух одинаково звучащих слов( Шел дождь и два студента, один в калошах, другой – в институт ). |
8. Дисфемизм | 8.– троп, наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы). |
9. Эвфемизм | 9. – троп, описательный оборот, который употребляется вместо какого-либо слова, предмета речи. |
10. Сравнение | 10. – фигура речи, состоящая в повторении начального слова в каждом предложении (анафора лексическая, анафора синтаксическая). |
11. Каламбур | 11. – троп, преувеличение размеров, силы, красоты. |
12. Оксюморон | 12. – троп, наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (чаще всего используется при описании природы). |
13. Анафора | 13. – троп, употребление известного имени собственного в значении нарицательного. |
14. Антитеза | 14. – троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках. |
15. Градация | 15. – троп, обратная гипербола, образное выражение намеренно преуменьшающее размер, силу, красоту. |
16 Риторический вопрос | 16. – троп, вежливое, смягчающее обозначение чего-либо. |
Ключ: 1-12, 2-14, 3-13, 4-6, 5-11, 6-15, 7-9, 8-4, 9-16, 10-3, 11-7, 12-1, 13-10, 14-5, 15-2, 16-8.
Отвечает 2-я группа
.
Карточка №3.
Выполнить несколько ситуативных упражнений, используя подсказку.
1. Вам надо закончить предложение по образцу Как мне повезло, - говорит подсолнух, я похож на солнце. Каким тропом вы воспользуетесь?
Как мне повезло…, - говорит сосулька, картошка, снег, мяч, кот, лампочка, лес, еж.
Составьте 1-2 примера.
2. Вам надо объяснить смысл пословиц. На каком приеме вы будете строить свое объяснение?
Дело веди, а безделье гони.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Человек то лени болеет, а от труда здоровеет.
В умной беседе ума наберешься, в глупой свой растеряешь.
3. Представьте, что у вас в руках волшебная палочка. Что бы вы хотели увеличить или уменьшить? Расскажите, что получится, если вы сможете осуществить свой замысел? Какими стали предметы? Какой прием вы использовали?
Вывод:
Искусство делать свою речь красивой требует практики и знания арсенала речевых средств, накопленных за тысячелетие языком.
III этап. Реконструкция
Задача: создание представления о предмете
Тропы и стилистические фигуры широко используют в своих произведениях мастера слова.
Работа в группах.
Карточка № 4
Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
- Но остался влажный след в морщине старого утеса (М.Ю. Лермонтов).
- Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.С. Пушкин).
- Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди ваши грехи. Теперь же он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех? (из речи адвоката Ф.Н. Плевако).
- Моих ушей коснулся он.
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье. (А.С. Пушкин)
5. В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.С. Пушкин)
- Кого позвать мне?
С кем мне поделиться
Той грустной радостью
Что я остался жив? (С. Есенин)
- При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить
ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слез! (Ф. Достоевский)
8. Хорошо живется общительному человеку – полмира у него в кармане.
Ключ: 1 – метафора, 2 – эпитет, олицетворение, 3 – риторический вопрос, 4 – анафора, 5 – инверсия, сравнение, 6 – оксюморон, 7 – градация, 8 – гипербола.
Вывод: Примеры показывают, что использование средств художественной выразительности делает текст богаче и красочнее.
IVэтап. Социализация
Задача: оценить свою работу, выразить свое мнение, услышать партнера, дать оценку своей деятельности.
Работа в группах.
Карточка № 5
Упражнение «Оживи текст»
Задание: «оживи» предлагаемый текст с помощью разнообразных риторических приемов.
Наступило утро. Грозовое небо все еще виднелось за окном. Две радуги появились над вершинами. Мокрые цветы диких пионов цвели на подоконнике. Было душно. Пар поднимался над скалами. В пропасти бежал ручей.
Вывод: один и тот же текст можно «оживить» по-разному, используя различные приемы.
V этап. Афиширование
Задача: представить свой текст, обсудить полученные результаты.
«Вывешивание» своих произведений участниками мастерской, знакомство с работой другой группы.
Вывод: группы обмениваются мнениями.
VI этап. Разрыв
Задача: появление нового информационного запроса.
Выявляются наиболее удачные моменты в работе групп, и ребята получают домашнее задание.
Попробуем ответить на вопрос: где мы можем применить полученные сегодня знания?
(Д.з. – выполнить тестовые задания варианта ЕГЭ)
Вывод: происходит новое видение предмета.
VII этап. Рефлексия
Задание: обобщить сказанное на уроке.
У каждого есть солнышко. Вспомнить, о каких тропах и фигурах речи говорили на уроке и на длинном лучике написать название тропов, а на коротком – фигур речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок, посвященный А.С. Пушкину (английский язык+ литература).
Нельзя воспитывать толерантное отношение к чужой цивилизации, культуре, национальным традициям, обычаям, если отсутствует уважение к своей собственной культуре, к своей стране. Известно, что каж...
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи урока:привлечь детей к народному творчест...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Интегрированный урок "Подарок" (МХК, русский язык, литература) 9 класс
Урок, проведенный в рамках методической недели "Марафон уроков", знакомит с современной педагогической технологией "Творческая мастерская". Рекомендуется для обучающихся 9 класса. В ходе занятия...
Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)
Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно исследовать печатную информацию (тексты разных с...