Урок русского языка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Пинчук Татьяна Владимировна

Закрепление темы "Знаки препинания при деепричастном обороте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_deeprichastiyu.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-закрепление знаний

Знаки препинания при деепричастном обороте

        Цель: закрепить знания учащихся в постановке знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

        Задачи:

        1. Образовательные:

- совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте;

        - повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи;

        - проверить умения различать деепричастные и причастные обороты.

        2. Развивающие:

        - способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, формирование коммуникативных умений;

        - создать мотивационную основу для изучения русского языка.

        3. Воспитательная:

        - воспитывать интерес к русскому языку, культуру интеллектуального труда, уважительное отношение к окружающим, друг к другу.

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Ознакомление с целью урока.

Проверка домашнего задания. (Упр. 166)

Работа по теме урока.

- Итак, дома вы работали с причастным и деепричастным оборотами. Продолжим ее на уроке. Начнем с разминки.

1. Этап «Разминка»

 А) Работа с сигнальными карточками.

(Читаются предложения, ученики поднимают карточки: красный цвет – сигнал ДО, синий - ПО)

Саперы, управляющие лодкой, не бросали весел. (ПО)

Не узнав горя, не узнаешь и радости. (ДО)

Много тайн хранят леса, опаленные войной. (ПО)

Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. (ДО)

Выйдя из дома, человек направился к машине.(ДО)

Лодка, управляемая твердыми и сильными руками, чиркнула плоским днищем о песчаную отмель. (ПО)

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. (ДО)

Человек, вышедший из дома, направился к машине. (ПО)

(Прокомментировать ).

Б) Игра «Третий лишний» (слова записаны на доске; ученики по очереди выходят к доске и подчеркивают лишнее слово, объясняя, почему)

        1) сбегая, провожая, трепещущий;

        2) весело, обдумав, любя;

        3) желая, хотеть, любя;

        4) зная, действуя, земная.

В) Синтаксическая пятиминутка 

(ученик у доски; у ребят на партах таблицы-подсказки)

Каждый самостоятельно объясняет пунктуацию в предложении.

        Деревья радостно трепещут, купаясь в небе, заполненном солнечным светом.

        - Что такое причастный и деепричастный оборот?

Проблемный вопрос:

 - В чем отличие причастного оборота    и     деепричастного?

Ответьте на этот вопрос, проанализировав следующие предложения.

(Ребята записывают предложения под диктовку и меняют в них местоположение оборотов).

Человек, вышедший из дома, направился к машине.

(Вышедший из дома человек направился к машине)

Приближаясь к роще, Лиза пошла тише.

(Лиза, приближаясь к роще, пошла тише.

Лиза пошла тише, приближаясь к роще.)

- А как обстоят дела с одиночными причастиями и деепричастиями?

         

Переход деепричастий в наречия

Неизменяемость деепричастия и его синтаксическая роль (обстоятельство) являются той основой, на которой совершается переход деепричастий в наречия. Такому переходу способствует отсутствие у деепричастия зависимых слов: Слайд 1.— Что же вы молчите? — Наслаждаюсь молча (П.). При переходе в наречия деепричастие утрачивает значение добавочного, сопутствующего действия: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа (Д. Бед.). Деепричастия (обычно несовершенного вида), ставшие наречиями, выполняют роль обстоятельства и характеризуют действие с качественной стороны: Наступать надо немедля (Фурм.).

  Помните: деепричастные обороты на письме всегда обособляются. Независимо от их места в предложении.

Так ли трудно следовать этому правилу? На первый взгляд не очень. Но на самом деле на это, казалось бы, нехитрое правило бывает довольно много ошибок.

Самая распространенная ошибка – потеря одной из запятых, когда деепричастный оборот стоит в середине предложения. То теряется первая запятая, то вторая. Как в пословице: «Нос вытащишь – хвост увяз, хвост вытащишь – нос увяз». Запомните хорошенько: у деепричастного оборота (если только он стоит не в начале и не в конце предложения) обязательно должны быть две запятые – на носу и в хвосте.

Слайд 2. Лиза, приближаясь к роще, пошла тише.

Всегда ли обороты выделяются запятыми? Оказывается, нет.

Слайд 3. Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми.

Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, послушайте  следующий рассказ. (Читает ученик)

С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников». Слайд 4.«Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича.

Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро».

- Как называются такие выражения?

Деепричастия, перешедшие в наречия, могут входить в состав фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки и др.

Устойчивые словосочетания, которые обозначают совсем не то (или не совсем то), что входящие в них слова. В отличие от добавочных сказуемых – обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, устойчивые сочетания с деепричастиями на письме не выделяются запятыми.С ними  нужно держать ухо востро. Не путайте их, пожалуйста, со свободными словосочетаниями.

Сравните два предложения и скажите, в каком из них идиома, а в каком свободное словосочетание.

Слайд 5.

Ребята взялись за дело засучив рукава.

 Засучив рукава, мама принялась месить тесто.

(Вы, наверное, поняли, что в первом предложении устойчивое сочетание, поэтому ему не положено запятой. А во втором – свободное словосочетание.)

- Теперь вы знаете достаточно много, чтобы выделять деепричастия и деепричастные обороты.

Карточка на каждую парту

Задание 1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу устойчивые сочетания из приведенного выше  списка. Расставьте знаки препинания.

Скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

1. Боясь опоздать я несся в школу...… .

 2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора, и только двое бездельников сидели... … .

 3. Не взвесив всех возможных трудностей я пустился в рискованное предприятие... … .

 4. Не испытывая большой любви к этому предмету я... … сел готовиться к контрольной.

 5. Наш учитель литературы обладая даром рассказчика объяснял материал так что мы слушали...… .

Переходим к  3  этапу «Деепричастия и хороший стиль».

Слайд 6. Прочитайте предложения.

Петя нес на плече белку, весело вертя хвостом.

Конюх вел на поводу лошадь, ласково мотая мордой.

- Как вы думаете, что хотели сказать авторы этих предложений и что у них получилось? Кто вертел хвостом и кто мотал мордой?

 -Конечно, они хотели сказать, что вертела хвостом белка, а мотала мордой лошадь, а получилось, что вертел хвостом Петя, а мотал мордой конюх. Как это ни странно, такие ошибки встречаются нередко.

-  Тот, кто составлял эти предложения, не учел одного очень важного правила. Вот оно:

Слайд 7. 

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, по смыслу относятся к одному и тому же лицу или предмету.

- Но помните, что грамматически деепричастие относится к глаголу, обозначая, как, каким образом происходит основное действие.

Задание 2: «Грамматические орешки»

- Исправьте грамматические  ошибки в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. Изменять эти предложения можно по-разному, главное, чтобы они были грамотно, по-русски построены.

- Кто же быстрее и грамотнее разгрызет орешки?

(Каждому на парту выдается предложение)

1. Подойдя к калитке, на меня обрушился яростный лай собаки.

 2. Подбегая к дому, послышались первые раскаты грома.

 3. Спрятавшись под навес, дождик нам был уже не страшен.

 4. Подняв хобот, раздался громкий рев слона.

 5. Многие слоны стали жертвой охотников, стараясь добыть драгоценную слоновую кость.

Этап 4 заключительный «Контрольный пункт»

Тест

Найдите предложения, в которых есть части речи, обозначающие добавочное к основному действие.

Космонавт слушает и улыбается.

Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

Найдите словосочетания с деепричастием.

Закутанный в тулуп;

Проложенный геологами;

Укрепил болт;

Вырастив урожай;

Запертый дома;

Устроившись на ночлег.

Укажите верное продолжение предложения.

Потрогав воду,

она показалась мне очень холодной.

мне расхотелось купаться.

я передумал купаться

ее температура была слишком низкой.

- Обменяйтесь друг с другом листочками и произведите взаимопроверку.

IV. Итоги урока.

        Вывод:  ДО и одиночные деепричастия выделяются запятыми всегда, если они не перешли в разряд наречий или не стали устойчивыми сочетаниями.

        Оценки.

V.Домашнее задание: подготовить связное высказывание на тему: «Что я знаю о деепричастии»; из повести «Тарас Бульба» выписать по 2 предложения с причастным и деепричастным оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...