Глагол, причастие, деепричастие. Нормы употребления.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления глаголов и глагольных форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_prichastie_deeprichastie.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы употребления глагола
1. Укажите неопределённую форму данных глаголов.
1) Заостряю, баюкаю, выдумываю, запеваю, гуляю, знаю. 2) Клюю, сую, командирую, иронизирую, путешествую, командую. 3) Прыгну, двину, утону, обману, воспряну, вытряхну, согну. 4) Дрогну, зябну, исчезну, кисну, окрепну, прилипну. 5) Плачу, прогрохочу, стучу, жажду, колеблю, вяжу. 6) Лягу, облеку, пренебрегу, запрягу, зарекусь, толку. 7) Сочту, гребу, везу, ползу, скребу, трясу, бреду, обрету. 8) Начну, дойму, займу, отниму, жму, мну. 9) Серебрю, обижу, кричу, хлопочу, кормлю, закурю, плачу, пыхчу.
2. Составьте предложения с близкими по звучанию, но различными по значению глаголами.
Обвешать (чем-то со всех сторон) — обвесить (недовесить, обмануть); обезлесеть (лишиться леса) — обезлесить (лишить местность лесов); обезлюдеть (стать безлюдным) — обезлюдить (сделать безлюдным); обескроветь (стать бескровным) — обескровить (сделать бескровным); обессилеть (лишиться сил) — обессилить (лишить кого-либо сил); остекленеть (в значении «становиться похожим на стекло») — остеклить (в значении «вставить стекла»).
3. Образуйте формы инфинитива следующих глаголов; при этом обращайте внимание на вид глагола.
Пробуди, сбереги, бросай, ввези, высыхай, добивайся, режь, ляг, беги, лежи, положи, лакомься, сопротивляйся, изготовляй, исправь, организуй, приготовь, встань, выучи.
4. К каждому из глаголов подберите парный глагол другого вида, укажите способ его образования. Выделите глаголы, не имеющие видовых пар.
Смеяться, стирать, продавать, летать, бегать, бродить, идти, саживал, нашивал, лавливал, выписать, добиться, открыть, засвистеть, заиграть, побежать, вздрогнуть, шагнуть, полежать, помедлить, пролежать, побеседовать, скользить, колоть, мелькать, махнуть, садиться, собирать, расставить, смазать, сберечь, вырубить, вступить, выгладить, отрывать, перейти, бороться, ехать.
5. Какие глаголы из каждой пары чаще употребляются в деловой речи? А какие — в разговорной?
Платишь — плотишь, видеть — видать, слышать — слыхать, свистеть — свистать, накоплять — накапливать, толкнуть — толкануть, стегнуть — стегануть, удостаивать — удостоивать, уславливаться— условливаться, задабривать — задобривать, обусловливать — обуславливать, сдобривать — сдабривать, сосредоточивать — сосредотачивать, опоражнивать — опорожнивать, уполномочивать — уполномачивать.
6. От приведённых ниже глаголов образуйте формы наклонений; при этом учитывайте вид глагола.
Образец: изъявительное наклонение - вытру, вытер (формы настоящего времени нет, так как глагол совершенного вида); условное наклонение - вытер бы; повелительное наклонение - вытри(те)!
1) Найти, находить, охранять, счесть, обвивать, одеться, надеть, готовиться, отметиться.
2) Налепить, оставить, прилетать, сбиваться, придвинуться, ехать, принять, обвить, избегать, уйти.
7. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов:
ПРОСТИТЬ, ПРОЩАТЬ, ИЗВИНИТЬ, ИЗВИНЯТЬ, ЕХАТЬ, ВЫБРОСИТЬ, ВЫЛЕЗТИ, ЗАХОТЕТЬ, ДОСТАВАТЬ, ЛИТЬ, НАДОЕСТЬ, ЛЕТЕТЬ, ЛЕТАТЬ, ТРУДИТЬСЯ.
8. От данных глаголов образуйте формы мужского рода прошедшего времени. Укажите особенности образования прошедшего времени некоторых глаголов.
Погибнуть, плести, упасть, нести, ползти, печь, беречь, тереть, запереть, ослепнуть, сохнуть, мёрзнуть, зябнуть, дрогнуть, достигнуть, гаснуть, увязнуть, привезти, мокнуть, двинуть, прыгать, замёрзнуть, грести, вытереть, скрести, расти, ушибиться, выписываться, установиться, идти, сжечь, возвращаться, выйти, выходить, уезжать, уехать, раскаяться, толочь, вычесть, надеяться, колебаться, оглохнуть, привыкнуть, испечь, меркнуть.
9. Раскройте скобки, поставив выделенный глагол в форму прошедшего времени.
1) «Двенадцать стульев» М. Захарова (возродить) интерес к творчеству И. Ильфа и Е. Петрова. 2)«Аргументы и факты» (писать) об этом ещё на прошлой неделе. 3) «Джентльмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии. 4) «Чапаев и Пустота» (принести) автору шумный успех. 5) «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой. 6) Фильм «8 1/2» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини. 7) «Вечерний Петербург» (рассказывать) о прошедшем фестивале в предпоследнем номере.
10. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранную форму.
1) На съезде присутствовал.. 117 делегатов, причём большинство их был.. представителями отдельных районов. 2) Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был.. готов.. к новым играм. 3) Большинство предметов, лежавших на столе, был.. покрыт.. пылью. 4) За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был.. наш профорг группы. 5) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил.. всех. 6) На пересечении двух улиц открыл.. автомат-закусочная. 7) На областной выставке особым успехом пользовал.. вагон-весы отечественного производства. 8) Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал.. новый типовой проект. 9) Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, долж.. сыграть важную роль в развитии производства. 10) Рядом с торговым центром открыт.. кафе-столовая. 11) Плетён.. кресло-качалка стоял.. на террасе. 12) Театр-студия О. Табакова воспитал.. немало талантливых актеров. 13) С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой пополн.. новыми экспонатами. 14) Книга-справочник для автолюбителей издан.. и поступил.. в продажу. 15) Архитектор Серова рассказал.. корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы. 16) Все, даже мама, был.. сегодня против него. 17) «Фигаро» (журнал) опубликовал.. новые сведения о похищении французского бизнесмена. 18) На экзамен пришл.. всего 10 человек.
11. Укажите спряжение глаголов, объясните, как оно определяется.
Надоесть, идти, чтить, гореть, тлеть, обескровить, обессилить, обезлюдеть, очутиться, брезжить, молоть, завертеться, зависеть, завянуть, ненавидеть, прослушать, обидеть, возмущать, разогнать, прибежать, создать, дать, есть.
12. Проспрягайте следующие глаголы.
Стеречь, печь, зажечь, торжествовать, рубить, остекленеть, занять, дремать, брезжить, обидеть, реять, колоться, прыгнуть.
13. В русском языке есть небольшая группа глаголов с неполным спряжением. Какие из глаголов, приведённых ниже, не образуют форм 1-го и 2-го лица единственного числа? Почему это происходит? При невозможности образования этих форм замените их синонимами или описательными выражениями.
Ощутить, висеть, осудить, дерзить, толпиться, теплиться, зеленеть, пылесосить, убедить, нестись (откладывать яйца), победить, утвердить, скопиться, чудить, исколесить, куролесить, клеймить, насладиться, бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.
14. В каких предложениях допущены ошибки?
1) Душа его жаждет славы. — Он жаждает бурь и приключений. 2) Над нами не каплет! — С потолка капает вода. 3) Я сознаю свои слабые стороны. — Он сознавает свои ошибки. 4) Мерно колеблется маятник стенных часов. — Она всё ещё колебается в выборе. 5) Что двигает солнцем и звёздами? — Кто это в час ночи двигает мебель в квартире наверху? 6) Сколько денег тебе потребуется? — Сколько времени на это требовается?
15. Где суффикс -СЯ является излишним?
1) Этот концерт играется в четыре руки. 2) Эта пьеса играется впервые. 3) Девочка играется с куклой. 4) «Анна Сергеевна, мы с мальчишками не хотим играться: они шишками кидаются!» — «Не надо ссориться, дети, играйтесь дружно!» 5) Внимание, разыгрывается главный приз. 6) В эту игру играются вдвоём или вчетвером.
16. Какие ошибки (орфографические или грамматические) допущены в следующих предложениях? Исправьте их.
1) Ложи вещи на место. 2) Дети! Здесь вы будете весить пальто. 3) Он ездет. — Он ездиет. 4) Микула пахает землю. Он пашит деревянной сохой. 5) Представте себе эту картину. 6) Закончь работу и отреж мне хлеба. 7) Дети смеются, играются, кидаются снежками, валяются в снегу.
17. Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением глагольных форм.
I. 1) Алёша подружил со сторожем. 2) Ребята игрались в комнате. 3) В летнее время молодняк пасётся по хорошим пастбищам, поится кубанской водой. 4) Она махает платком. 5) Пчёлы стучатся на лету о стенки улья. 6) Инструмент надо ложить в ящик. 7) Все формы закрепления знаний надо широко использовать, чтобы приходить к экзаменам подготовленными. 8) Молодогвардейцы распространяли листовки, слушают сводку Совинформбюро. 9) Июльское солнце накалило землю, и степные травы бессильно склонялись к земле. 10) Семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 11) Когда Гринёв задолжал Зурину сто рублей, то Зурин присылает к Гринёву мальчика с письмом. 12) Займите мне сто рублей. 13) Главный инженер обязал мастера, чтобы он впредь немедленно доложил о каждом случае простоя. 14) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 15) Марусе стало всё хуже и хуже. 16) Собака бросилась к мальчику, но, не добежав, вдруг останавливалась. 17) Когда Наполеон приблизился к Москве, всё население бросило своё имущество и покидало Москву. 18) Сотрудники фирмы за весну услыхали много лекций. 19) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. 20) Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 21) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 22) С улицы зашёл заснеженный человек, он замотан шарфом, стоит и не раздевает пальто. 23) Дети, как только услышат шум самолёта, сразу же убегали.
II. 1) Мы закрепляли первые скромные успехи, стремясь углубить и расширить их, повели борьбу с недостатками. 2) Все фирмы уже позаключали договора с поставщиками. 3) Он выстрелил, и орёл камнем летел к нашим ногам. 4) Не махай руками. 5) Путешественников настигнул шторм. 6) Экскаваторы всё глубже вгрызаются в землю, и на наших глазах постепенно образовываются котлованы — чаша будущего моря. 7) В Мексике до сих пор изготавливают головные уборы, которые индейцы одевают в праздники во время танцев. 8) Мальчики так долго дрогли на дожде, что у них похолодели руки и ноги. 9) Хрустов снимался с этой должности, снова возвращался, затем вторично отрешался от неё. 10) Митька должен был перерезывать провода и ждать товарищей в условленном месте. 11) Ослабла жара в Западной Сибири. 12) Когда Алёша вспоминал бабушку, все люди стали казаться ему лучше. 13) «Как тебе не стыдно: кто же так клеплет железо?» — увещал старик-мастер подростка. 14) Где вы слыхали об этом? 15) Ребята поспешили в общежитие, чтобы вовремя начать приготавливать всё к приезду дорогих гостей. 16) После дезинфекции убитые насекомые собираются с соблюдением мер предосторожности. 17) Цветок сохнул без воды. 18) Я полоскаю горло. 19) На фото показываются два работника завода, которые осматривают холодильник. 20) С каждым годом в Москве увеличится объём жилищного строительства. 21) Требуется бороться с тем, кто, покрывая лодырей, узаканивает браконьерство. 22) При затоплении котлована образовывается водохранилище, в котором бы скопилось 350 млн. куб. метров. 23) Предприятия, учреждения и родители могут приобресть путёвки в лагерь, уплачивая их стоимость на текущий счёт пионерлагеря.
18. Отредактируйте сочинение.
Первый снег
Сегодня выпал первый снег, и все радоваются. Как долго мы ждали этого дня! Уже давно пришёл декабрь, а всё сеит и сеит противный дождь. Зима, а на земле в грязных лужах чернеют згнившиеся листья, и никто даже не хотел гулять и играться во дворе. А сегодня — праздник! Я пришла из школы, ложу портфель — и во двор! Всё стало беленькое, чистенькое, нигде — ни грязиночки! На белом-белом дворе красуются белые-белые деревья и кусты, стоят белые-белые мягкие скамеечки, даже мусорные бачки такие стали беленькие и аккуратненькие, только кот на одном из них сидит чёрный. Он мылся лапкой. Наверное, ему было стыдно, что он чёрный, и он хотел стать более чище. Я гляжу на всё это, и мне это очень нравится, и я пошла писать сочинение.
Нормы употребления причастий
Глаголы | Причастия | Количество форм |
действительные | страдательные |
наст. вр. | прош. вр. | наст. вр. | прош. вр. |
переходные | несов. вида | + | + | + | + | 4 |
сов. вида | — | + | — | + | 2 |
непереходные | несов. вида | + | + | — | — | 2 |
сов. вида | — | + | — | — | 1 |
1. Образуйте от приведённых ниже глаголов действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, ориентируясь на таблицу (образование причастий в зависимости от вида и переходности исходного глагола).
1) Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов: промокнуть, привезти, погибнуть, вести, цвести, оглохнуть, закончить, разбросать, перекачать, перекатить, забрести, замести, заплести, идти, беречь, печь, сесть, приобрести, изобрести, зеленеть, вымокнуть, погибнуть, продать.
2) Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от глаголов: вспахивать, сажать, посеять, убрать, убирать, полоть, прополоть, восстанавливать, восстановить, возобновлять, возобновить, вымыть, вымывать, поднять, поднимать, понимать, управлять.
2. Охарактеризуйте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастий и причастных оборотов. Какие ещё ошибки есть в предложениях? Исправьте их.
I. 1) Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. 2) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3) Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4) В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка. 5) Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива. 6) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью. 7) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. 8) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 9) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 10) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
II. 1) Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов ... полуострова Морей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 2) Мы видим Василия постоянно няньчающим детей, хлопочущим по дому. 3) Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта. 4) Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 5) Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 6) В замысле художника сказалось то значение, которое он придавал делу декабристов, уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть в лицо первых героев освободительного движения в России. 7) Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отмечены премией. 8) На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся бы аэробикой в группах здоровья.
III. 1) Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина. 2) Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий. 3) Горький — писатель, с детства проникнувшийся сочувствием к своему народу. 4) Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, очень сложная. 5) Поводом для происшедшего в 1853 году разрыва дипломатических отношений между рядом держав и последующего начала военных действий стал давний спор между православной и католической церковью из-за владения христианскими святынями в Палестине, входящей тогда в состав Османской империи. 6) Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии Мосфильм. 7) Когда год назад я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха показалась мне совсем туманной и давно вдавшейся в глубь веков. 8) Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займёт площадь в 400 гектар. 9) В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 10) Не оставляйте топящие печи без присмотра. 11) Григорий раскидывал обломки, набившие колодец, не задумываясь о том, что может повредить скафандр. 12) Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейс, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.
3. Отредактируйте сочинения.
1) Залезшая обезьяна на дерево хотела полакомиться ягодкой, которая росла внизу. Но разленившаяся обезьяна не хотела слезать с дерева, на котором она сидела. И вот она придумала, как достать ягодку, не слезая с дерева. Ей пришла отличная мысль, увидев рядом удавчика. Ухватив его за хвост, она спустила его вниз, и сорванная им ягодка оказалась у неё. Вот какая обезьяна хитрая.
2) У меня давно была мечта про аквариум, в котором живут золотые рыбки. И вот, упросив маму, моя мечта сбылась! Она согласилась, и в моё день рождение мы пошли в зоомагазин. Выбрав в магазине рыбок, принесли их, сверкающих золотистой чешуёй домой. Самая выдающаяся рыбка своим внешним видом называется вуалехвост. Ее плавники поражают красотой, колышущиеся среди водорослей, растущие в аквариуме. Я могу целыми часами сидеть у аквариума, любуясь резвящимися рыбками! Мне кажется, что это более интереснее всего на свете! Для кого-то это кажется странным, но я не променяю своих рыбок даже на собаку!
Нормы употребления деепричастий и деепричастных оборотов
1. Образуйте деепричастия несовершенного вида от следующих глаголов.
Играть, белеть, журчать, мести, гулять, вянуть, бормотать, вертеть, брести, зимовать, искать, клясть, жечь, кормить, бороться, тереть, вить.
2. Образуйте деепричастия совершенного вида от следующих глаголов.
Дойти, проститься, убедиться, пройти, увидеть, суметь, нахмурить, вынести, заметить, выехать, вспомнить, обрести, съесть, встретить, отворотиться, присесть, забрести.
3. Каким придаточным (времени, условия, причины, уступки и т. д.) следует заменить неправильно употреблённый деепричастный оборот?
1) Не соблюдая правил дорожного движения, ждёт опасность. 2) Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 3) В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили. 4) Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё-таки врезалась в столб. 5) Он был спасён подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину. 6) Авария произошла, понадеявшись на случай.
4. Замените там, где это возможно, обстоятельственные придаточные деепричастными оборотами. Отметьте случаи, в которых такая замена невозможна и объясните почему.
1) Если вы пойдёте лесом, то выйдете к станции. 2) Чтоб быстрей заснуть, заставлю себя считать до ста. 3) Если он решил это сделать быстрее, делает быстрее. 4) Когда мы вернулись с соревнований, нас торжественно встретили в школе. 5) Когда я увидел сторожку на краю леса, я решил в ней заночевать. 6) Если мы хорошо подготовимся к соревнованиям, победа будет за нами. 7) Когда мы вышли в путь, уже темнело. 8) Когда мы прошли полдороги, вспомнили, что забыли один чемодан. 9) Если не умеешь плавать, не катайся на лодке в одиночестве. 10) Если не умеешь плавать, в лодочном походе тебе делать нечего. 11) Если не умеешь плавать, надо учиться. 12) Если не умеешь плавать, это может очень помешать в жизни.
5. В приведённых ниже предложениях есть отклонения от современной нормы употребления деепричастий. Перестройте предложения в соответствии с современной нормой.
1) Осмотревшись в Москве, взгляд Голицына остановился на Дмитрии Павловиче. (А. Герцен.) 2) Пройдя в калитку, Пьера обдало жаром, и он невольно остановился (Л. Толстой.) 3) Возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (М. Лермонтов.) 4) Вы согласитесь, что, имея право выбрать оружие, жизнь его была в моих руках. (А. Пушкин.) 5) Относя письмо в почтовый ящик, у меня украли в номерах «Стоимость» пальто брата твоего, булочника. (И. Ильф и Е. Петров.) 6) Далеко от украинского края, проехавши Польшу, минуя и многолюдный город Лемберг, идут рядами высоковерхие горы. (Н.Гоголь.)
6. Охарактеризуйте и исправьте ошибки, связанные с образованием деепричастий и употреблением в речи деепричастий и деепричастных оборотов.
I. 1) Меныной-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2) Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку всё новое, интересное. 3) Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 4) Мы заняли второе место в районе, вывезя 11116 тонн удобрений. 5) Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приёма двух таблеток во время еды, запивая их водой.
II. 1) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 2) Возвращаясь домой, меня застиг дождь. 3) Подходя к лесу, мне стало холодно. 4) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Самары. 5) Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 6) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 7) Получив тяжёлую рану, солдат был спасён своими товарищами. 8) Пользуясь логарифмической линейкой, расчёт производится быстро и легко. 9) Всё изложенное в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 10) От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. 11) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 12) При неосторожном обращении с огнём, находясь в нетрезвом состоянии, произошёл пожар. 13) Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так не смогла оправиться от удара, хотя и прожила ещё 10 лет, умерев в возрасте 36 лет.
7. Найдите ошибки и исправьте их. Вы можете использовать предложенные ниже способы.
Образец: Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора. — Варианты правки. 1) Я читаю это произведение, и меня изумляет глубина мысли автора. 2) Я читаю это произведение и изумляюсь глубине мысли автора. 3) Читая это произведение, я изумлялась глубине мысли автора. 4) При чтении этого произведения меня изумила глубина мысли автора.
1) Взяв в руки старое фото, суровое военное детство всколыхнулось во мне. 2) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 3) Мучаясь головной болью, моё сочинение заканчивается. 4) Мы надеемся, что, уезжая из пионерского лагеря, и в вашем багаже будет песня. 5) Читая строку: «И тот послушно в путь потёк...», перед нами предстаёт мрачная картина: деспотизм власти и рабское безволие. 6) Переползая поле возле деревни, шальная пуля угодила ему в голову. 7) К Печорину приходит разочарование, вращаясь в светском обществе. 8) Войдя в «Голубую гостиную», бросается в глаза инкрустированный столик, стоящий у противоположной стены. 9) Гордостью наливается душа, видя, как по площади идут ровные ряды курсантов. 10) Занимаясь в яхт-клубе, моё здоровье поправилось. 11) Читая стихотворение, перед нами предстаёт рельефная картина.
8. Чем вызван комический эффект?
1) Придя в лес, солнце село. 2) Он выгоняет жену из дома, избив предварительно до потери сознания. 3) Играя на фортепиано, голова его медленно опускалась и глаза закрывались от удовольствия. 4) Истязая жену, перед нами встает образ Власова-отца. 5) Но, разгромив Колчака, на Россию напал Деникин, а потом и Юденич. 6) Рисуя любовную лирику Наташи Ростовой, мы не можем не вспомнить её первый бал. 7) Дикой сделал Бориса послушным рабом, забив в нём все человеческие достоинства. 8) Дни летели за днями, обгоняя друг друга. 9) Нынче, в 5 часов утра, открыв окна, ко мне вошёл свежий воздух, наполненный ароматом цветов из скудного палисадника. 10) Ни разу не растерявшись и не смутившись от никакого случая с хладнокровием, почти неестественным. 11) Побледнев от волнения, трактор с Володей за рулём рванул в сторону. 12) Улетая из города, температура была под ноль. 13) Входя в школу, у ребят открывается дорога к знаниям. 14) Не успев моргнуть глазом, налетела туча.
9. Отредактируйте сочинения.
1) Посмотрев вокруг, окресный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоём в виде озера. Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав её и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продовольственными продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно.
2) ...Вот и куст распустившегося шиповника. Солдат свернул к нему, вспоминавший слова старухи. Раздвинув ветки, он увидел вход в подземелье. Обрадованный служивый шагнул туда. Пройдя немного, показалась дверь, окованная медью. Толкнув её, солдат, ослеплённый ярким светом, замер. На сундуке, покрытою медью, сидела собака со сверкающими глазами.
Увидев собаку, солдат, он вспомнил заклинание, которое дала ему старуха. Он произнёс его, и она его пустила к спрятанным сокровищам в сундуке. Набив карманы медными деньгами, у солдата появилась желание найти и золото. Он двинулся дальше по подземному ходу, освещенным неярким светом, исходившем от стен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок" Лексические нормы употребления глаголов"
Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...
Презентация"Лексические нормы употребления глаголов"
Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...
Нормы употребления причастий в речи (6 КЛАСС, программа С.И. Львова)
Урок по теме "Нормы употребления причастий в речи"...
Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий
Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6)....
Контрольная работа по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие». 10 класс.
Контрольная работа по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие». 10 класс....
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА "ОБРАЗОВАНИЕ И НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТИЙ", 7 класс
Самостоятельная работа "Образование и нормы употребления причастий", 7 класс...
Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи
В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказыва...