урок-исследование в 7классе по теме "Значение частиц в речи"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Главная цель - развитие личности, у учащихся развиваются способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельно получаемые знания являются новыми и личностно-значимыми. На уроке использовалась технология личностно-ориентированного образования. Технология способствует развитию познавательной активности и творческой самостоятельности учеников. На уроке имело место создание атмосферы сотрудничества, организация ситуаций поиска и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок – исследование по русскому языку в 7 классе.
Тема: Значение частиц в речи.
Цель: 1) познакомить с многообразным значением частиц;
2) формировать умения отличать частицы от других частей речи;
3) уметь определять значения, выраженные частицами.
4) развивать связную устную и письменную речь учащихся, творческое мышление, вдумчивое чтение, орфографическую зоркость.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент. Ученые определили значения частиц следующим образом:
«При помощи частиц в высказывании что-то
уточняется, выделяется, отрицается, выража-
ется сомнение в чем-то, восхищение, удивле-
ние по поводу сообщаемого, так или иначе
оценивается содержание высказывания.»
Н.М.Шанский.
--- В чем состоит наша задача? Или согласиться или опровергнуть это утверждение. А для этого мы на уроке проведем исследование по теме: «Значение частиц в речи».
--- Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
--- Какие цели мы ставим на уроке?
II. Изучение нового материала.
1) анализ текста, записанного на доске.
Как все-таки удивительна наша природа!
Замечали ли вы, что летом вода в пруду становится зеленой? А знаете ли вы, что произошло? В теплой воде стали очень быстро расти особые растения – водоросли. Именно они – то и окрасили воду в зеленый цвет.
Водоросли не бывают одного цвета, а бывают сине-зеленые, бурые и красные. Сине-зеленые водоросли могут жить не только в воде. В пустынях Казахстана они живут и на поверхности почвы.
Бурые же водоросли очень крупные растения. Вот они и образуют подводные заросли в морях и океанах.
--- Прочитайте выразительно текст.
--- Определите тему, основную мысль, тип и стиль текста.
--- Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти.
--- Зачем они в речи? Для чего служат союзы, предлоги? А частицы?
--- Что обозначают частицы? Трудно определить? Можем попытаться?
2) письменная работа по тексту
--- Выпишем из текста частицы, определим, что обозначают (один ученик работает у доски).
Же, как - восхищение
И, -то, все-таки – усиление
Ли – вопрос
Именно – уточнение
Не – отрицание
Не только – выделение
Вот - указание
ВЫВОД: для чего служат частицы? ( частицы служат для выражения отрицания, усиления, уточнения, вопроса, указания, восхищения.)
III. Проведем эксперимент. Что такое эксперимент? ( научно поставленный опыт)
--- Мы тоже проведем опыт. Уберем все частицы из текста( стираю на доске)
--- Прочитайте текст.
--- Что исчезло? (восхищение, вопрос, уточнение…..)
ВЫВОД: какова же роль частиц в речи? (вносят различные смысловые оттенки в пр-е, выражают чувства и отношения к тому, о чем говорится в тексте)
IV. Закрепление изученного материала.
1) Наблюдения.
а) устная работа по карточкам (тексты у каждого на парте)
Задание: прочитайте, найдите частицы. Для чего служит частица, на что указывает?
1) Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
(частица указывает на последовательность действий, на смену явлений)
2) Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостью блистает,
И облачком зефир играет,
И тихо зыблется тростник.
( частица служит для образования повелительного наклонения глагола)
3) Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда….
Собери-ка с чертей оброк мне полный.»
(вот – указание, -ка – вносит дополнительное значение на человеческое общение, маленькая частичка, всего две буквы, а как меняется речь!)
4) Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял с нее корыто…»
( не – отрицание, бы – служит для образования условного наклонения глагола)
5) Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия!
(да – образование повелительного наклонения, же – усиление)
---- Отрывки какого автора мы исследовали? (А.С.Пушкина)
б) письменная работа.
----Прочитайте выразительно текст карточки №6.
6) Птицы хорошо отличают доброго человека от злого. Пушкин был добрый и доверчивый человек и не мог не любить птиц, и они не могли не быть доверчивы к нему.
Никто и никогда все ж таки не постигнет Пушкина. Он всегда открытие, вдохновение и потому тайна. Многие поколения постигают его, и каждый раз он неожидан, нов и необычайно современен. (С. Гейченко.)
--- Выпишите предложения с частицами.
---- Какие предложения выписали? Назовите частицы. На что здесь указывают частицы? ( в 1 предложении двойное отрицание придает положительный смысл высказыванию, это тема наших последующих уроков, во 2 предложении – усиление). Обратите внимание на правописание частицы все-таки, она пишется через дефис. Но если мы употребляем ее с частицей же, то пишем в три слова – раздельно.
---- Придумайте и запишите предложение с частицей все-таки. Прочитайте придуманные предложения.
ВЫВОД: какое значение имеют частицы? К какому выводу мы пришли?
V. Творческая работа. Напишите миниатюру, используя частицы по началу:
«Были же времена, когда жили-были замечательные сказочники. Они придумали страну Бы, чтобы мы мечтали: «Вот бы мне бы в страну, где….»
Желающие читают свои миниатюры.
--- Итак, вернемся к словам Шанского, который утверждал…….(читаем еще раз высказывание). Перед нами стояла задача определить роль частиц в тексте и согласиться или опровергнуть утверждение Шанского. Мы соглашаемся с утверждением? Какие доказательства мы нашли?
VI. Итог урока. Рефлексия.
--- Перед вами карточка №7. Продолжите предложения:
1) Сегодня на уроке мы узнали…..
2) На уроке мне было…..
(интересно, легко, сложно…)
Оценки.
VII. Домашнее задание: напишите миниатюру, используя изученные частицы, начав ее словами:
Что за утро!....
А закончив…. Вот счастье! Вот чудо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование по теме "Частица"
Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.Обогащение...
Употребление частиц в речи.
Систематизация и повторение изученного материала по теме "Частицы"...
Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"
Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Частица как часть речи. Урок-исследование. 7 класс
Предмет: русский языкКласс: 7Тема: «Частица как часть речи»Учитель: Карпова В.М. Тип урока: урок-исследованиеЦель: · узнать о частице ...
Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...
Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со
Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...