Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Приставка не- и частица не с различными частями речи»
Цель: обобщение и систематизация знаний о написании не с различными частями речи.
Оборудование: словари, таблицы-схемы, мультимедийная презентация.
Ход урока
- Вступительное слово учителя:
- Ребята, изучая различные разряды частиц, мы с вами прежде всего обращали внимание на то, что правильное и уместное их употребление усиливает эмоционально-экспрессивную окраску речи, выражает различные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и слов. Вспомните, на какие разряды по значению делятся частицы?
Ответы учащихся.
А теперь послушайте разговор частиц, который подслушал поэт А.Тетивкин. После прослушивания ответьте на вопрос: «С какими частицами вы встретились в этом стихотворении? К какому разряду они относятся?
- Мы, - промолвили Частицы,- Можем с каждым подружиться. Выражаем утверждение, Отрицание, сомнение. - Я всегда, - сказала Не,- Не люблю, что не по мне. Заявляю, не нужна Людям новая война. - Именно, - сказала Пусть,- | К этому и я стремлюсь: Пусть на свете больше будет Тех, кто мир приносит людям! - Да, - поднявшись на дыбы, Говорит частица Бы. - Эту мысль, - вмешалась Да, - Подтверждаю я всегда… Да здравствуют дети И мир на всей планете! |
- Работа по теме урока:
- Учитель: Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-исследование. Я думаю, что многим из вас хотелось бы попасть в научно-исследовательский институт, в котором учёные открывают новые законы, работают над научными трудами. Представьте, что вы попали в лабораторию, в которой молодые учёные работают над решением важной проблемы: особенности правописание не с разными частями речи. Прежде всего давайте выясним: какова разница между не- приставкой и не частицей.
Работа ученика по таблице «Опознавательные признаки употребления частицы не и приставки не-»
- Учитель: В учебниках правила, касающиеся написания не с различными частями речи, даются разобщено – отдельно с каждой частью речи. Единство принципа соответствующих правил никак не фиксируется. Наша задача сегодня – с помощью экспертов определить, как затрагивают нормы слитного или раздельного написания не три различные сферы употребления:
- с глаголами, деепричастиями, причастиями и отглагольными прилагательными;
- с отымёнными прилагательными, существительными и наречиями на -о (-е);
- с отрицательными и неопределёнными местоимениями и местоимёнными наречиями.
3. Пока наши эксперты готовят сообщения, мы с вами вспомним пословица и поговорки, в которых употреблена частица не с глаголами (Не зная броду, не суйся в воду. Не помучишься, не научишься. Правдивое слово не умирает. и т.д.).
Теперь послушаем результаты исследования (работа ученика по таблице. Учащиеся записывают примеры глаголов с приставкой недо-, причастий с зависимым словом ещё, графически объясняют слитное или раздельное написание).
Подводя итог сказанному, давайте послушаем небольшое стихотворение:
Не с глаголом пиши раздельно,
Например: не хотел, не знал.
Только помни об исключеньях:
Ненавидел, негодовал.
Не с глаголом раздельно пиши:
Не сердись, не скучай, не дерись, не спеши.
- Теперь следующий этап нашей работы: результаты исследования о правописании не с именными частями речи и наречиями на –о (-е).
Выступление ученика по таблице, анализ примеров, их запись учащимися в тетрадь. Ученик-эксперт дополнительно сообщает о том, что огромное количество существительных, прилагательных и наречий не способно соединяться с приставкой не- и образовывать с ней новое слово, поэтому с такими словами не употребляется только в функции отрицательной частицы и слитно писаться не может.
Учащиеся приводят примеры таких слов.
Закрепим, полученные сведения. Послушайте стихотворение Ф.Кривина, выпишите из него существительные с не, объясните их написание:
Частица не – упрямая частица,
Всё повернуть по-своему стремится.
Ты хочешь счастья, а она придёт –
И выйдет всё как раз наоборот.
С такой частицей нет опасней дружбы,
Она убьёт неверием своим.
И то, что нужно, станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, - не таким плохим.
Но если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят, с годами поостыл,
Частица не – упрямая частица
На этот случай может пригодиться,
На помощь поскорей её зови.
Она тебе придаст неутомимость,
Непримиримость, и неукротимость,
И силу нестареющей любви.
- Теперь рассмотрим правописание не с отрицательными и неопределёнными местоимениями и местоимёнными наречиями.
Ученик работает по опорной таблице-схеме, учащиеся записывают примеры в тетрадь.
Делается вывод о том, что отрицательные и неопределённые местоимения и местоимённые наречия обычно с не и ни пишутся слитно. Для местоимённых наречий это правило незыблемо.
Изменяющиеся отрицательные местоимения, употребляемые с предлогом, пишутся в три слова: ни у кого, ни с кем, не у кого и т.д. Дело здесь в особенностях самого сочетания этих местоимений с предлогом: вместо обычного положения предлога перед целым словом здесь он вклинивается между словообразовательной приставкой и последующей частью слова.
Закрепление теоретического материала на примерах из упражнения 349: вначале выписываются предложения, в которых есть отрицательные местоимения с приставкой не-, а затем – предложения, в которых есть наречия с приставкой не-.
- Обобщение, выводы, рефлексия.
О чём мы узнали сегодня в ходе урока-исследования?
Заключительное слово учителя: Большое спасибо нашим экспертам за подробные сообщения. Вы все очень хорошо поработали, и в конце нашего урока давайте разгадаем кроссворд. С его помощью ещё раз вспомним все частицы.
- Итоги урока, комментирование оценок.
- Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...
Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....

Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи
Можно использовать как проверочный тест после изчения темы "Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи"....

Правописание частиц не и ни в разных частях речи.
Данная диагностическая работа содержит три тестовых задания по указанной в названии теме орфографии. Работа рассчитана на 10 -15 минут урока....

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»
Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме«Причастие как самостоятельная часть речи»...

Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.
Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»Задачи:повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Пра...