Урок - исследование по теме "Частица"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме
Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.
Обогащение речи учащихся за счет употребления частиц.
Воспитание интереса и внимательного отношения к языку.
Воспитание личностных качеств учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_po_teme__chastica.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение образования
Москаленская средняя общеобразовательная школа № 3
Москаленского муниципального района
Омской области
Урок русского языка в 7 классе
(учитель Пастарнак И.П.)
2012 г.
Урок – исследование «По морю частиц»
Цель: Убедить учащихся в богатых возможностях частицы как части речи. Обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте, навыкам исследовательской деятельности.
Обогащение речи учащихся за счет употребления частиц.
Воспитание интереса и внимательного отношения к языку.
Воспитание личностных качеств учащихся.
Оборудование:
1. Задание для творческой работы в группах (4 группы)
2. Карта «Море частиц».
3. Репродукции картин русских художников: Левитана «Март», «Большая вода», Саврасова «Грачи прилетели».
4. Мультимедийный проектор
Ход урока.
Вступление учителя (чтение стихотворения Тургенева «Вариации»)
День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи,
а в лесу в полусветную тень
так светло западали лучи!
Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты.
- Какое настроение передано в стихотворении? Какими средствами оно создается?
- На уроке мы окунемся в море частиц, убедимся в возможности частиц передавать различные чувства и отношения, создавать эмоциональную настроенность речи.
Запись числа, темы урока.
Слово учителя.
- К какой категории частей речи относится частица?
- Что вам известно о частице?
- Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова «particula» и употребляется в языкознании в 2-х значениях: широком - к частицам речи уже 200 лет относятся все служебные части речи. В конце 19 в. ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор частица стала употребляться в узком значении для именования конкретной части речи.
- Какая точка зрения более убедительная?
Выступление учащихся, которые занимались исследованием трудной лингвистической проблемы: частица – служебная или самостоятельная часть речи?
-Частица – одна из наименее изученных частей речи. Внимание ученых к частицам не ослабевает до сих пор. Единой классификации по их значениям в грамматике не существует.
-Почему на карте «Моря частиц» 3 острова? (приклеиваются их названия на карту: Отрицания, Формообразующий, Смысловой). Это условное деление частиц на разряды.
-Поиск частиц начнем в тексте И.С. Тургенева «Лес и степь».
Запись под диктовку текста.
А заря между тем разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, ветер подул. Далеко видно. Вон за рощей деревня, вон другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе.
Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны.
Задание: 1) Найдите в тексте и сгруппируйте орфограммы:
Ιр. – безударные гласные в корне слова;
ΙΙр. – чередующиеся гласные;
ΙΙΙр. – безударные личные окончания глаголов.
2) Какая пунктограмма во 2, 4 предложениях? В последнем предложении?
3) Докажите, что в тексте есть частицы. Какую функцию они выполняют?
Проведем лингвистический эксперимент (работа в паре). Слайд №1
Прочитайте текст. Какие факты показались интересными?
( ) У птиц забавные встречаются имена. ( ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка ( ) рогатая. ( ) и птичка завирушка есть. Или (просто ) юла.
( А ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ( ) чечевица.
А ( ) плохое название чиж или чечетка? ( Неужели ) непонятны будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ( ) названия – прозвища лучше всего!
- Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Определите значение каждой употребляемой частицы. Чтение авторского текста.
- Подчеркните частицы, которые совпали. Какой вариант богаче, точнее?
-Какова роль частиц в речи? (помогают выразить отношение автора к тому, о чем сообщает).
- Есть в русском языке частицы, без которых просто не обойтись, и живут они на острове «Отрицательном».
Выступление учащихся с сочиненной лингвистической сказкой о частицах не и ни.
Задание.
В предложениях спрятались частицы НЕ, НИ. Помоги им найти свое место. Слайд № 2.
Куда глазом н… кинешь, кругом поля.
Куда н… посмотришь, н… увидишь н… одного зеленого деревца.
Каких только растений н… было в лесу!
Русский человек н… может н… любить природу родного края.
Взаимопроверка. Ответы на слайде № 3.
- Какой смысл придают частицы высказыванию?
Творческая работа в группах
Составьте текст на тему «Весна» (6-7 предложений), опираясь на репродукции картин. Слайд №4
1 гр. «Вот и весна пришла» (без частиц).
2 гр. «Вот и весна пришла» (с опорой на слова).
3 гр. «Скорей бы весна пришла» (с отрицательными и формообразующими частицами).
4 гр. «Вот и весна пожаловала» (с использованием смысловых частиц).
Подготовленный ученик читает отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»
- Какого стиля текст? Почему в разговорном стиле много частиц?
Рефлексия
- Для чего нужно использовать частицы в речи? (делают речь выразительной, эмоциональной)
- Что было интересного на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
Оценки:
За индивидуальные ответы.
Проверка тетрадей
Домашнее задание:
Из рассказа И. Тургенева «Бежин луг» выписать 10 предложений, указать частицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация
Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литер...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...