Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
учебно-методический материал по физике (9 класс)

Юрина Наталья Васильевна

 Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах, изучают приборы для регистрации частиц, акцентируя внимание на устройстве: работе прибора,  быстродействии, долгом сохранении полученных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon eksperimentalnye_metody_issledovaniya_chastits.ppt134 КБ
Microsoft Office document icon eksperiment.metody.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТИЦ. Выполнила: Юрина Н.В.

Слайд 2

Цель: Изучить и защитить приборы регистрации частиц, их устройство и принцип действия, назначение. Оборудование : На каждом столе рисунки, таблицы, схемы для каждого прибора, карта оценивания работы, для каждой группы карта задание.

Слайд 3

Человек должен знать такие приборы, их изучать для этого мы присутствуем на заседании научно-исследовательской лаборатории в НИИ, где заседает экспертный совет . На заседание приглашены: заказчик фирмы, экспертные группы и группы оппонентов.

Слайд 4

Счётчик Гейгера – Мюллера. Изобретён в 1908 г. Х. Гейгером и Э. Резерфордом, позднее усовершенствован Гейгером и В. Мюллером.

Слайд 5

Камера Вильсона. Изобретена Ч. Вильсоном в 1912 (Нобелевская премия 1927 г.).

Слайд 6

Пузырьковая камера. Изобретена А. Глэзером в 1952 г. (Нобелевская премия 1960 г.).

Слайд 7

Преимущества качественного прибора: простое устройство; быстродействие; долгое сохранение полученных измерений.

Слайд 8

Господа эксперты и оппоненты! Благодарю Вас за работу.



Предварительный просмотр:

УРОК 55/4.

ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТИЦ.

ЦЕЛЬ: Изучить и защитить приборы регистрации частиц, их устройство и принцип действия, назначение.

Продолжить формирование умений работать в группе, составлять план ответа в тезисах, проводить самоанализ, работать с книгой, со схемами приборов.

Развивать умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять, обобщать, продолжать развивать самостоятельность, познавательный интерес через игровую форму урока.

Проследить диалектический путь познания на примере изучения приборов для регистрации частиц.

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.

ФОРМА: Деловая игра.

Оборудование: На каждом столе рисунки, таблицы, схемы для каждого прибора, карта оценивания работы, для каждой группы карта задание.

ХОД УРОКА.

Изучая строение атома и радиоактивности, мы с вами установили состав излучения, свойства излучения и знаем, что они при определенных условиях могут представлять опасность для здоровья живых организмов. Радиоактивное излучение невидимо. Для того, чтобы защитить свою жизнь от биологического действия излучений необходимы специальные приборы обнаруживающие, излучение. Человек должен знать такие приборы, их изучать для этого мы присутствуем на заседании научно-исследовательской лаборатории в НИИ, где заседает экспертный совет. На заседание приглашены: заказчик фирмы, экспертные группы и группы оппонентов. Заказчик предоставит заказ фирмы. Экспертный совет, состоящий из независимых экспертов, прослушает доклады спикеров от каждой экспертной группы, оценит защиту (презентацию) проекта прибора, и вместе с заказчиком выберет лучший проект, который будет использован на практике. Качество защиты будет оценено в баллах от 3 до 5. Каждая экспертная группа имеет оппонентов, что позволит более тщательно провести защиту прибора, расширить представленную информацию о нём.

А теперь слово имеет – заказчик.

 Заказчик: Господа эксперты! Современные технологии требуют максимальной информации о заряженных частицах. Сегодня вам предоставляется возможность познакомить экспертный совет со своими исследованиями, оценкой качества прибора.

УЧИТЕЛЬ: Господа эксперты и оппоненты вспомните, при изучении какого опыта, вы уже познакомились с одним из методов регистрации частиц?

Правильно, это метод сцинтилляции. Но этот метод не дает необходимой точности. Результат подсчета вспышек на экране в большей степени зависит от остроты зрения наблюдателя. Глаза быстро устают.

 Сегодня на вашу экспертизу представлены более совершенные приборы:
счетчик Гейгера, камера Вильсона и пузырьковая камера.

Господа эксперты, ваша задача – используя документацию о приборе, провести экспертизу и познакомить экспертный совет со своими исследованиями, а что конкретно необходимо провести при исследовании – вы можете ознакомиться по карте исследования, в которой содержится вся необходимая информация

На исследование вам отводится 10 мин., а для защиты экспертизы – 2 мин.

В каждой экспертной группе есть: спикер, эксперт, оратор, теоретик, практик. Группы оппонентов так же работают по карте исследования и продумывают уточняющие вопросы, чтобы более точно оценить качество прибора. Заказчик внимательно слушает защиту приборов и задает вопросы, касающиеся качества прибора, принимает активное участие в работе экспертной группы.

2. Итак, господа, приступили к экспертизе.

Идет защита экспертных докладов (группы №1, №2, №3).

Группы оппонентов №4, №5, №6 задают уточняющие вопросы по данному прибору.

Заказчик: Господа эксперты и оппоненты! Благодарю Вас за работу. Слово экспертному совету. Экспертный совет закончил свою работу и пришел к выводу, что    прибор принят как лучший –« 5» , а этот     прибор еще нужно доработать и устранить недостатки –« 4».

Укажем преимущества качественного прибора:

  1. простое устройство;
  2. быстродействие;
  3. долгое сохранение полученных измерений.

3.  Предлагает Уважаемые участники игры! Вам предлагается  провести научное исследование треков частиц в приборах, о которых шла сегодня речь. И это изложить в научной работе. Все рекомендации по поводу этой работы, вы можете найти в учебнике на стр. 281 (выполнение фрагмента лабораторной работы №6).

Перед началом работы внимательно прочитайте пояснения к лабораторной работе. В тетради необходимо записывать только ответы на вопросы заданий.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §68. Закончить отвечать на вопросы лабораторной работы №6.

Отчеты сдать с выставленной самооценкой. Отметки будут выставлены после проверки лабораторной работы.

КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ №3.

I. СОСТАВ ГРУППЫ.

спикер – руководитель группы, записывает доклад в тезисах;

теоретик – с помощью схемы изучает устройство и принцип действия прибора, назначение этого прибора.

эксперт – проводит экспертизу (применение и правила пользования прибором), оценивает качество работы прибора.

оратор – отвечает, ведет защиту (можно пользоваться приготовленными тезисами).

практик – помогает в защите, выносит к доске схему прибора, а дальше становится организатором научной работы, т.е. выполняя лабораторную работу № 6, оказывает помощь в ее оформлении.

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ.

1. Рассмотреть внимательно рисунки, чертёж схемы пузырьковой  камеры.

2. Прочитать §68, выбрав из него только ту часть материала, которая необходима для защиты своего проекта.

3. Составить план защиты проекта в тезисах и записать каждому участнику группы в тетрадь. (Запись можно использовать при защите проекта).

4. Заполнить в таблице контроля графу «самооценка».

5. Время для подготовки – 10 минут, для защиты 2-3 минуты.

III. ЗАЩИТА.

Для защиты или экспертизы приглашаются ораторы.

IV. НАУЧНАЯ РАБОТА.

Открыть тетради для лабораторных работ, выполнить лабораторную

работу №6, стр.281. Ответить на вопросы в задании и записать в тетради.

Сдать выполненную работу учителю.

КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ

 ГРУППЫ ОППОНЕНТОВ №6.

I. СОСТАВ ГРУППЫ.

спикер – руководитель группы, записывает доклад в тезисах;

теоретик – с помощью схемы изучает устройство и принцип действия прибора, назначение этого прибора.

эксперт – проводит экспертизу (применение и правила пользования прибором), оценивает качество работы прибора.

оратор – отвечает, ведет защиту (можно пользоваться приготовленными тезисами).

практик – помогает в защите, выносит к доске схему прибора, а дальше становится организатором научной работы, т.е. выполняя лабораторную работу № 6, оказывает помощь в ее оформлении.

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ.

1. Рассмотреть внимательно рисунки, чертёж схемы пузырьковой камеры.

2. Прочитать §68, выбрав из него только ту часть материала, которая необходима для защиты своего проекта.

3. Продумывают уточняющие вопросы для экспертной группы, чтобы более точно оценить качество прибора  и записать каждому участнику группы в тетрадь.

4. Заполнить в таблице контроля графу «самооценка».

5. Время для подготовки – 10 минут, для защиты 2-3 минуты.

III. ЗАЩИТА.

Для защиты или экспертизы приглашаются ораторы.

IV. НАУЧНАЯ РАБОТА.

Открыть тетради для лабораторных работ, выполнить лабораторную

работу №6, стр.281. Ответить на вопросы заданий,   записать в тетради.

Сдать выполненную работу учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку Экспериментальные методы исследования частиц

презентация к уроку Экспериментальные методы исследования частиц...

Экспериментальные методы исследования частиц.. 9 класс

Презентация к уроку физики в 9 классе (программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.) по теме: «Экспериментальные методы исследования частиц» Презентация содержит подборку заданий по теме урока, включая задан...

Презентация к уроку "Экспериментальные методы исследования элементарных частиц"

В презентации рассказывается о методах исследования элементарных  частиц, принципах действия соответствующих приборов...

презентация "Экспериментальные методы исследования заряженных частиц

Экспериментальные методы исследования частиц...

Исследование проекта. Методы исследования.

Технологическая карта и подробный конспект урока технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответ...

Исследование проекта. Методы исследования.

Презентация к  уроку технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответствии с содержанием при...

Практическая работа по теме «Экспериментальные методы исследования частиц. Дозиметр. Открытие протона, позитрона и нейтрона. Искусственное превращение элементов»

Практическая работа по учебнику для учащихся 9 класса по теме "Экспериментальные методы исследования частиц. Дозиметр. Открытие протона, позитрона и нейтрона. Искусственное превращение элементов...