Употребление частиц в речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Систематизация и повторение изученного материала по теме "Частицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Систематизация и повторение изученного материала по теме "Частицы" | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Употребление частиц в речи.
Цели урока.
- Систематизировать сведения о частицах как служебных частях речи; обеспечить повторение знаний, полученных в процессе работы над темой «Частицы», учиться обобщать изученное, делать выводы.
- Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитию речи, логического мышления.
- Продолжать воспитание творческой личности.
Цели урока для учащихся, указанные на экране.
- Знать определение частицы, уметь находить частицы в тексте, определять морфологические и синтаксические функции ее в речи.
- Уметь употреблять частицы в конкретной речевой ситуации и грамотно писать данную часть речи.
Ход урока.
Повторение материала.
- Работа с текстом.
Ребята, перед нами текст. Нам надо определить, какая роль отведена в нем частицам.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста. (Текст есть у каждого ученика).
Вот и пр…шла долгожданная весна. Не с весны ли нач...нае…ся все в пр…роде и людях? Разве можно ее не любить? Как пр…ятно подышать свеж… воздух…, послушать музыку капели!
Пр…грело солнышко, и нач…ли плакать сосульки. А вон на пр…пёке, у самой стены дома, показались зеленые р…стки травы.
Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва!
- Вставьте пропущенные буквы, объясните их, отметьте орфограммы.
- 1 ряд. Озаглавьте текст, отразив тему или основную мысль. Определите основную мысль текста. Какая часть речи помогает выразить авторское отношение к весне? Докажите, что это частицы.
- 2 ряд. Определите основную мысль текста. Как пунктуация помогает раскрыть основную мысль текста? (Восклицательные, вопросительные предложения, однородные члены предложения, сложные предложения, уточняющий член предложения). Синтаксический разбор предложения.
- 3 ряд. Определите основную мысль текста. Определите роль частиц в раскрытии основной мысли текста. Сделайте морфологический разбор частицы.
- Каких групп частиц нет в тексте? (Формообразующих: образуют условное и повелительное наклонения (бы, пусть, пускай, да, давай, давайте), сравнительную степень прилагательных и наречий (более, менее), неопределенные местоимения).
Добавьте к тексту несколько предложений, употребив формообразующие частицы.
Вывод: роль частиц в тексте. Какова роль частиц в тексте?
- Вашим товарищем подобран текст, в котором также встречаются частицы. Мы должны отметить их особенности при употреблении в письменной речи.
- Прослушайте текст. Чем он отличается от предыдущего? (Это научный текст. Следовательно, частицы употребляются и в научных текстах). Прослушайте объяснение слова.
- Что это значит? Объяснение термина, встретившегося в тексте.
Что бы вы делали, встретив полаканта? Он тоже был динозавром и ел
то же, что и все травоядные. Увидев его, постарайтесь не шуметь, чтобы
он не обратил на вас внимания.
Полакант – четырехметровый динозавр, живший на территории
современной Англии. У него были мощные челюстные мышцы, и
поэтому он довольно лихо орудовал своим роговым клювом, как
кусачками, перекусывая и измельчая самые жесткие листья. Его грудь,
бока и хвост защищали громадные костяные наросты.
3.Запишите текст, объясните написание частиц, отметьте
орфограммы.
Вывод: употребление каких частиц в письменной речи привлекает наше
внимание? Какой частью речи становятся они при слитном написании?
(Чтобы – что бы, так же – также, то же – тоже). Какие части речи
в устной речи произносятся (звучат) одинаково, а в письменной речи
имеют отличие в написании?
4.Вы хотите рассказать о каком-то неопределенном лице, не называя конкретно его действий. Какие частицы вам помогут в этом?
Образуйте от написанных на доске слов другие при помощи частиц.
Кто – либо Давай - ка
Что – то Прочитай - ка
Где – нибудь Сделал - то
Кое – когда Нарисовал - то
Кем – нибудь
Какой - то
Вывод: какую роль выполняют частицы? При образовании новых слов
(местоимений) к какой морфеме будут приближаться частицы? При
морфемном разборе какими они будут морфемами?
5.Вам надо отказать. Какие вы употребите частицы?
Раскройте скобки, объясните разницу в написании не:
а) (не)счастье, (не)лепость а) (не)о чем
б) (не)избежный, (не)глубокий б) (не)глубокая, а мелкая речка
в) (не)взлюбить, (не)здоровится в) (не)ударить, (не)находить
г) (не)лепо, (не)медленно г) (не)торопясь, (не)моргнув
Правописание какой части речи с не эдесь не представлено? Приведите примеры из художественных текстов. Какие части речи обладают общими условиями слитного и раздельного написания с не?
Введите любые из указанных выше слов во фразеологический оборот.
Не ударить в грязь лицом – не оплошать, успешно справиться.
Не находить места – волноваться, беспокоиться.
Не моргнув глазом – долго не раздумывая.
6.Посмотрите на картину Щербакова «Соловьиная пора». Какое настроение она вызывает? Подберите фразеологизмы с ни, выражающие ваше настроение, и составьте с ними предложения.
Ни свет ни заря, 1) Ни за что на свете я бы не хотела,
во что бы то ни стало, чтобы не было весны.
как бы то ни было, 2) Ни в коем случае не должны
ни за что на свете, перестать петь соловьи.
ни под каким видом, 3) Ни за какие блага мы не расстанемся
ни с того ни с сего, с цветущими садами, поющими
ни слуху ни духу. птицами и ярким теплым солнцем.
7.Что стало бы с речью, если бы не было частиц? Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
- Назовите чувство, которое вызывало у вас стихотворение. Напишите о своих впечатлениях от данного стихотворения, передав это с помощью частиц.
- Прочитайте текст так, чтобы мы разделили с вами ваши чувства.
Итог урока.
Убеди своего соседа в необходимости знаний материала, связанного с темой «Частицы».
Домашнее задание.
Составьте текст о весне, употребив фразеологизмы с частицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные случаи употребления частицы НЕ
Материал предназначен для работы в 7 классе...
Употребление частицы "zu"
Задание по грамматике....
Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...
Правило употребления частицы zu
Все случаи употребления частицы zu в немецком языке...
Конспект урока по теме "Употребление частиц"
Конспект урока в 6 классе по теме "Употребление частиц"...
Урок в 7 классе "Употребление частиц в речи"
Данный урок нацелен на особенности употребления отрицательных частиц Не и Ни...
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание и употребление частиц в речи"
Урок соответствует всем требованиям . Построен методически верно. Соблюдается системно - деятельностный подход. Урок практической направленности....