Употребление частиц в речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Бондарева Наталья Петровна

Систематизация и повторение изученного материала по теме "Частицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Употребление частиц в речи.

Цели урока.

  1. Систематизировать сведения о частицах как служебных частях речи; обеспечить повторение знаний, полученных в процессе работы над темой «Частицы», учиться обобщать изученное, делать выводы.
  2. Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитию речи, логического мышления.
  3. Продолжать воспитание творческой личности.

Цели урока для учащихся, указанные на экране.

  1. Знать определение частицы, уметь находить частицы в тексте, определять морфологические и синтаксические функции ее в речи.
  2. Уметь употреблять частицы в конкретной речевой ситуации и грамотно писать данную часть речи.

Ход урока.

Повторение материала.

  1. Работа с текстом.

Ребята, перед нами текст. Нам надо определить, какая роль отведена в нем частицам.

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста. (Текст есть у каждого ученика).

       Вот и пр…шла долгожданная весна. Не с весны ли нач...нае…ся все в пр…роде и людях? Разве можно ее не любить? Как пр…ятно подышать свеж… воздух…, послушать музыку капели!

        Пр…грело солнышко, и нач…ли плакать сосульки. А вон на пр…пёке, у самой стены дома, показались зеленые р…стки травы.

         Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва!

 - Вставьте пропущенные буквы, объясните их, отметьте орфограммы.

- 1 ряд. Озаглавьте текст, отразив тему или основную мысль. Определите основную мысль текста. Какая часть речи помогает выразить авторское отношение к весне? Докажите, что это частицы.

- 2 ряд. Определите основную мысль текста. Как пунктуация помогает раскрыть основную мысль текста? (Восклицательные, вопросительные предложения, однородные члены предложения, сложные предложения, уточняющий член предложения). Синтаксический разбор предложения.

- 3 ряд. Определите основную мысль текста. Определите роль частиц в раскрытии основной мысли текста. Сделайте морфологический разбор частицы.

- Каких групп частиц нет в тексте? (Формообразующих: образуют условное и повелительное наклонения (бы, пусть, пускай, да, давай, давайте), сравнительную степень прилагательных и наречий (более, менее), неопределенные местоимения).

          Добавьте к тексту несколько предложений, употребив формообразующие частицы.

          Вывод: роль частиц в тексте. Какова роль частиц в тексте?

  1. Вашим товарищем подобран текст, в котором также встречаются частицы. Мы должны отметить их особенности при употреблении в письменной речи.

- Прослушайте текст. Чем он отличается от предыдущего? (Это научный текст. Следовательно, частицы употребляются и в научных текстах). Прослушайте объяснение слова.

                              - Что это значит? Объяснение термина, встретившегося в тексте.

                                  Что бы вы делали, встретив полаканта? Он тоже был динозавром и ел  

                               то же, что и все травоядные. Увидев его, постарайтесь не шуметь, чтобы        

                               он не обратил на вас внимания.

                                    Полакант – четырехметровый динозавр, живший на территории

                               современной Англии. У него были мощные челюстные мышцы, и

                               поэтому он довольно лихо орудовал своим роговым клювом, как

                               кусачками, перекусывая и измельчая самые жесткие листья. Его грудь,

                               бока и хвост защищали громадные костяные наросты.

                          3.Запишите текст, объясните написание частиц, отметьте  

                         орфограммы.

                               Вывод: употребление каких частиц в письменной речи привлекает наше

                             внимание? Какой частью речи становятся они при слитном написании?        

                             (Чтобы – что бы, так же – также, то же – тоже).  Какие части речи

                             в устной речи произносятся (звучат) одинаково, а в письменной речи

                             имеют отличие в написании?

4.Вы хотите рассказать о каком-то неопределенном лице, не называя конкретно его действий. Какие частицы вам помогут в этом?

     Образуйте от написанных на доске слов другие при помощи частиц.

      Кто – либо                        Давай - ка

      Что – то                        Прочитай - ка

      Где – нибудь                        Сделал - то

      Кое – когда                        Нарисовал - то

      Кем – нибудь

      Какой - то

                           

                         Вывод: какую роль выполняют частицы? При образовании новых слов  

                           (местоимений) к какой морфеме будут приближаться частицы? При                    

                           морфемном разборе какими они будут морфемами?

                          5.Вам надо отказать. Какие вы употребите частицы?

                             Раскройте скобки, объясните разницу в написании не:

                 а) (не)счастье, (не)лепость                а) (не)о чем

                 б) (не)избежный, (не)глубокий                б) (не)глубокая, а мелкая речка

                 в) (не)взлюбить, (не)здоровится        в) (не)ударить, (не)находить

                 г) (не)лепо, (не)медленно                г) (не)торопясь, (не)моргнув

     Правописание какой части речи с не эдесь не представлено? Приведите примеры из художественных текстов. Какие части речи обладают общими условиями слитного и раздельного написания с не?

      Введите любые из указанных выше слов во фразеологический оборот.

Не ударить в грязь лицом – не оплошать, успешно справиться.

Не находить места – волноваться, беспокоиться.

Не моргнув глазом – долго не раздумывая.

6.Посмотрите на картину Щербакова «Соловьиная пора». Какое настроение она вызывает? Подберите фразеологизмы с ни, выражающие ваше настроение, и составьте с ними предложения.

Ни свет ни заря,                        1) Ни за что на свете я бы не хотела,

во что бы то ни стало,                чтобы не было весны.

как бы то ни было,                        2) Ни в коем случае не должны

ни за что на свете,                        перестать петь соловьи.

ни под каким видом,                           3) Ни за какие блага мы не расстанемся

ни с того ни с сего,                        с цветущими садами, поющими

ни слуху ни духу.                        птицами и ярким теплым солнцем.

7.Что стало бы с речью, если бы не было частиц? Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

- Назовите чувство, которое вызывало у вас стихотворение. Напишите о своих впечатлениях от данного стихотворения, передав это с помощью частиц.

- Прочитайте текст так, чтобы мы разделили с вами ваши чувства.

Итог урока.

     Убеди своего соседа в необходимости знаний материала, связанного с темой «Частицы».

Домашнее задание.

                              Составьте текст о весне, употребив фразеологизмы с частицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные случаи употребления частицы НЕ

Материал предназначен для работы в 7 классе...

Употребление частицы "zu"

Задание по грамматике....

Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...

Правило употребления частицы zu

Все случаи употребления частицы zu в немецком языке...

Конспект урока по теме "Употребление частиц"

Конспект урока в 6 классе по теме "Употребление частиц"...

Урок в 7 классе "Употребление частиц в речи"

Данный урок нацелен на особенности употребления отрицательных частиц Не и Ни...

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание и употребление частиц в речи"

Урок соответствует всем требованиям . Построен методически верно. Соблюдается системно - деятельностный подход. Урок практической направленности....