Урок русского языка в 5 классе по теме "Вводные слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Шуйская Елена Викторовна

Урок русского языка в 5 классе разработан с учётом нового ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_slova_v_5_klasse.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вводные слова (5 кл.)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

ЛР: опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова.

ЛР: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах разных стилей.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

Познавательные УУД

5. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схемы, графические образцы).

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

УУД соотнести с разными этапами урока будет совсем не сложно.

Ход урока

- Сегодня мы будем исследовать очень интересную и трудную тему. Ваши папы и мамы учили ее в 9 классе, но ученый – методист В.В. Бабайцева считает, что вы, ребята, уже в 5 классе можете анализировать такие сложные вопросы.

Тема нашего урока: “Вводные слова”. И сегодня мы должны выяснить, что такое вводные слова, являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания, меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран.

- А. С. Пушкин сказал: «Язык неистощим в соединенье слов» (Слайд 2)

 Перед нами отдельные слова. Попробуйте соединить и составить из них предложение. 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

счастью стремятся к все люди (Слайд 3)

Все люди стремятся к счастью.

Докажите, что это действительно предложение. (Содержит законченную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа.)

Ваше доказательство абсолютно верное. Вы знаете главные признаки простого, повествовательного, невосклицательного, распространенного предложения.

ПОДВЕДЕНИЕ К НОВОЙ ТЕМЕ

Запишите в тетрадь слова (Слайд 4)

Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно.

Бесспорно, наверное, возможно, к счастью, к несчастью, к радости.

Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения?

Попробуем поставить его в середину.

Все люди, возможно, стремятся к счастью. (Слайд 5)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

ИССЛЕДОВАНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? (отсоединяются запятой).

Как вы думаете, почему?

Исследуем наше предложение.

Разберем его по членам предложения. (дети идут к доске и записывают предложение, затем производят разбор).

Что мы выяснили? (к вводным словам нельзя задать вопрос, оно несет дополнительную информацию, но членом предложения не является).

Итак, ребята, мы достигли первой цели нашего исследования: выяснили, что вводные слова не являются членами предложения. В таком случае нужно определить роль вводного слова в предложении.

Наше исследование продолжается.

Теперь попробуем определить, какими словами в предложении можно передать свои чувства?

Если чувство неуверенности, то какое вводное слово мы используем? (наверное, возможно). (Слайд 6)

А если уверенность? (бесспорно) (Слайд 6)

А если сильные чувства? (к радости, к счастью).

Значит, какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (звучат выводы учащихся)

Мы выяснили еще одну особенность вводных слов.

У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка.

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Но, вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (Слайд 7)

Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова: во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали!

Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих ….

(При наличии времени можно записать наиболее интересные предложения с данными вводными словами)

- Как вам кажется, что выражают данные вводные слова?

Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью.

Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью. (Слайд 8)

Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения.

А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным?

Спасибо за версии.

Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось.

К счастью, мы быстро решили трудную задачу. (Слайд 8)

Ведь мы - умелые конструкторы предложений!

Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам:

[ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ].  (Слайд 8)

Изменился ли при этом смысл предложения?

Итак, наше исследование подходит к концу.

Давайте сделаем вывод: (ребята могут высказать следующие предположения: вводные слова могут находиться в разных частях предложения, не меняя его смысл, но в любом случае выделяются запятой).

Наверное, это и имела в виду В.В. Бабайцева, потому что вы сделали тот же вывод, который имеется в вашем учебнике. Прочитайте этот вывод! (Страница учебника указывается).

“Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказыванию: уверенность, неуверенность, радость”. (Слайд 9)

Вы сделали правильный вывод.

Познавательные УУД

2. Извлекать информацию в процессе чтения, адекватно понимать её и передавать различными способами.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ – ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Познавательные УУД

5. Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схемы, графические образцы).

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

И сейчас я хотела бы узнать, как каждый из вас усвоил эту тему. Для этого предлагаю выполнить ряд заданий, с которым, я уверена, вы справитесь, т.к. на сегодняшнем уроке вы были очень активными исследователями русского языка.

1) Слайд 10 Являются ли выделенные слова вводными и уместно ли они использованы в предложениях. (Короче, это задание мне понятно. Он, типа того, совсем запутался.)

2) Слайд 11 А у вас на столах лежат перфокарты. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.

Да

Нет

Уберите перфокарту и соедините точки. У вас должна получиться вот такая линия. (Слайд 12)

3) Слайды 13, 14, 15  Выполним задания - тестирования

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Молодцы! Закрепить знания вы сможете, тщательно работая над домашним заданием.

Домашнее задание: Составить предложения, в которых одно и то же слово может быть и членом предложения, и вводным словом. (Например: к радости и бесспорно)

(Слайд 16)

РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 17)

Итак, сделаем вывод.

С каким синтаксическим явлением мы познакомились сегодня на уроке?

В каких частях предложения могут находиться вводные слова?

Что они выражают? Как выделяются на письме?

Я уверена, вы можете стать настоящими исследователями – лингвистами.

Регулятивные УУД

6. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении заданий?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...