Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс. Многозначные слова и омонимы | 54 КБ |
Презентация к уроку русского языка. Многозначные слова | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
ТЕМА: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ
(С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Урусовский ЦО»
Марунич Татьяна Александровна
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.
М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать многозначные слова и омонимы на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.
3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Словарный диктант с взаимопроверкой. Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное, маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе. 2. Беседаопрос: – С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры. – Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.) 3. Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему упражнению). – Сделайте вывод о роли слов в переносном значении в описании человека. | ТОУУ Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Постановка проблемы. | Проводится по предложенному плану или используется презентация (презентация) 1. Упр. 89 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и словомонимов. Словарная работа: обоняние, экипаж. 2. Чтение названия темы урока. Далее работа проводится по вопросам упр. 89. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют проблему урока и сравнивают её с формулировкой в конце учебника, где приводятся проблемные вопросы. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие нового знания. | 1. Упр. 90 – проводится самостоятельное открытие признаков словомонимов в группах с последующим представлением результатов. План работы для групп (можно использовать материал предметного диска – План работы для группы по теме «Омонимы» к §7). 1) Прочитать стихотворение. 2) Выписать выделенные слова. 3) Дать толкование лексического значения. 4) Проверить свои предположения о значениях слов по словарю. 5) Определить, сколько словарных статей для этого слова даётся в словаре. 6) Попробовать установить сходство между значениями. Возможно ли оно? 7) Выявить общие признаки у слова (написание, произношение, часть речи). 8) На основе плана составить связный ответ о рассмотренных словах. 2. Чтение определения омонимов в рамке учебника и сравнение с полученными результатами наблюдений. Составление схемы понятия (для проверки можно использовать материал предметного диска – схема понятия омонимы к §7). 3. Упр. 91. Работа проводится в парах по заданиям. Можно предложить ученикам проверить свои предположения с помощью толкового словаря, чтобы установить наличие или отсутствие сходства. – Попробуйте ответить на основной проблемный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов? (Попробовать найти сходство признаков: есть сходство – многозначное слово, нет – словаомонимы, т.е. разные слова.) 4. Сравнение выводов учеников с текстом в рамке после упр. 91. Представьте выводы о сходстве и различии омонимов и многозначных слов с помощью схемы (для проверки можно использовать материал предметного диска – сравнительная схема «Многозначные слова и омонимы» к §7). | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Упр. 92 – развивается языковая догадка, основанная на смысловом различии словомонимов. Выполняются 1–2 примера по образцу, остальные – самостоятельно с последующей самопроверкой (с помощью подсказок в конце учебника). 2. Упр. 93 – вырабатывается умение вычитывать информацию из специализированных языковых словарей («Словаря омонимов») и сравнивать её с информацией, извлечённой из толковых словарей. Можно попросить 1–2 учеников найти эти же слова в разных толковых словарях и сравнить сведения, представленные в них. 3. Самостоятельная работа с толковыми словарями в группах. Ученики ищут в словарях по два многозначных слова и два словаомонима. Результаты представляют другим группам. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словаря. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий. – Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно? Учитель читает стихотворение. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки – нет! (А. Шибаев) – Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или словаомонимы? Докажите. – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1. Слова записать в словарик. 2. Выучить определение омонимов в рамке, составить свою схему или «образ» определения. 3. Упр. 94 (Н. Составить словосочетания. П. Составить предложения). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Был такой замечательный учёный – С.М. Бонди. Он очень любил словесную игру. В спорах он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине , надо определить, что мы имеем в виду… (Продолжите мысль С.М. Бонди.) Определяем проблему урока Запишите тему урока и задайте вопросы по теме. Что такое омонимы, каковы их признаки? Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Можно ли эти слова назвать многозначными? Эти «похожие» на многозначные слова называются омонимами . … – сосуд или человека ».
Решаем проблему, открываем новые знания Рассмотрите рисунки и выполните задания (упр. 89) в учебнике. Сравните свои предположения о многозначных словах и омонимах. Продолжим наблюдение. сходство значений (нахождение впереди чего-л.) нет сходства между словами нос (1, 2, 3) экипаж 1 и экипаж 2 многозначное слово омонимы
Распределите признаки по группам: Работа в парах. Прочитайте стихотворение ( упр. 80 ) в учебнике и установите, многозначным словом или разными словами-омонимами являются выделенные слова. Сравните результаты. Продолжаем наблюдение Проверьте себя коса (причёска), коса (берег), коса (орудие) – нет сходства (связи) между лексическими значениями: 3 разных слова-омонима общее различное написание произношение часть речи лексические значения омонимы
Сделайте вывод об особенностях омонимов и сравните с определением в учебнике. Выполните задания в упр. 91 в учебнике и ответьте на главный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов ? Сравните свой вывод с авторским (2-й текст в рамке учебника). общее различное написание произношение часть речи лексические значения ( нет сходства, связи между значениями ) омонимы НО
Проверьте себя. 1. Омонимы и многозначные слова одинаково … . 2. У омонимов между лексическими значениями …. . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это … . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это … . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. … … . . 6. В толковом словаре одна словарная статья для … и разные словарные статьи для ..... 1. Омонимы и многозначные слова одинаково пишутся и произносятся . 2. У омонимов между лексическими значениями нет сходства . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это многозначные слова . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это омонимы . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. имеют разное написание. 6. В толковом словаре одна словарная статья для многозначного слова и разные словарные статьи для омонимов . Рефлексия Закончите утверждения (допишите концовки в тетради).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"
Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....
Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс
Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово"
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово" . ФГОС технология деятельностного метода....
Презентация к уроку русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы"
Игра-путешествие в страну Лексику....
Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс
Данный урок входит в систему уроков раздела "Лексика и культура речи" по русскому языку 5 класса. Структура урока соответствует требованиям ФГОС. Используемые методы и фо...
Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс
Данный урок проводится при изучении раздела "Лексика. Культура речи" в 5 классе. Урок способствует формированию предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов. Учащи...