Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА  И ОМОНИМЫ

(С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Урусовский ЦО»

Марунич Татьяна Александровна

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать многозначные слова и омонимы на основе  установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.

 3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарный диктант с взаимопроверкой.

Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное,  маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе.

2. Беседа­опрос:

– С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке?  Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры.

– Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.)

3. Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему упражнению).

– Сделайте вывод о роли слов в переносном значении в описании человека.

ТОУУ

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка проблемы.

Проводится по предложенному плану или используется презентация (презентация)  

1. Упр. 89 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

Словарная работа: обоняние, экипаж.

2. Чтение названия темы урока.

Далее работа проводится по вопросам упр. 89. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют  проблему урока и сравнивают её с формулировкой в конце учебника, где приводятся проблемные вопросы.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие нового знания.

1. Упр. 90 – проводится самостоятельное открытие признаков слов­омонимов в группах с последующим представлением результатов.

План работы для групп (можно использовать материал предметного диска –  План работы для группы по теме «Омонимы»  к §7).

1) Прочитать стихотворение.

2) Выписать выделенные слова.

3) Дать толкование лексического значения.

4) Проверить свои предположения о значениях слов по словарю.

5) Определить, сколько словарных статей для этого слова даётся в словаре.

6) Попробовать установить сходство между значениями. Возможно ли оно?

7) Выявить общие признаки у слова (написание, произношение, часть речи).

8) На основе плана составить связный ответ о рассмотренных словах.

2. Чтение определения омонимов в рамке учебника и сравнение с полученными результатами наблюдений.

Составление схемы понятия (для проверки можно использовать материал предметного диска – схема понятия омонимы  к §7).

3. Упр. 91.

Работа проводится в парах по заданиям.

Можно предложить ученикам проверить свои предположения с помощью толкового словаря, чтобы установить наличие или отсутствие сходства.

– Попробуйте ответить на основной проблемный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов? (Попробовать найти сходство признаков: есть сходство – многозначное слово, нет – слова­омонимы, т.е. разные слова.)

4. Сравнение выводов учеников с текстом в рамке после упр. 91.

Представьте выводы о сходстве и различии омонимов и многозначных слов с помощью схемы (для проверки можно использовать материал предметного диска – сравнительная схема  «Многозначные слова и омонимы»  к §7).

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

1. Упр. 92 – развивается языковая догадка, основанная на смысловом различии слов­омонимов. Выполняются 1–2 примера по образцу, остальные – самостоятельно с последующей самопроверкой (с помощью подсказок в конце учебника).

2. Упр. 93 – вырабатывается умение вычитывать информацию из специализированных языковых словарей («Словаря омонимов») и сравнивать её с информацией, извлечённой из толковых словарей.

Можно попросить 1–2 учеников найти эти же слова в разных толковых словарях и сравнить сведения, представленные в них.

3. Самостоятельная работа с толковыми словарями в группах.

Ученики ищут в словарях по два многозначных слова и два слова­омонима. Результаты представляют другим группам.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словаря.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VI. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

– Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?

Учитель читает стихотворение.

        Норка вылезла из норки

        И пошла к знакомой норке.

        В норку норкину вошла,

        Норку в норке не нашла.

        Если в норке нету норки,

        Может, норка возле норки?

        Нет нигде. Пропал и след.

        Норка – здесь, а норки – нет!

                                      (А. Шибаев)

– Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или слова­омонимы? Докажите.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Слова записать в словарик.

2. Выучить определение омонимов в рамке, составить свою схему или «образ» определения.

3. Упр. 94 (Н. Составить словосочетания. П. Составить предложения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ Учитель: Марунич Татьяна Александровна МОУ «Урусовская ОШ» ВЕНЕВ,2015

Слайд 2

Был такой замечательный учёный – С.М. Бонди. Он очень любил словесную игру. В спорах он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине , надо определить, что мы имеем в виду… (Продолжите мысль С.М. Бонди.) Определяем проблему урока Запишите тему урока и задайте вопросы по теме. Что такое омонимы, каковы их признаки? Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Можно ли эти слова назвать многозначными? Эти «похожие» на многозначные слова называются омонимами . … – сосуд или человека ».

Слайд 3

Решаем проблему, открываем новые знания Рассмотрите рисунки и выполните задания (упр. 89) в учебнике. Сравните свои предположения о многозначных словах и омонимах. Продолжим наблюдение. сходство значений (нахождение впереди чего-л.) нет сходства между словами нос (1, 2, 3) экипаж 1 и экипаж 2 многозначное слово омонимы

Слайд 4

Распределите признаки по группам: Работа в парах. Прочитайте стихотворение ( упр. 80 ) в учебнике и установите, многозначным словом или разными словами-омонимами являются выделенные слова. Сравните результаты. Продолжаем наблюдение Проверьте себя коса (причёска), коса (берег), коса (орудие) – нет сходства (связи) между лексическими значениями: 3 разных слова-омонима общее различное написание произношение часть речи лексические значения омонимы

Слайд 5

Сделайте вывод об особенностях омонимов и сравните с определением в учебнике. Выполните задания в упр. 91 в учебнике и ответьте на главный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов ? Сравните свой вывод с авторским (2-й текст в рамке учебника). общее различное написание произношение часть речи лексические значения ( нет сходства, связи между значениями ) омонимы НО

Слайд 6

Проверьте себя. 1. Омонимы и многозначные слова одинаково … . 2. У омонимов между лексическими значениями …. . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это … . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это … . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. … … . . 6. В толковом словаре одна словарная статья для … и разные словарные статьи для ..... 1. Омонимы и многозначные слова одинаково пишутся и произносятся . 2. У омонимов между лексическими значениями нет сходства . 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это многозначные слова . 4. Лук (орудие), лук (растение) – это омонимы . 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. имеют разное написание. 6. В толковом словаре одна словарная статья для многозначного слова и разные словарные статьи для омонимов . Рефлексия Закончите утверждения (допишите концовки в тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"

Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....

Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс

Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово"

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово" . ФГОС технология деятельностного метода....

Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс

Данный урок входит в систему уроков раздела "Лексика и культура речи" по русскому языку 5 класса. Структура урока соответствует требованиям ФГОС. Используемые методы и фо...

Конспект урока русского языка "Однозначные и многозначные слова", 5 класс

Данный урок проводится при изучении раздела "Лексика. Культура речи" в 5 классе. Урок способствует формированию предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов. Учащи...