Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Разумовской М. М.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Юрьева Наталья Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Руководитель МО

___________Чурносова И.В.

Протокол № ___ от «____»____________2012 г.

Рассмотрено

На заседании

педагогического совета

№____от «____»____________2012 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Должанская ООШ»

________Ломакина Т.М. Приказ № ___от

«___»____________2012 г.

Рабочая программа

        Юрьевой Натальи Владимировны

   II квалификационная категория

        по учебному курсу «Русский язык»

     5 класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 5 классе МОУ «Должанская ООШ»  на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку 2004 года  и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по  русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9,10-11 классы /сост. Е.И.Харитонова (авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.)- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

 Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области к использованию в образовательном процессе  на 2012-2013 уч. год

В состав УМК входит учебник (Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 18-е изд.,стереотип.. – М.: Дрофа, 2011.), согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа рассчитана на 210 часов учебного времени (из расчета 6 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 12: из них диктантов – 6, контрольных тестирований – 2, изложений – 2, сочинений – 2. Объем часов учебной нагрузки,   отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

   Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

овладение русским  языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;

формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;

приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:

речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и/или совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;

социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.

     Традиционно приоритетным в школе считается изучение языковых правил (орфография, пунктуация). Вместе с тем в последнее время в методической литературе можно встретить и иной подход к изучению данного предмета. Развитие навыков связной речи во многих методических документах и программах в настоящее время постулируется как ведущее направление.

     Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.

     В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

 Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

     Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; V - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

     Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

     Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

     В связи с усиленным внимание к семантическое характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

     Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

     Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-

углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

     Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

     I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

     II) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

     В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

      Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного/прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения - понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

     Самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

     Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

       По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.

       Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.

       Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

       Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия. Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" В пособие эта проблема остается с помощью теоретического

(научного) способа действия, которым должны овладеть учащиеся.

      В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''

            Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис». Пунктуация", "Речь".

          Положительное отношение к учебе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.

     Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов -"чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.

  Главная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

     Задачи обучения:

     1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

     2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

    3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

   4)формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

   5)формировать умения анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей. 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в V  классе ученик должен овладеть следующими умениями и навыками:

по фонетике и графике: выделять в слове звуки характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы;правильно произносит названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарем;

по орфоэпии: правильно  произносит: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствовать слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины ; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике и фразеологии: употреблять  слова в соответствии с их лексическим значением известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового о словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;

по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;

по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных ; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способами определения  верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания; верно употреблять разделительные ъ –ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

по пунктуации: правильно ставить  знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, разделительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.

Основные умения по разделу “Речь”

 Восприятие высказываний. Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание  содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.

 Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информациюб; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагментв – описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

 Воспроизведение текста. Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинение по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

 Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматический ошибки.

     

 Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в

5 классе

на 2012-2013 учебный год

количество часов на год: 210      количество письменных контрольных   в неделю: 6                                     работ: 12

                                                           из них диктантов – 6

                                                          тестирований – 2

                                                          изложений - 2

                                                          сочинений - 2            


урока

Наименование раздела и тем

Часы

учебного времени

Плано

вые сроки

прохождения

Фактически

Под

готовка

к ГИА

Примечание


1


2


3


4

О языке

Зачем человеку нужен язык.


 Что мы знаем о русском языке.


Р/ р. Что такое речь.


Р/р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная

(2+2)

1


1


1


1




         




5


6-7


8


9


10


11



12-13


14




15-16



17



18-19


20-21


22


23



24



25



26-27


28


29-30

31-32



33-34


35-

36



37




38



39



40






41


42-43


44


45-46



47-48


49-50


51

Закрепление и углубление

 изученного в начальных классах


Звуки и буквы. Алфавит.


Что обозначают буквы е, е, ю, я.


Фонетический разбор слова.


Р/р. Что такое текст. Тема текста.


Р/р. Основная мысль текста.


Зачем людям письмо.

Орфография. Нужны ли правила?


Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.


Административная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)


Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.


Сочетание букв жи-ши, ча-ща, чк, чн, нч, нщ, рщ.


ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов


Разделительные ъ и ь.



Не с глаголами.


Написание –тся, -ться в конце глаголов.


Повторение и обобщение по теме «Орфография».


Контрольный диктант по теме «Орфография».


Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.


Как образуются формы с лова


Самостоятельные части речи.


Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.


Служебные части речи.



Повторение и обобщение по темам «Строение слова», «Слово как часть речи».


Контрольное тестирование по темам «Строение слова», «Слово как часть речи».


Анализ результатов контрольной работы.


Р/р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте


Р/р.Абзац как часть текста.


Систематический курс русского языка


Фонетика. Орфоэпия.


Что изучает фонетика.


Звуки гласные и согласные.



Слог, ударение.


Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.


Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.


Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия».


Р/ р. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

(32+4)



1


2


1


1


1


1



2



1




2




1



2



2



1


1



1



1



2



1


2


2




2



2




1




1



1



1





(10+1)


1


2



1


2




2



2



1










































































































52-53


54



55-57


58



59-60


61-63


64



65-67



68-70


71-72


73





74-75


76



77





78



79-81


82-83


84




85



86-89



90




91



92



93



94




95

Лексика. Словообразование. Орфография

Как определять лексическое значение слова.


Сколько лексических значений имеет слово.


Когда слово употребляется в переносном значении.


Что мы знаем о словах-синонимах и словах-антонимах.


Как пополняется словарный состав русского языка.


Как образуются слова в русском языке



Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.


Правописание чередующихся гласных а-о в корнях – лаг- - -лож-, -рос- -раст- (-ращ-)


Буквы о-е после шипящих  в корне и за корнем


Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.


Р/р. Основные выразительные средства лексики. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, омонимов в лексике


Что такое профессиональные и диалектные слова


О чем рассказывают устаревшие слова.


Р/р. Наблюдение за использованием устаревших слов в художественном тексте. Слова с переносным значением.


Р./р. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова


Правописание приставок.



Буквы и – ы после ц.



Р/р. Подготовка к контрольному сочинению-описанию по картине

И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».


Р/р. Написание контр.сочинения- описания по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Повторение и обобщение по теме «Значение, строение и правописание слова».


Контрольный диктант по теме «Значение, строение и правописание слова».


Анализ результатов контрольной работы.


Р/р. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.


Р/р. Художественная  и научно-деловая речь.


Р/р.  Подготовка  контр. изложению по рассказу Г. Скребицкого «Барсучонок».


Р/ р.  Контр. изложения по рассказу

Г. Скребицкого «Барсучонок».

(35+9)


2



1



3



1



2



3



1



3




3



2



1





2



1



1





1



3



2



1




1



4




1




1



1



1



1




1






















































п.17



п.18, 19



п.14



п.15




п.20



96


97-99


100




101



102


103

104


105

106


107



108


109110


111

112


113

114


115

116


117




118




119



120

121


122



123


124


125


126



127



128

129


130


131

132


133



134



135

136


137


138

Синтаксис и пунктуация


Что изучает синтаксис и пунктуация.


Словосочетание.



Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания


Виды предложения по цели высказывания.


Восклицательные предложения.


Главные члены предложения.



Тире между подлежащим и сказуемым.


Предложения распространенные и нераспространенные.


Второстепенные члены предложения.


Дополнение



Определение.



Обстоятельство.



Однородные члены предложения.



Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.


Контрольный диктант по темам «Правописание», «Синтаксис и пунктуация».


Анализ результатов контрольной работы.


Обращение.



Синтаксический разбор простого предложения.


Сложное предложение.


Сложносочиненные предложения.


Сложноподчиненные предложения.


Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.


Знаки препинания в сложном предложении.


Прямая речь.



Диалог.


Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».


Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».


Анализ результатов контрольной работы.


Р/р. Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение.


Р/р. Оценка действительности.


Р/р. Строение текста типа рассуждения-доказательства

(39+4)


1


3



1




1



1


2



2



1



1


2



2



2



2



1




1




1



2



1



1


1


1


1



1



2



1


2



1



1



2



1


1





















































п.9


















п.3, 8



п.8











п.6









п.4




п.5


п.5



п.5






п.10



п.11


139







140


141



142


143

144


145


146



147


148



149



150



151


152

153


154


155156


157

158


159

Морфология. Орфография.

Самостоятельные и служебные части речи.




1





(22+4)


1


1



1


2



1


1



1


1



1



1



1


2



1


2



2



1




























п.24























Попутное

Повтор.: ь после шипящих

Глагол.


Что обозначает глагол.


Слитное и раздельное написание не с глаголами


Как образуются глаголы.


Виды глагола.



Корни с чередованием букв е-и.


Неопределенная форма глагола (инфинитив).


Правописание –тся и –ться в глаголах.


Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.


Как образуется сослагательное наклонение глагола.


Как образуется повелительное наклонение глагола.


Морфологический разбор глагола


Времена глагола.



Спряжение глагола. Лицо и число.


Правописание безударных личных окончаний глаголов.


Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.


Повторение и обобщение по теме «Глагол»























































160



161



162

163



164




165







166


167



168



169



170



171



172



173


174


175



176


177



178



179



180



181



182



183

184


185

186


187




188



Контрольный  диктант по теме «Глагол».


Анализ результатов контрольной работы.


Р/р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях.


Р/р. Строение текста типа повествования (предупреждение повтора в «данном»).


Р/р. Строение текста типа повествования (обозначение последовательности действия)



Имя существительное


Что обозначает имя существительное.


Как образуются имена существительные.


Употребление суффиксов имен существительных –чик-, -щик-.


Употребление суффиксов имен существительных –ек-, -ик-(-чик-).


Слитное и раздельное написание не с именами существительными.


Имена существительные одушевленные и неодушевленные.


Собственные и нарицательные имена существительные.


Род имен существительных.


Имена существительные общего рода.


Род несклоняемых имен существительных.


Число имен существительных.


Падеж и склонение имен существительных.


Морфологический разбор имени существительного


Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.


Р/р. Употребление имен существительных в речи.


Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное».


Контрольный диктант по теме «Имя существительное».


Р/р. Строение текста типа описания предмета


Р/р.Соединение типов речи в тексте



Р/р. Подготовка  к написанию сочинения-повествования с описанием


Р/р. Написание сочинения-повествования с описанием



1



1



2




1




1





(16+7)


1


1



1



1



1



1



1



1


1


1



1


1



1



1



1



1



1



2



2



1




1

















п.22






п.24






Попутное повтор.: ь после шипящих, о-е после шипящих



189


190

191


192


193


194



195


196


197




198



199



200



201

202

Имя прилагательное


Что обозначает имя прилагательное.


Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.


Правописание окончаний имен прилагательных.

Образование имен прилагательных.


Р/р. Подготовка к контр. изложению текста по Л. Ленчу от 3 лица.


Р/р. Контрольное изложение.


Прилагательные полные и краткие.


Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.


Морфологический разбор имени

прилагательного.

 

Как образуется сравнительная степень имени прилагательного.


Как образуется превосходная степень имени прилагательного.


Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».


(12+2)


1


2



1


1


1



1


1


1




1



1



1



2









п.11













Попутное повтор.: ь после шипящих, о-е после шипящих

203

205


206




207



208

210



Повторение и обобщение по разделам курса русского языка 5 класса.


Контрольное тестирование по теме «Повторение и обобщение изученного в 5 классе».


Анализ результатов контрольной работы.


Обобщение изученного.

3



1




1



3

Содержание программы учебного курса

«Русский язык»

5 класс (210 часов)

О языке (2ч.)

Значение языка в жизни человека. Высказывания  людей о русском языке.

РЕЧЬ (33)

Речь как деятельность, как способ общения людей посреством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения.

Т е к с т как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания.  Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.

С т и л и   р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учетом особенностей речевой ситуации, в которой  используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).

Т и п ы  р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определенным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение. Схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ, КУЛЬТУРА РЕЧИ

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (32 ч.)

Фонетика, орфоэпия, графика

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности.

Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных  гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, е, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарем и его использование.

Письмо. Орфография 

Значение письма в жизни общества.

Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.

Употребление на письме буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу=щу, нч, чн, чк, рщ; разделительные ъ-ь; -тся/-ться в глаголах.

Не с глаголами.

Использование орфографического словаря.

Слово и его значение. Лексика

Предмет изучения лексики.

Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Этикетные слова как особая лексическая группа.

Знакомство с толковым словарем.

Слово и его строение. Морфемика

Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова.

Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Слово как часть речи. Морфология

Предмет изучения морофологии. Система частей речи в русском языке.

Знаменательные части речи, их основные признаки.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Культура речи. Правильное произношение терминов, заимствованных слов (твердость и мягкость согласных перед е )

Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т.д.)

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ

(систематический курс)

         Фонетика. Орфоэпия. (10 ч.)

Лексика. Словообразование. Орфография (35 ч.)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.

Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.

Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.

Правописание приставок на з(с). Правописание корней  -лож-//-лаг-; -рос-//-раст- (ращ). Буквы о-е после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Культура речи. Точное и уместное употребление в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Текстовая функция лексического повтора.

Предупре6ждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов.

Использование орфоэпического, толкового, словообразовательного, грамматико-орфографического словарей.

          Синтаксис и пунктуация(39 ч.)

 Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания . восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение.

Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительными в именительном падеже.

Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о ССП и СПП. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.

Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире при диалоге.

Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложном предложениях.

Морфология. Орфография (51 ч.)

Классификация частей речи русского языка (повторение) (1ч.)

Самостоятельные части речи

Глагол (22 ч.)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив)

Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание –тся и –ться в глаголах. Корни с чередованием и-е. их правописание.

Повелительное наклонение; значение, образование, правописание.

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ).употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм; верное произношение отдельных глагольных форм. Текстовая функция видовременных форм.

Имя существительное (16 ч.)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен существительных.

Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов –чик_ (-щик_), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имен сущ.

Род имен сущ. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Падеж. Склонение имен сущ. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний имен сущ.

Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.

Имена сущ. в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи. Правильное согласование в роде со словами бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).

Твердое и мягкое произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в словах (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка.

Текстовая функция имен сущ. со значением «целое и его части».

Имя прилагательное (12 ч.)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению: прил. Качественные, относительные и притяжательные.

Прил. Полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прил. с основой на шипящий.

Степени сравнения имен прил.

Склонение имен прил. Правописание падежных окончаний имен прил.

Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.

Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.

Культура речи. Правильное произношение краткой формы прилагательных (сильна), прилагательных с твердыми и мягкими основами (бескрайный – бескрайний, искренно-искренне);правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее).

Стилистическая роль имен прилагательных.

Повторение и обобщение изученного в начальных классах (8 ч.)

Формы контроля и диагностики

Текущий контроль

Итоговый контроль

Диагностика

I.Поурочный контроль: 

Индивидуальные задания;

Фронтальный опрос;

Работа по карточкам;

Практические работы;

Творческие работы;

Цифровые диктанты;

Индивидуальный контроль;

II.Периодический контроль:

Срезы;

Диктанты (словарные, орфоэпические,

терминологические, лексические, комбинированные, диктанты повышенной сложности).

Письмо по памяти;

Контрольные работы.

Тематический;

Независимый (городские и министерские работы);

Годовой;

Олимпиады;

Экзаменационный

ТДР( тестовые диаг-ностические работы);

ПР( проверочные работы);

СР(самостоятельные работы);

ГР( грамматические разборы);

Работы по развитию речи;

Работы над ошибками;

Диктанты с ошибками;

Самоконтроль

 Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Учебно-методические средства обучения

Учебно-методическое обеспечение для учителя

1.Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл. /сост. Е.И.Харитонова (авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.)- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

2.Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ;под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1.Русский язык. 5 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ;под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная литература

1.135 обучающих, контрольных и итоговых тестов по русскому языку: 5—11 классы: Синтаксис и пунктуация. — Мн.: ООО «Юнипресс», 2004. — 288 с.

2.Диктанты и изложения. Для учащихся 5-8 классов / Д45   сост. Л. Н. Ситникова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 79 с. ISBN 978-5-7057-0135-3

         3.550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8-й кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.- 126, [2] с.

        4.Пособие по русскому языку / Д. Э. Розенталь. — М.: ООО «Издательство Оникс»: 000 «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 416 с.

 

5.Русский язык для абитуриентов. Фонетика. Лексика. Графика. Орфография. Пунктуация / Лев. Чешко. - 6-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 416 с.

         6.Практикум по русскому языку : Орфография : Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения / А. Д. Дейкина, Л. И. Журавлёва, Т. М. Бахнова. - М. : Вербум-М, 2006. - 208 с.

7.  Сборник диктантов по русскому языку: 5—9 кл.: Кн. для учителя.— М: Просвещение, 1994.—240 с

8.Пособие для занятий по рузскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чеш-ко. — 46-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2006. — 368 с.

9.  Сборник диктантов по русскому языку : 5-7 класс / сост. В.В. Ежов-Строителев ; под ред. И.О. Родина. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 346,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской

КТП  и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС. ( учебная программа под ред. М.М. Разумовской)

Рабочая программа по рускому языку: Пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, учебно-методические средства обучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. М.М. Разумовской)

Рабочая программа по русскому языку: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Разумовской М.М.

Рабочая программа имеет правильную структуру и учебно-тематический план, полностью соответствующий  программе М.М.Разумовской....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по программе Разумовской М.М.

Данная рабочая программа имеет составлена методически верно. Учебно-тематическое планирование полностью соответствует программе М.М.Разумовской по русскому языку в 7 классе...