Урок русского языка в 7 классе по теме "Междометие"
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Первый урок по теме "Междометие" по УМК С.И.Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 23.61 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx | 121.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: « Междометие в системе частей речи».
Цели:
1) познакомить с новой частью речи – междометием и её особенностями;
2) формировать представление о группах междометий по значению, пунктуационном и интонационном оформлении;
3) формировать умение находить междометия в текстах, определять синтаксическую роль междометий;
Ход урока.
Целеполагание. Диалог о футболе. (слайд 1)
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Футбол»:
Сказала тетя
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол!
А я ответил:
- Во, футбол!
- Определите, каково отношение к футболу разных персонажей. Какие слова помогли вам в этом? Назовите их.
- Эти слова особенные, это междометия.(cлайд 2) До сих пор нет единого мнения о междометиях в системе частей речи. Одни ученые-лингвисты выделяют междометия в отдельную часть речи, другие не считают междометие частью речи. В конце урока хотелось бы знать ваше мнение по этому вопросу.
- Предлагаю сформулировать тему и задачи урока.(слайд 3)
2) Исследовательская работа.
- В течение урока вы будете работать с опорным конспектом по теме урока, поэтому прошу быть предельно внимательными и собранными. В конце урока листки с конспектом я соберу и оценю вашу работу.(слайд4)
- Для начала давайте вспомним, по каким признакам мы выделяем самостоятельные части речи.(слайд 5)
- А сейчас я предлагаю выяснить назначение междометий в тексте.
- Проведем исследовательскую работу по группам. У нас три группы, значит, три функции междометий в речи. Задания группам написаны на листках, времени отводится 5 минут.
3) Выступления групп, составление опорного конспекта.
- Итак, нам удалось выяснить функции междометий. ( Выделяются з группы междометий по назначению: для выражения чувств, эмоций; речевого этикета; для выражения команды, приказа, просьбы)
- А можно ли к междометиям задать вопрос? ( Нет)
- Изменяются ли междометия
- Как междометия пишутся, выделяются на письме и при произнесении?
4) Мозговой штурм. Выявление синтаксической роли междометий.
- На слайде записано стихотворение. Определите, каким членом предложения является слово ну в данном контексте.
Шли однажды Ну и Ну
Через речку по бревну.
- Ну, скорей! – сказало Ну, -
А не то я утону!
- Не спеши! – сказало Ну,-
Я и так тебя тяну.
Разгорелась перебранка,
И какая-то гражданка
Головою покачала
И сказала: «Ну и ну!»
- Запишите предложения и определите, в роли каких членов предложения использованы междометия.
Далече грянуло «ура!» 2) День её до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами, что ей и опомниться некогда. 3) характер у бабушки ай-ай-ай.
- К какому выводу о синтаксической роли междометий мы пришли в результате наблюдений? (Междометия используются в роли разных членов предложения.)
- Допишите ваш опорный конспект, можете использовать учебник (стр. 179-180).
5) Подведение итогов, зачитывание опорного конспекта. ( К какому выводу пришли: является ли междометие частью речи и почему?)
6) Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что нам удалось сделать?
- Над чем предстоит ещё работать?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Что понравилось на уроке?
7) Домашнее задание:
Подготовить рассказ о междометии, используя опорный конспект (параграф 34); упр. На выбор 891 или 893.
Опорный конспект
Междометие в системе частей речи.
Междометия – это ___________________ , которые выражают
__________________, но не называют их. Например, _______________________________________ .
Междометия могут выражать ___________________________________.
Примеры таких междометий: __________________________________ .
Этикетными называются междометия, которые ________________________. Например,
___________________________________________________ .
Междометия не отвечает на ______________, не ______________________, не является
______________________, хотя в некоторых случаях может переходить в
_______________________.
Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На
письме выделяются _____________________.
К междометиям примыкают ______________________ слова. Например, _________ .
Междометие – это очень ____________________ .
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений (можно по ролям),
выпишите междометия и определите, какие чувства и эмоции они выражают.
Сердце так и гложет страх. Ах!
Ох, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех! Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и ждет меня тоска.
Если б кто-нибудь помог. Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь-ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух! Ах, эх, ох,
Ух… не вызвали!
_____________________________________________________________
На дворе у нас Барбос
Вдруг лизнул Наташу в нос.
Охватил Наташу страх –
Громко закричала: «Ах!»
От испуга вся в слезах
Повторяет: «Ах-ах-ах!»
А в лесу в восторг пришла:
«Ах! Я белый гриб нашла!»
Оказался он гнилой:
« Фу! Какой же он плохой!»
Отшвырнула и с досадой
Закричала: «Ах, не надо!»
Прочитайте выразительно стихотворения О. Дриз. Попробуйте догадаться, какие междометия использованы автором. Выпишите их, дайте им название и определите их роль в речи. Какими ещё словами-междометиями можете дополнить данную группу?
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем, идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете!
Прочитайте выразительно данные предложения, найдите в них междометия. Объясните значение выделенных слов, используя толковый словарик. Подумайте, как можно озаглавить эту группу междометий по их роли в речи. Выпишите данные междометия и дайте им название.
«Цыц, Родка, - говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, - цыц!»
«Вира! Майна!» - кричал прораб, руководивший погрузкой и разгрузкой баржи.
Стоп! Не будем с тобой нынче ссориться.
Алло, это квартира Ивановых?
Спи, моя крошка, баюшки - баю.
«Брысь, кошка покастливая!» – послышалось с кухни.
«Кыш, кыш!» - отгонял я обступивших меня голубей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этимологическая справка Лат. Interjectio – «междометие». Первоначально – « междуметие ». Буквально : «брошенное (вставленное) между полнозначными словами»
Тема: «Междометие в системе частей речи.» Задачи: 1) познакомиться с междометиями и их грамматическими особенностями; 2) выяснить функцию междометий в предложении; 3) узнать, какова синтаксическая роль междометий и их пунктуационное оформление.
Опорный конспект. Междометие в системе частей речи. Междометия – это ___________________ , которые выражают __________________, но не называют их. Например,________________________________________ . Междометия могут выражать ___________________________________. Примеры таких междометий: __________________________________ . Этикетными называются междометия, которые ________________________. Например, ___________________________________________________ . Междометия не отвечает на ______________, не ______________________, являются ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить в _______________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме междометия выделяются _____________________. К междометиям примыкают ______________________ слова. Например, _________ . Междометие – это очень ____________________ .
Самостоятельные части речи Имеют общее грамматическое значение Имеют морфологические признаки Умеют отвечать на вопросы Являются членами предложения
Исследовательская работа. Сердце так и гложет страх. Ах! Эх, ведь как назло! Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех! Эх! Ох, беда уже близка! Так и ждет меня тоска. Если б кто-нибудь помог. Ох! Ух, захватывает дух! Притворюсь-ка , что я глух! Хоть бы в классе свет потух! Ух! Ах, эх, ох, Ух… не вызвали! (Ц. Ангелов) На дворе у нас Барбос Вдруг лизнул Наташу в нос. Охватил Наташу страх – Громко закричала: «Ах!» От испуга вся в слезах Повторяет: «Ах-ах-ах!» А в лесу в восторг пришла: «Ах! Я белый гриб нашла!» Оказался он гнилой: « Фу! Какой же он плохой!» Отшвырнула и с досадой Закричала: «Ах, не надо!»
Междометия используются для выражения чувств, эмоций: Страха, сомнения, радости, удивления, грусти, восторга, тревоги, печали и др. ( ах, ну, ох, браво, бис, боже мой, вот это да, ну и ну, ай-ай-ай, увы, ура и др.)
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем, идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!» – я кричу. «Добрый день!» – кричу я вслед Всем, идущим на обед. «Добрый вечер!» – так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, это же – дольше живите на свете
Междометия речевого этикета: Приветствия Прощания Пожелания благодарности Просьбы и т. д. Спасибо Благодарю До свидания Прощай (те) Прости (те) Пожалуйста Всего хорошего Здравствуй (те)
«Цыц, Родка , - говорила тогда Марья Петровна, обращаясь к собачке, которая принималась неистово лаять, - цыц!» « Вира! Майна!» - кричал прораб, руководивший погрузкой и разгрузкой баржи. Стоп! Не будем с тобой нынче ссориться. Алло, это квартира Ивановых? Спи, моя крошка, баюшки - баю. «Брысь, кошка покастливая !» – послышалось с кухни. «Кыш, кыш!» - отгонял я обступивших меня голубей.
Междометия команды, приказа, просьбы: На, фас, апорт, тсс, алло, вира, майна, кис-кис, бай-бай, стоп, цып-цып, кыш, брысь, ау и др.
Шли однажды Ну и Ну Через речку по бревну. - Ну, скорей! – сказало Ну,- А не то я утону! - Не спеши! – сказало Ну, - Я и так тебя тяну. Разгорелась перебранка, И какая-то гражданка Головою покачала И сказала: «Ну и ну!»
Далече грянуло «ура!» День её до того напичкан всякими занятиями, охами да ахами, что и опомниться некогда. Характер у бабушки ай-ай-ай.
Домашнее задание: Подготовить связный рассказ о междометии, используя опорный конспект и учебник (параграф 34); Упр. На выбор 891 или 893
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....