Система работы над речевой деятельностью в школе ( обзор учебников под редакцией М.М.Разумовской )
статья по русскому языку по теме
Программа разработана авторским коллективом под руководством М.М.Разумовской в составе М.М.Разумовской, В.И.Капиноса, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова на основе Примерной программы по русскому языку, рекомендована Министерством образования Российской Федерации, содержит материал, обязательный для усвоения в основной школе.
Цель обучения русскому языку в программе определена следующим образом: «обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения».
На современном этапе осуществляется коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка. В программе М.М.Разумовской усилена речевая направленность курса, предусмотрен материал, связанный с обучением учащихся связной речи, теория приближена к практике. Также приведены в систему умения связной речи с опорой на характер учебной речевой деятельности (для каждого класса обозначены определённые умения, связанные с развитием речи учащихся). Содержание материала по обучению связной речи в программе дано изолированно, но он осваивается параллельно с изучением языковых тем курса на протяжении всего учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_nad_rechevoy_deyatelnostyu_v_shkole.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Назарова Н.А., учитель русского
языка и литературы
Система работы над речевой деятельностью в школе
( обзор учебника под редакцией М.М.Разумовской )
В настоящее время в России взят курс на изменение в образовательной политике. В частности, государство осознаёт необходимость повышения уровня готовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, факторов коммуникабельности и толерантности в постиндустриальном, информационном обществе, актуальность современного мышления у молодого поколения. Одним из приоритетных направлений становится формирование умений, обеспечивающих речевую деятельность.
Без общения человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, общение даёт возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлётах и падениях. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовывать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.
Язык, будучи средством общения, выполняет в процессе речевой деятельности людей свою важнейшую коммуникативную функцию. В настоящее время исследовано влияние психологических процессов на успешность протекания речевой деятельности: для осуществления её необходимо, чтобы субъект деятельности осознавал её ближайший результат, мотив. Речевые действия планируются, формируются посредством выделения собственной цели и реализуются через операции. Единицей речевой деятельности является речевое действие, речевой акт.
Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-нибудь из этих звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным.
Речевая деятельность определяется единством двух сторон: внешней (речевой, реализующей) и внутренней (ненаблюдаемой внешне). В качестве внутренней стороны выступают такие психические процессы, как восприятие и внимание, мышление и память, потребности и эмоции. Сложное их единство составляет механизм любой деятельности вообще, он включает: мотивационно-побуждающие фазы и фазы формирования мысли разными способами посредством языка-кода. Адресуя мысль собеседнику, человек ставит целью оказать на него воздействие, а слушатель должен понять, какая информация передаётся. Говорящий должен сориентироваться на интеллектуальный, эмоциональный уровень слушателя, следовательно, каждое речевое действие – это творческая деятельность.
В речевом акте участвуют говорящий (адресант) и слушающий (адресат), оба участника речевого акта имеют ряд общих речевых навыков, знаний о предмете речи, обладают речевой компетенцией. В состав речевого акта включаются обстановка речи, содержание речи и целенаправленность общения. Успешность речевого акта зависит в том числе и от психологического состояния говорящего. Вот почему в обучении речи так важны доброжелательность, одобрение, взаимопомощь, добрая шутка. К факторам, активизирующим речевую деятельность, относятся также индивидуализация в обучении, атмосфера поиска, общения, эмоциональной приподнятости, создающая потребность в общении, уверенность в способности овладеть творчеством в языке. К факторам, тормозящим речевую деятельность, относятся замечания, насмешки, отрицательная мимика, а в обучении – излишнее подчёркивание трудностей, недоступности овладения богатствами языка, фиксирование внимания на промахах, ошибках, неудачных действиях и т.п. и возникающая в результате атмосфера замкнутости, внутренней и внешней закрепощённости.
Изучение научной, методической литературы, собственный педагогический опыт позволяют отметить те речевые недочёты и ошибки, которые допускают современные школьники:
учащиеся порой испытывают недостаток сведений о предметах действительности, окружающих их;
не умеют строить свою речь, нарушая её смысловую и композиционную стройность;
не умеют отбирать языковые средства в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
неточно используют средства связи и способы связи предложений в тексте;
не умеют отражать и аргументировать свою личностную позицию при высказывании и другие
Изучение потенциала текстовой деятельности школьников требует от педагога повышения осознаваемости речевых действий учащихся, оказания содействия в грамматическом оформлении речевой интенции, предупреждения логических ошибок. Данные о таком потенциале являются ориентиром создания теоретической основы одного из направлений преподавания в школе – личностно-развивающего подхода к обучению. Анализ ошибок, наблюдения, опыт работы, научные данные позволяют сформулировать задачи обучения, дающие ответ на вопрос что делать? Как научить говорить детей правильно, грамотно, красиво? И помочь учителю и ученику в этом нелёгком труде поможет система работы, предлагаемая учебником для общеобразовательных школ, разработанным под редакцией доктора педагогических наук М.М.Разумовской и доктора филологических наук П.А.Леканта.
Существенной особенностью данного учебника является то, что язык представлен в нём в двух аспектах – как языковая система и как речевая деятельность, причём учащиеся знакомятся с речевой деятельностью в специальном разделе «Речь», по существу новым для школы.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения - это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности – чтением, слушанием, говорением и письмом.
На первый взгляд может показаться, что для средней школы эта задача неактуальна: все наши учащиеся в определённой мере уже владеют родным языком – они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по-русски. Однако все мы знаем, как ограниченны их речевые возможности; знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо понимают читаемое, особенно учебно-научные тексты; знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию; знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь. Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовывать, наконец, свою собственную жизнь.
Задача уроков родного языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех четырёх видах речевой деятельности. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда ученик начнёт относиться к ней сознательно.
Отличие учебника М.М. Разумовской от других учебников состоит уже в том, что работа по развитию речи учащихся отражена в учебнике в специальном разделе «Речь». Уроки по развитию речи проводятся на специальных уроках: в 5 классе – 3 часа в две недели, в 6 - 7 классах – 1 час в неделю, в 8-9 классах – 1 час в две недели.
Работа по развитию связной речи учащихся строится в разделе на основе речеведческих понятий. Известно, что любые умения и навыки, в том числе и коммуникативно-речевые, формируются наиболее успешно сознательным путём, с опорой на теоретические обобщения. Понятия и правила, являясь ориентировочной основой учебных действий, способствуют осознанию способов действия, создают условия для переноса знаний и умений, помогают учащимся осуществлять самоконтроль в обучении.
Практика убедительно показала, что сознательный путь формирования речевых умений и навыков повышает эффективность работы по развитию речи и в конечном счёте обеспечивает более высокий уровень владения русским языком как средством общения.
В 5 классе учащиеся знакомятся с несколькими группами понятий:
Речь: монологическая и диалогическая, устная и письменная
Стили: разговорный, художественный; научно-деловая речь.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Текст: тема текста, микротема, абзац; основная мысль текста; «данное» и «новое» в предложениях текста; строение типовых фрагментов текста: описания предмета, повествования, рассуждения-доказательства.
Помимо этого предусматривается проведение письменных работ: изложений, сочинений и работ, проверяющих умения определять стиль и тип речи (анализ текста).
Учащиеся должны овладеть указанными выше понятиями. Все понятия усваиваются практическим путём, в процессе выполнения различного рода упражнений.
Пятиклассники должны овладеть рядом специальных умений, учебных (вспомогательных) и коммуникативных (речевых). Они должны уметь:
подвести под понятие предложенный текст (определить его стиль, тип, найти в нём «данное» и «новое», определить его тему, основную мысль и т.д.);
обосновать своё суждение, аргументировать ответ: выстраивая доказательства, они должны отталкиваться от основных признаков понятия;
вывести следствие из понятия (например, определив по речевой ситуации, что текст художественного стиля, они должны найти в нём языковые средства, характерные для этого стиля, раскрывающие такие его черты, как образность и эмоциональность);
править и редактировать текст, то есть устранять в нём недостатки и делать текст лучше;
создавать текст определённого стиля и типа на предложенную учителем тему.
В 6 классе повторяется изученное о тексте, стилях и типах речи, расширяется представление о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи, вводятся новые понятия:
Текст: способы и средства связи предложений, нормативный повтор и повтор-недочёт, сложный план.
Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятия.
Шестиклассники должны овладеть основными умениями:
Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Подробно и выборочно(устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе рассуждения-объяснения.
Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждения на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма и т.д.
Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.
В 7 классе продолжается изучение речеведческой теории. Ученики знакомятся с публицистическим стилем речи и его некоторыми жанровыми разновидностями, с особенностями строения текста типа описания состояния человека, рассуждения-размышления, с прямым и обратным порядком слов в предложениях текста. На понятийной основе строится работа над изложениями и сочинениями; семиклассники учатся анализировать тексты и и создавать собственные высказывания, полагаясь не только на чувство языка, на речевую интуицию, но и опираясь на знание определённых правил строения текста.
К 7 классу учащиеся располагают уже достаточно обширным объёмом знаний из области речеведения. Этап первичного ознакомления с основными речеведческими понятиями в этом классе завершается. Поэтому особенно важно в начале года повторить и систематизировать изученное в 5 и 6 классах.
В 8 классе работа по развитию речи продолжается в том же методическом ключе, что и предыдущие годы. Её цель – усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий – стилей, типов речи, текста. Понятийно ориентированная методика позволяет формировать коммуникативные умения и речевые навыки сознательным путём. Она даёт возможность выйти на правила построения типовых текстов и тем самым обеспечить условия для переноса знаний и умений, для формирования навыков самоконтроля, что сделает обучение более эффективным.
8 класс представляет собой как бы вторую ступень обучения в единой методической системе развития речи.
Если в 5 – 7 классах в центре внимания был типовой фрагмент текста, его строение, то в 8 классе в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра.
В программу речевого раздела курса 8 класса включен следующий материал:
1. Повторение и обобщение изученного в 5 – 7 классах: о стилях, типах речи, тексте и его строении.
2. Жанры публицистики, их строение и языковые особенности: а) репортаж; б) статья; в) очерк.
Преимущественное внимание к публицистическому стилю объясняется соображениями как чисто лингвистическими, так и прагматическими. Выбор жанров внутри публицистики связан с типологическими особенностями этих композиционных форм: в репортаже преобладающим типом речи является повествование, в очерке – описание, в статье – рассуждение.
Ознакомление с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации публицистического высказывания, с разными жанрами публицистики имеет практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни сегодняшнего школьника, поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, он должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации.
Дидактический материал публицистического стиля позволяет включить школьников в обсуждение актуальных вопросов общественной жизни, тех её сторон, которые доступны их пониманию. Пятнадцатилетний подросток ждёт этого разговора, он с готовностью идёт на него. В этом возрасте человеку «хочется быть личностью, хочется проявить себя в сложной гражданской и общественной жизни» (В.А.Сухомлинский). Работа с текстами публицистического стиля, особенно работа над сочинениями, которые требуют личностного отношения к описываемым событиям, активной позиции автора, помогает формировать у учащихся гражданские убеждения.
В 9 классе раздел «Речь» включает в себя следующий материал:
Повторение речеведческой теории, изученной в 5 – 8 классах.
Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы».
Речевые жанры: эссе, путевые заметки, рецензия.
Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, характеристика.
В 9 классе продолжается работа над «большим» текстом, начатая в 8 классе. Здесь же заканчивается знакомство учащихся с речеведческой теорией. Важно в начале года повторить и систематизировать изученное ранее, так как объяснительная сила теоретических знаний заключается в их системности: чтобы понять, как строится тот или иной «большой» текст, нужно рассмотреть его в различных ракурсах: определить принадлежность к тому или иному стилю, жанру, типу речи; в рамках стиля и жанра рассмотреть предметное содержание текста (тему, основную мысль), композицию; увидеть, каким способом развивается в нём мысль (параллельно или последовательно), какие языковые средства употреблены для связи предложений; какие синонимические средства языка используются для передачи «данного» и «нового» в типовых фрагментах, каков порядок следования слов и пр.
В 8 классе основное внимание было уделено формированию действия подведения текста под то или иное речеведческое понятие (определи стиль, тип речи и т.п.). В центре внимания были поэтому экстралингвистические признаки понятия (компоненты речевой ситуации), на основе которых устанавливается связь между текстом и тем или иным речеведческим понятием. В 9 классе, продолжая работу по идентификации текста, мы переносим акцент на формирование другого действия – выведение следствия из понятия, то есть после того как мы установили, к какому стилю, жанру, типу речи относится текст, можно приступать к анализу языковых средств, руководствуясь при этом знанием ведущих стилевых черт, жанровых особенностей или специфики построения типовых фрагментов текста. Только в этом случае языковой анализ становится осознанным, действия учащегося – целенаправленными: он знает, что должен найти, увидеть в данном тексте. В художественном тексте ученик ищет языковые средства образной конкретизации и эмоциональной выразительности, оценки; в типовом фрагменте со значением «описания предмета» обратит внимание на использование в «новом» различных грамматических способов выражения значения признака (прилагательных, определительных сочетаний, существительных и глаголов с признаковым значением); зная основное правило словопорядка (сначала «данное», затем «новое»), без особого труда обнаружит и объяснит инверсию в типовом фрагменте текста, схема построения которого ему также известна, и т.д.
Следовательно, при проведении понятийно-направленного анализа текста в 9 классе в центре внимания лежит осознанный языковой разбор текста.
Анализ текста готовит учащихся к работе по созданию собственного текста; в качестве одного из главных компонентов он входит в методику проведения обучающих изложений и сочинений.
В 9 классе ученики приобретают новые знания из области речеведения: даётся понятие «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы». Они знакомятся с новыми жанрами публицистической и научной речи: путевым очерком, эссе, рецензией и деловыми бумагами. Продолжается работа над сочинением и изложением.
Таким образом, речевая деятельность может осуществляться, если человек владеет языком как системой. Вот почему предметом изучения в школе должна быть языковая система, дающая основу знаний о языке и реализации их в речи. Родной язык усваивается детьми интуитивно, владеют языком также интуитивно, однако в процессе обучения необходимо прибегать к осознанию фактов языка и речи, поскольку осознанность ставит на качественно новую ступень процесс развития речи и делает возможным резкое убыстрение количественного накопления умений и навыков.
ЛИТЕРАТУРА
Методические рекомендации к учебникам «Русский язык. 5-9 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М,М.Разумовской. – М.: Дрофа
Русский язык: Учебники для 5-9 классов общеобразоват. учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа
Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; Под ред. Р.Б.Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте уче...
"Рабочая программа по русскому языку 6 класс с УУД по учебнику под редакцией М.М Разумовской"
РП по русскому языку 6 класс с УУД по учебнику Разумовской поможет тому, у кого требования с 2013-2014 учебного года изменились и нужно включить в программу УУД...
Презентация к уроку развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение на дискуссионную тему по картине К. Васильева "Нашествие"". (Программа и учебник под редакцией М. М. Разумовской)
В 7 классе по программе М.М. Разумовской много уроков развития речи. Ребята сельской школы мало знают о художниках и их творении. Уроки развития речи по картине неоценимы в плане воспитания и развития...
Развитие видов речевой деятельности учащихся на основе УМК под редакцией С.И.Львовой
В работе рассматриваются возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для развития устной и письменной речи учащихся, а также для подготовки к экзамену....
Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской "Предложения с вводными словами"
Тип урока: обобщающий урок с элементами исследовательской деятельности.Цели урока: определить уровень знаний по теме «Предложение с вводными словами»; сис...
Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской "Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот"
Тип урока: урок закрепления изученного материала с элементами исследовательской деятельности.Цели урока:закрепить и систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях;вырабатывать ум...
Особенности работы по учебно - методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской
В статье представлен материал из собственного опыта работы по данному учебно - методическому комплексу....