Особенности работы по учебно - методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской
статья по русскому языку

Спайкова Ирина Натановна

В статье представлен  материал из  собственного опыта работы  по данному учебно - методическому комплексу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы57 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  работы  по  учебно – методическому  комплексу  по  русскому  языку  под  редакцией  М.М. Разумовской.

( Из  опыта  работы  учителя  русского  языка  и  литературы  Синичинской  средней  школы  Спайковой  И.Н. ).

В  2002  году  первый  в  нашей  школе  занковский  класс  заканчивал  первую  ступень  обучения. К  концу  периода  обучения  в  начальной  школе  этого  класса  мы  увидели  плоды, которая  принесла  эта  система. Учащиеся  с  удовольствием  вовлекались  в  поисковую  деятельность, выстраивали  свой  ход  рассуждения, вычленяли  множество  признаков  рассматриваемого  объекта  или  явления, проявляли  способность  к  обобщениям, они  проявляли  интерес  ко  всему, что  происходит  вокруг, класс  отличался  устойчивой   сознательной  дисциплиной, где  каждый  не  стеснялся  высказывать  собственное  мнение о  чём – либо, где  умели  слушать  каждого. Мне  хотелось  продолжить  работу  в  этом  классе  по  развивающей  системе, и  я  искала  подходящий  для  этого  учебник. На  курсах  по  развивающему  обучению  от  их  руководителя  Нечаевой  Н.В. я  узнала  об  учебнике  М.М. Разумовской  как  соответствующем  РО. С  тех  пор  я  и  работаю  по  этому  учебнику. За  это  время  я  поняла, что  занковские классы  имеют  особенности  в  восприятии  и  усвоении  учебного  материала  и  учебник  М.М. Разумовской  даёт  возможность  построить  урок  и самостоятельную  работу  дома школьников  с  учётом  этих  отличий. А  также  я  увидела, что  данный  учебник  можно  использовать  не  только  для  работы с  сильными  учащимися, но  и  с теми  ребятами, которым  нужно  больше  времени  для  усвоения  материала  и  внимания  учителя.

В  чём  же  особенности  работы  по  данному  учебнику?

Работа  на  уроках  русского  языка  строится  на  научной  основе  с  использованием  присущей  ей  терминологии, но  не  только  в  письменной  речи ( как  преимущественно  это  бывает  в  традиционных  учебниках), но и  в  устной  речи.  Отсюда  сетования  некоторых  учителей, что, работая  по  этому  учебнику,  мы  меньше  пишем. Но, если  проанализировать  жизненную  ситуацию, то  становится  понятно, что  в  жизни  мы  больше  пользуемся  устной  речью, чем  письменной, и умения  правильно  говорить для  становления  человека  играют  не  меньшую  роль, чем  грамотно  писать. Тем  более  что  проблемам  грамотного  письма  в  учебнике  уделяется  достаточное  внимание. Но  оно  основывается  на  осознанных  знаниях  школьников, а не  механическом  заучивании  правил. Ни  один  теоретический  вывод  не  даётся  авторами  учебника  в  готовом  виде, этому  предшествуют  задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте.

          Следует  отметить  повышенное  внимание  авторов  учебника  к  речевому  развитию  школьников.  На  первый  план  выходит  коммуникативная  функция  языка как  средства  общения. Сегодня   это  актуальнейшая  проблема: язык  и  культура  речи, нормы  русского  литературного  языка. « От  уровня  владения  родным  языком  зависят  успехи  в  учёбе  не  только  по  данной  дисциплине, но  и  по  всем  остальным  предметам; уровень  владения  языком  в  значительной  мере  определяет  социальное  лицо  человека, его  культурные  и  интеллектуальные  показатели, его  общественную  активность, стремление  к  самообразованию, совершенствованию  своего  духовного  начала, » - пишет  в  методическом  пособии  к  учебнику  5  класса  М.М. Разумовская.

Учебник  и  соответствующая  программа  нацелены  на  овладение  4 – мя  видами  речевой  деятельности: чтением,  слушанием, говорением  и  письмом.

        Иначе, чем  в  традиционных  учебниках  строится  работа  по  описанию  представленных  в  учебном пособии  картин  и  фотографий. Ребятам  предлагается  составить  словарную  работу  на  основе  произведения  живописи  или  словесную  зарисовку, высказать  собственные  ощущения  и  впечатления  от  увиденного.  В  любом  случае  такая  работа  носит  творческий  характер.

В  каждом  учебнике  даётся  собственно  языковой  курс: повторение, новый  материал  и  раздел  « Речь ».Причём  повторение  всегда  несёт  с  собой  изучение  нового  материала. Изучается  весь  этот  материал  в  перемеживающемся  режиме: 5 – 6 уроков – изучение  языкового  курса, затем  уроки  развития  речи.  На  завершающем  этапе  изучения  той  или  иной  части  речи  есть  параграф  « произношение  слов  изучаемой  части  речи », « Употребление  в  речи ». Также  при  изучении  всех  языковых  тем  в  заданиях  к  текстам  даны  вопросы, связанные  с  развитием  речи.  Принцип  прохождения  материала  более  быстрыми  темпами  противостоит  топтанию  на  месте, однотипности  упражнений.  Некоторые  темы  изучаются  с  опережением.

Учебник  развивает  творческое  мышление  учащихся. А  творчество  проявляется  в  умении  осуществлять  нешаблонные  действия, в  умении  ставить  новые  цели, осуществлять  контроль  и  оценку, планировать  свои  действия.  Этому  помогают  и  формулировки  тем  параграфов: « Как  определить  лексическое  значение  слова »,

« Умеем  ли  мы  употреблять  в  речи  этикетные  слова », « Как  образуются  новые  формы  слова » обращены  к  ученикам, содержат  в  себе  вопрос  и  одновременно  требуют  ответа, пробуждают  познавательную  деятельность  школьников.

        Отдельно  хотелось  бы  отметить  задания  ЗСП, представленные  в  учебнике.  Слова  предлагается  рассмотреть  по  трём  критериям: значение, строение, правописание. Эти  задания  дают  возможность  учащимся  увидеть  связь  орфографических  норм  с  лексикой, этимологией, строением  и  словообразованием, что  является  своеобразным  комплексным  разбором  слова.

        Учебник  учит  ребят  работать  со  справочным  материалом  и  различными  словарями. В  приложении  даются  различные  материалы  и  словарики: толковый, орфоэпический, словарик  синонимов и т.д. « Словарик  значения  морфем » позволяет  увидеть  системность  данного  языкового  явления, понять  внутренние  связи  языковых  фактов,  их  взаимосвязь.

        Творческое  мышление  невозможно  без  опоры  на  систематизацию, что  приучает  школьников  к  организации  мысли, развивает  интерес.

        Лингвистические  тексты  в  данном  учебнике  содержат  много  познавательного  материала и , конечно  же, обучающего. Подаются  они  не  в виде  сухих  схем  или  определений, а  побуждают  к  активному  творческому  осмыслению  предложенных  материалов. Отсюда  задание  « Учитесь  работать  с  лингвистическим  текстом ». Учебник  предоставляет  возможность  обращаться  к  лингвистическому  тексту  только  после  того, как  мы  с  ребятами  выявим  учебную  проблему, выдвинем  гипотезы, произведём  решение  учебной  задачи, рассмотрим  правильность  решения  на  многих  примерах. И  учебник, как  добрый  собеседник и помощник, подтвердит  нам  верность  нашего  решения. Расширена  понятийная  основа, которая  включает  такие  понятия,  как  производная  основа, именные  и  глагольные  словосочетания, словообразовательная  модель, сильная  и  слабая  позиции  и т.д. Теоретический  материал  содержит  исторические  сведения, рассказы  об  учёных – лингвистах, демонстрирует  функционирование  языка  в  жизни. Таким  образом, изучение  языкового  теоретического  материала  способствует  организации  самостоятельной  поисковой  деятельности, приучает  детей  к  постоянному  обращению  к  словарям, научной  и  справочной  литературе.

        Упражнения  в  учебнике  представляют  в  большинстве  своём  комплексный  анализ  предложенного  текста, к  которому  предлагается  выполнить  ряд  заданий, что  помогает  повторить и  закрепить  уже  изученный  материал, обратиться  к  отработки  новых  сведений, увидеть  целостность  текста, поработать  с  его  речевыми  и  художественными  особенностями. Эта  работа  особенно  важна  для  подготовки  учащихся  к  сдаче  экзаменов  в  новой  форме.

  Мышление  не  может  развиваться  без развития  навыка  наблюдения. Учебник  предоставляет  и  такую  возможность.  В  процессе  наблюдения  за  различным  языковым  материалом  у  учащихся  развивается  умение  анализировать, сравнивать, обобщать.

Таким  образом, учебник  и  программа  по  русскому  языку  

М.М. Разумовской  и  её  соавторов  основана  на  принципах:

  • более  высокого  уровня  изучения  теоретического  материала;
  • продвижение  в  изучении  материала  в  быстром  темпе;
  • вариативность  процесса  обучения, индивидуальный  подход;
  • осознанного  процесса  учения;
  • работы  над  развитием  речи  всех  учащихся;
  • преемственности  в  преподавании русского  языка  по  системе  РО  между  начальным  и  средним  звеньями  обучения.

В  помощь  молодым  специалистам.

Психолого-педагогические  основы  дидактической  системы  развивающего  обучения.

Технологии  развивающего  обучения  основываются  на  положениях  Л.В. Занкова  о  развитии  ребёнка. Он  считал, что  прежде  всего  важна  личность. Личность  проявляется  в  раннем  детстве. Каждый  ребёнок  талантлив, то  есть  обладает  способностями, и  задача  школы  раскрыть  и  развить  эти  способности, создать  условия  для  развития  каждого  ученика.

 Он  утверждал, что  в  процессе  обучения  возникают  не  знания, умения  и  навыки, а  познавательные  структуры – схемы, сквозь  которые  человек  смотрит  на  мир, видит  и  понимает  его.  Это  основа  умственного  развития – относительно  стабильные, обобщённо – смысловые  системные  представления  знаний, способов  их  получения  и  использования, хранящиеся  в  долговременной  памяти.  Познавательные  структуры  и  есть  та  сущность, которая  развивается  с  возрастом  и  в  процессе  обучения. Результаты  этого  выражаются  в  особенностях  психической  деятельности: мышлении, речи, уровне  произвольности  поведения, памяти, в  количестве  и  чёткости  знаний  и  умений. В  этом  суть  развития.

Для  наибольшей  эффективности  процесса  общего  развития  школьников  Л.В. Занков  разработал  дидактические  принципы:

  • целенаправленное  развитие  на  основе  комплексной  развивающей  системы;
  • системность  и  высокая  сложность  содержания, адекватные  зоне  ближайшего  развития  ребёнка;
  • ведущая  роль  теоретических  знаний  ( без  принижения  значения  практических  умений  и  навыков);
  • обучение  на  высоком  уровне  трудности;
  • продвижение  в  изучении  материала  в  быстром  темпе;
  • осознание  ребёнком  процесса  обучения  ( принцип  сознательности, обращённой  на  свою  деятельность);
  • включение  в  процесс  обучения  не  только  рациональной, но  и  эмоциональной  сферы  ( роль  наблюдения  и  практических  работ );
  • проблематизация  содержания;
  • вариативность  процесса  обучения, индивидуальный  подход;
  • работа  над  развитием  всех ( сильных  и  слабых ) детей.

Методика  развивающего  обучения  предполагает  привлечение  ученика  к  различным  видам  деятельности; в  преподавании  используются  дидактические  игры, дискуссии, а  также  методы  обучения, направленные  на  обогащение  воображения, мышления, памяти, речи.

Урок  остаётся  основным  элементом  образовательного  процесса, но  его  функции, формы  организации  существенно варьируются. Основное  его  отличие  от  традиционного  урока  заключается  в  том, что  цели  подчиняются  не  только  сообщению  знаний, но  и  другим  группам  свойств  личности: полилог , основанный  на  самостоятельной  и  коллективной  деятельности  обучающихся; сотрудничество  учителя  и  ученика. Главная  методическая  цель  урока – создание  условий  для  проявления  познавательной  активности  учеников.

Обучение  русскому  языку  и  литературе  даёт  хорошую  результативность  лишь  при  условии  дифференцированного  подхода. Учёт  личностных  особенностей  различного  уровня  знаний  учащихся  лежит  в  основе  многих  видов  работ. Так  на  уроках  широко  используется  работа  по  карточкам  с  разноуровневыми  заданиями. Развивающее  обучение  предполагает  проблемность  на  уроках, поэтому  такие  виды, как   практические, лабораторные, исследовательские  работы  способствуют  решению  этой  задачи.  Часто  на  уроках  применяются  групповые  задания. Это  могут  быть  группы  с  разным  уровнем  подготовленности  или  различными  заданиями  и  функциями, а  также  смешанные  группы, в  которых  каждый  ученик   последовательно  выполняет   задания  различной  степени  сложности.

Таким  образом, основными  видами  работы  учителя  при  обучении  русскому  языку  становятся:

  • организация  поисковой  деятельности  учащихся  при  изучении  теоретического  материала;
  • работа  со  справочным  материалом  и  словарями;
  • терминологическая  работа;
  • работа  по  развитию  речи;
  • работа  с  лингвистическими  текстами;
  • обучение  комплексному  анализу  текста;
  • работа  по  развитию  речи  учащихся;
  • особенное  внимание  к  организации  творческих  работ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с учащимися, для которых русский язык не является родным.

Проблема билингвизма гораздо сложнее, чем кажется неискушенному наблюдателю, и направление вектора воздействия билингвизма на развитие ребенка зависит от множества сопутствующих факторов: медицинских,...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...

Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе

Методическая разработка «Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе» является большим подспорьем в работе педагогов, которые занимаются проектной деятельность...