Особенности работы по учебно - методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской
статья по русскому языку
В статье представлен материал из собственного опыта работы по данному учебно - методическому комплексу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы по учебно – методическому комплексу по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской.
( Из опыта работы учителя русского языка и литературы Синичинской средней школы Спайковой И.Н. ).
В 2002 году первый в нашей школе занковский класс заканчивал первую ступень обучения. К концу периода обучения в начальной школе этого класса мы увидели плоды, которая принесла эта система. Учащиеся с удовольствием вовлекались в поисковую деятельность, выстраивали свой ход рассуждения, вычленяли множество признаков рассматриваемого объекта или явления, проявляли способность к обобщениям, они проявляли интерес ко всему, что происходит вокруг, класс отличался устойчивой сознательной дисциплиной, где каждый не стеснялся высказывать собственное мнение о чём – либо, где умели слушать каждого. Мне хотелось продолжить работу в этом классе по развивающей системе, и я искала подходящий для этого учебник. На курсах по развивающему обучению от их руководителя Нечаевой Н.В. я узнала об учебнике М.М. Разумовской как соответствующем РО. С тех пор я и работаю по этому учебнику. За это время я поняла, что занковские классы имеют особенности в восприятии и усвоении учебного материала и учебник М.М. Разумовской даёт возможность построить урок и самостоятельную работу дома школьников с учётом этих отличий. А также я увидела, что данный учебник можно использовать не только для работы с сильными учащимися, но и с теми ребятами, которым нужно больше времени для усвоения материала и внимания учителя.
В чём же особенности работы по данному учебнику?
Работа на уроках русского языка строится на научной основе с использованием присущей ей терминологии, но не только в письменной речи ( как преимущественно это бывает в традиционных учебниках), но и в устной речи. Отсюда сетования некоторых учителей, что, работая по этому учебнику, мы меньше пишем. Но, если проанализировать жизненную ситуацию, то становится понятно, что в жизни мы больше пользуемся устной речью, чем письменной, и умения правильно говорить для становления человека играют не меньшую роль, чем грамотно писать. Тем более что проблемам грамотного письма в учебнике уделяется достаточное внимание. Но оно основывается на осознанных знаниях школьников, а не механическом заучивании правил. Ни один теоретический вывод не даётся авторами учебника в готовом виде, этому предшествуют задания: вспомните, сравните, понаблюдайте, подумайте.
Следует отметить повышенное внимание авторов учебника к речевому развитию школьников. На первый план выходит коммуникативная функция языка как средства общения. Сегодня это актуальнейшая проблема: язык и культура речи, нормы русского литературного языка. « От уровня владения родным языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию, совершенствованию своего духовного начала, » - пишет в методическом пособии к учебнику 5 класса М.М. Разумовская.
Учебник и соответствующая программа нацелены на овладение 4 – мя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением и письмом.
Иначе, чем в традиционных учебниках строится работа по описанию представленных в учебном пособии картин и фотографий. Ребятам предлагается составить словарную работу на основе произведения живописи или словесную зарисовку, высказать собственные ощущения и впечатления от увиденного. В любом случае такая работа носит творческий характер.
В каждом учебнике даётся собственно языковой курс: повторение, новый материал и раздел « Речь ».Причём повторение всегда несёт с собой изучение нового материала. Изучается весь этот материал в перемеживающемся режиме: 5 – 6 уроков – изучение языкового курса, затем уроки развития речи. На завершающем этапе изучения той или иной части речи есть параграф « произношение слов изучаемой части речи », « Употребление в речи ». Также при изучении всех языковых тем в заданиях к текстам даны вопросы, связанные с развитием речи. Принцип прохождения материала более быстрыми темпами противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений. Некоторые темы изучаются с опережением.
Учебник развивает творческое мышление учащихся. А творчество проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планировать свои действия. Этому помогают и формулировки тем параграфов: « Как определить лексическое значение слова »,
« Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова », « Как образуются новые формы слова » обращены к ученикам, содержат в себе вопрос и одновременно требуют ответа, пробуждают познавательную деятельность школьников.
Отдельно хотелось бы отметить задания ЗСП, представленные в учебнике. Слова предлагается рассмотреть по трём критериям: значение, строение, правописание. Эти задания дают возможность учащимся увидеть связь орфографических норм с лексикой, этимологией, строением и словообразованием, что является своеобразным комплексным разбором слова.
Учебник учит ребят работать со справочным материалом и различными словарями. В приложении даются различные материалы и словарики: толковый, орфоэпический, словарик синонимов и т.д. « Словарик значения морфем » позволяет увидеть системность данного языкового явления, понять внутренние связи языковых фактов, их взаимосвязь.
Творческое мышление невозможно без опоры на систематизацию, что приучает школьников к организации мысли, развивает интерес.
Лингвистические тексты в данном учебнике содержат много познавательного материала и , конечно же, обучающего. Подаются они не в виде сухих схем или определений, а побуждают к активному творческому осмыслению предложенных материалов. Отсюда задание « Учитесь работать с лингвистическим текстом ». Учебник предоставляет возможность обращаться к лингвистическому тексту только после того, как мы с ребятами выявим учебную проблему, выдвинем гипотезы, произведём решение учебной задачи, рассмотрим правильность решения на многих примерах. И учебник, как добрый собеседник и помощник, подтвердит нам верность нашего решения. Расширена понятийная основа, которая включает такие понятия, как производная основа, именные и глагольные словосочетания, словообразовательная модель, сильная и слабая позиции и т.д. Теоретический материал содержит исторические сведения, рассказы об учёных – лингвистах, демонстрирует функционирование языка в жизни. Таким образом, изучение языкового теоретического материала способствует организации самостоятельной поисковой деятельности, приучает детей к постоянному обращению к словарям, научной и справочной литературе.
Упражнения в учебнике представляют в большинстве своём комплексный анализ предложенного текста, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработки новых сведений, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми и художественными особенностями. Эта работа особенно важна для подготовки учащихся к сдаче экзаменов в новой форме.
Мышление не может развиваться без развития навыка наблюдения. Учебник предоставляет и такую возможность. В процессе наблюдения за различным языковым материалом у учащихся развивается умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Таким образом, учебник и программа по русскому языку
М.М. Разумовской и её соавторов основана на принципах:
- более высокого уровня изучения теоретического материала;
- продвижение в изучении материала в быстром темпе;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- осознанного процесса учения;
- работы над развитием речи всех учащихся;
- преемственности в преподавании русского языка по системе РО между начальным и средним звеньями обучения.
В помощь молодым специалистам.
Психолого-педагогические основы дидактической системы развивающего обучения.
Технологии развивающего обучения основываются на положениях Л.В. Занкова о развитии ребёнка. Он считал, что прежде всего важна личность. Личность проявляется в раннем детстве. Каждый ребёнок талантлив, то есть обладает способностями, и задача школы раскрыть и развить эти способности, создать условия для развития каждого ученика.
Он утверждал, что в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а познавательные структуры – схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его. Это основа умственного развития – относительно стабильные, обобщённо – смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Познавательные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и чёткости знаний и умений. В этом суть развития.
Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы:
- целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
- системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
- ведущая роль теоретических знаний ( без принижения значения практических умений и навыков);
- обучение на высоком уровне трудности;
- продвижение в изучении материала в быстром темпе;
- осознание ребёнком процесса обучения ( принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы ( роль наблюдения и практических работ );
- проблематизация содержания;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- работа над развитием всех ( сильных и слабых ) детей.
Методика развивающего обучения предполагает привлечение ученика к различным видам деятельности; в преподавании используются дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, формы организации существенно варьируются. Основное его отличие от традиционного урока заключается в том, что цели подчиняются не только сообщению знаний, но и другим группам свойств личности: полилог , основанный на самостоятельной и коллективной деятельности обучающихся; сотрудничество учителя и ученика. Главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Обучение русскому языку и литературе даёт хорошую результативность лишь при условии дифференцированного подхода. Учёт личностных особенностей различного уровня знаний учащихся лежит в основе многих видов работ. Так на уроках широко используется работа по карточкам с разноуровневыми заданиями. Развивающее обучение предполагает проблемность на уроках, поэтому такие виды, как практические, лабораторные, исследовательские работы способствуют решению этой задачи. Часто на уроках применяются групповые задания. Это могут быть группы с разным уровнем подготовленности или различными заданиями и функциями, а также смешанные группы, в которых каждый ученик последовательно выполняет задания различной степени сложности.
Таким образом, основными видами работы учителя при обучении русскому языку становятся:
- организация поисковой деятельности учащихся при изучении теоретического материала;
- работа со справочным материалом и словарями;
- терминологическая работа;
- работа по развитию речи;
- работа с лингвистическими текстами;
- обучение комплексному анализу текста;
- работа по развитию речи учащихся;
- особенное внимание к организации творческих работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с учащимися, для которых русский язык не является родным.
Проблема билингвизма гораздо сложнее, чем кажется неискушенному наблюдателю, и направление вектора воздействия билингвизма на развитие ребенка зависит от множества сопутствующих факторов: медицинских,...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ (на примере учебника русского языка 5 класса под ред. Разумовской М.М. и Леканта П.А.)
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ...
Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе
Методическая разработка «Алгоритм работы над учебным исследованием по русскому языку и литературе» является большим подспорьем в работе педагогов, которые занимаются проектной деятельность...
программа по русскому языку 6 класс на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
210 часов базовый уровень...