Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской "Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Трапезникова Елена Вячеславовна

Тип урока: урок закрепления изученного материала с элементами исследовательской деятельности.

Цели урока:

  1. закрепить и систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях;
  2. вырабатывать умение находить причастия в тексте, производить морфемный разбор причастий;
  3. развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, умение вдумчиво читать художественный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_prichastie_v_6_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трапезникова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1

Конспект урока русского языка в 6 классе по  учебнику под редакцией М.М.Разумовской

Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.

(2 урока)

Тип урока: урок закрепления изученного материала с элементами исследовательской деятельности.

Цели урока:

  1. закрепить и систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях;
  2. вырабатывать умение находить причастия в тексте, производить морфемный разбор причастий;
  3. развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, умение вдумчиво читать художественный текст.

Оборудование урока:

  1. портрет СТ. Аксакова;
  2. текст «Очерка зимнего дня» С.Т. Аксакова;
  3. репродукция картины И.И. Шишкина «Зима»;
  4. иллюстрации учащихся к тексту С.Т.Аксакова.

Основные этапы

Содержание

Формы, приемы обучения

Виды деятельности учащихся

Хроно-метраж

1.Организаци-онный момент. «Включение»

2. Беседа по проверке прочитанного.

«Погружение»

Сообщение темы и целей урока.

- Как нужно читать художественное произведение? Согласитесь, часто, интересуясь только развитием действия, вы пропускаете описания. Готовясь к нашему уроку, я попросила вас прочитать «Очерк зимнего дня» С.Т. Аксакова, но не просто прочитать, а вчитаться в описания и подумать, как они помогают понять мысли и чувства автора.

* Что же необыкновенного было в той зиме, о которой спустя 45 лет вспоминает писатель, из-за чего она на десятилетия запомнилась автору?

* Почему в названии произведения присутствует слово очерк?

Вступительное слово учителя.

  • Слушание

  • Устные ответы

(учащиеся отмечают, что зима запомнилась  С.Т.Аксакову своими «трескучими декабрьскими морозами», отсутствием снега. Автору было больно смотреть, как гибли птицы. Нечем было кормить скот. Люди стали забивать скотину. От обилия мясной пищи стало много больных. Все с нетерпением ждали снега как избавления от страданий.

Жанр произведения — очерк, потому что  основан на документальных фактах).

1 мин.

3 мин.

3.Исследова-тельская работа с текстом.

1. Найдите в тексте и выпишите предложения с причастными оборотами. Объясните постановку знаков препинания в них.

2.Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Укажите определяемое слово. Укажите слова, которые зависят от причастия (в
причастном обороте).

3.Укажите обособленные и необособленные причастные обороты.

4.Есть ли в тексте причастия, выступающие в роли прилагательного?

Самостоя-тельная работа с текстом по заданиям.

  • Запись в тетрадях

Вода, |взброшенная вверх из стакана|, возвращалась оледенелыми брызгами и сосульками, а снегу было очень мало, всего на  вершок, и неприкрытая земля промерзла на три четверти аршина.

Воздух был тонок, жгуч, пронзителен, и много хворало народу от жестоких простуд и воспалений; солнце вставало и ложилось с огненными ушами, и месяц ходил по небу, |сопровождаемый крестообразными лучами|;  ветер совсем упал, и целые вороха хлеба оставались не веянными, так что и деваться с ними было некуда.

Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, |осыпаемый снежными хлопьями|.

Радостно смотрели крестьяне на |порхающие в воздухе| пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.

20 мин.

4. Лингвисти-ческий эксперимент.

- Поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово. Что изменилось в постановке знаков препинания?

Беседа.

Лингвисти-ческий экспери-мент.

Учащиеся отмечают, что постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от того, где находится причастный оборот по отношению к определяемому слову.

6 мин.

5. Закрепление изученного.

1.Выпишите из очерка действительные причастия настоящего и прошедшего времени и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, распределите их в четыре колонки, выделите суффиксы причастий.

2.        Произведите морфемный разбор причастий. Объясните правописание суффиксов причастий по
образцу:
порхающий — порхать (I спряжение). Ср. зависящий зависеть (II спряжение); топящейся — топиться (II спряжение).

  1. Назовите глаголы, от которых образованы данные причастия.

  1. Можно ли утверждать, что причастия образуются от любых глаголов?

5.        Какова роль причастий в описании? В текстах какого стиля употребляются причастия?

 Самостоя-тельное  выполне-ние  заданий.

Беседа.

Вопросы учителя.

  • Запись в тетрадях

1. Действительные причастия настоящего времени: порхающие (снежинки), падающий (снег), опускающихс (снежинок), пылающей (соломы), топящейся (печки).

2. Действительные причастия прошедшего времени: в потемневшем (воздухе), запоздавшие (снежинки).

3. Страдательные причастия настоящего времени:сопровождаемый (месяц), осыпаемый (я)

4.Страдательные причастия прошедшего времени: взброшенная (вода), неприкрытая (земля), отворена (дверь), сжатая (она).

- Нет. От глаголов несовершенного вида образуются действительные и страдательные причастия настоящего времени, страдательные причастия прошедшего времени образуются только от переходных глаголов и от глаголов совершенного вида.

- Причастия придают описанию точность и выразительность, делают речь более богатой и яркой. Употребление причастий характерно для текстов художественного, научного стилей речи.

20 мин.

6. Задание для  работы в парах.

- Тема зимней природы нашла свое отражение не только в произведениях русских писателей, зимнюю природу любили писать русские художники. Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Шишкина «Зима». Составьте 3—4 предложения с причастными оборотами, пытаясь описать то, что изображено на полотне И.И. Шишкина. Укажите действительные и страдательные причастия в своем тексте. Подчеркните причастный оборот как член предложения.

Слово учителя.

Групповая работа.

  • Ученики работают в парах.
  • Учащиеся читают составленные по картине И.И. Шишкина «Зима» предложения, комментируя употребление причастных оборотов.

10 мин.

7. Проверка домашнего задания.

1. - Дома вы подготовили подробный пересказ текста С.Т. Аксакова. Послушаем пересказ и подготовимся рецензировать и дополнять ответ одноклассника.

   Обратим внимание учащихся на необходимость сохранения причастных оборотов при пересказе текста.

- Какие устаревшие слова встретились в тексте? Объясните их значение.

2.Обсуждение иллюстраций к «Очерку зимнего дня» С.Т. Аксакова, подготовленных дома.

Пересказ, слушание, рецензиро-вание ответа.

Работа с иллюстра-

циями, наблюде-ние.

  • Подробный пересказ текста на одну из тем: «Снегопад», «Длинные зимние сумерки», «Зимний рассвет». 
  • Учащиеся анализируют и дополняют ответ одноклассника.

Вершок — старинная русская мера — 4,4 см.

Аршин — русская мера длины — 0,71 м.

Рижный сарай — строение, где        

сушат хлеб в снопах и

обмолачивают его.

Пешня — лом с деревянной ручкой.

Фунт — русская мера веса — 409,5г.

Пороша — слой только что

выпавшего снега.

Малик — заячий след на снегу.

Гумно — помещение, сарай для сжатого хлеба; площадка для молотьбы.

  • Обсуждение

Учащиеся отмечают наиболее удачные работы.

13 мин.

4 мин.

8. Подведение итога урока.

Домашнее задание.

- Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

- Дома напишите очерк на одну из тем: «Однажды мне довелось увидеть...», «Я никогда не забуду...». Можно и самому выбрать тему. Постарайтесь включить в свой очерк предложения с причастными оборотами.

Обобща-ющее слово учителя.

  • Ответы учащихся

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...