Русский язык в 5 классе Урок-путешествие Тема: « Предложения с обращением».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Песенко Лидия Васильевна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie_5.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»





Русский язык в 5 классе




Урок-путешествие






Тема: « Предложения

 с обращением».  














Учитель : Песенко Лидия Васильевна





2012 учебный год.

Урок – путешествие на остров «Обращение».

Тема: « Предложения с обращением. Закрепление».

Цель: Углубить и расширить знания учащихся об использовании обращений в предложениях;

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

Активизировать индивидуальные, творческие способности учеников, работать над выразительностью речи.

Воспитывать любовь у учащихся к родному языку; сплоченность коллектива.

Тип урока – закрепление.

Оборудование: плакаты, карточки, компьютер, экран.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Давайте познакомимся.

Учитель. Дима, ты любишь заниматься спортом?

               Женя, какой у тебя любимый сказочный герой?

                Ксюша, чем ты занимаешься в свободное время?

                Даша, есть ли у тебя дома кот или собака?

2. Проверка домашнего задания.

           Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы?

         Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с  речью?  

                Вот и сегодня мы будем работать над предложениями с обращением.

3. Закрепление

               Тема урока: « Предложения с обращением».

                                         ОБРАЩЕНИЕ.

Всем нам при общении                      Можно смело обратиться.

Поможет обращение.                         Только, друг, не забывай:

К людям, звездам или птицам           Запятые расставляй.

                                                               (А. Косоговский.)

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче Это море знаний- самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание    будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! Мы путешествуем по морю к острову под названием «Обращение».

Сейчас  мы узнаем названия наших кораблей, кто быстрее? (Команда должна  из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название   корабля: «Бесстрашный» и «Непобедимый».

За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.

КОНКУРС «ЧЕЙ КОРАБЛЬ ПЕРВЫМ ОТОЙДЕТ ОТ ПРИЧАЛА?»

1 ЗАДАНИЕ. «ВОПРОСЫ».

 1. Что называется обращением?

2. Чем обычно выражается обращение?

3. Является ли обращение членом предложения?

4. Как выделяются обращения на письме?

Учитель. Сегодня на уроке мы будем находить обращения в тексте, учиться расставлять правильно знаки препинания, выразительно читать, все это мы будем выполнять, путешествуя на кораблях.

УЧИТЕЛЬ. Вот и первый риф. Его  преодолеет тот, кто выполнит задание.

 А что такое риф?

Риф –это подводная или мало возвышающая над уровнем моря скала, препятствующая судоходству.

Задание: «Кто больше и быстрее?»

По обращениям, которые вы найдете в предложениях, отгадайте названия сказок и их автора. (устно).

1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?

2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день

ненастный? 3. Отпусти ты, старче, меня в море... 4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.. .

Ребята, появился еще один риф.

Работа по карточкам (самостоятельно).

                    Карточка №1                               Карточка № 2

 Не трещите  морозы                                  Ветры бури ураганы

  В заповедном бору,                                     Дуйте что есть мочи

  У сосны и берёзы                                         Вихри вьюги и бураны

  Не грызите кору!                                          Разыграйтесь к ночи.

   Карточка №3

1. Сыпь ты черемуха снегом. (С. Е с е н и н.) 2. Серебристая дорога ты зовешь меня куда? (С.Есенин.) З. Я вижу вас родные степи. (А.Фет).

4. Я люблю тебя Россия. (М. Ножкин.) 5. Расцветай наш край родной.

Карточка №4.

 

Птицы наши друзья и неутомимые помощники. Они уничтожают вредителей сада, леса, служат санитарами в природе.

Берегите птиц ребята

УЧИТЕЛЬ. А теперь два самых отважных матроса из каждой команды должны составить запись в судовой журнал.

У доски: составить и записать  предложения со словами: моряк и капитан так, чтобы эти слова были и обращением, и подлежащим.

1.Эй, моряк, ты слишком долго плавал.

2.Моряк вразвалочку сошел на берег.

1.Капитан, капитан, улыбнитесь!

2.Капитан ведет свой корабль уверенным курсом.

УЧИТЕЛЬ. ОЙ-ой-ой! Корабли во время плавания среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть.

Динамическая пауза.

1.Найти в классе карточки с предложениями, в которых есть обращения, выраженные именами существительными собственными для 1 команды

и именами существительными нарицательными для 2 команды. Но, ребята, здесь есть и другие предложения. (Прилагаются)

2. Физминутка для глаз.

           

Задание:  упражнение №  441

       1. Составьте предложения с обращениями, называя того, к кому, вы обращаетесь, именем собственным. Используйте следующие речевые ситуации: попросите своего товарища‚дать вам книгу. спросите у учителя разрешения войти в класс. позовите свою собаку гулять; спросите у  сестры, когда она придет. посовётуйте другу не есть мороженое.

2. Запишите составленные предложения, выделяя обращения запятыми.

( по 1 предложению).

Учитель. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, что там вдали? Пиратский флаг!

 У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку.

А что такое абордаж?

 Абордаж-это сцепка судов для рукопашного боя, применяющаяся во времена парусного флота, т.е. приспособление для захвата судов.

Задание-тест.

            1

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

З. Получай свою одежду товарищ по несчастью.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

 

     2

1. Не трещите морозы в заповедном бору.

2. К утру мороз крепчал.

З. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4. Муравьи санитары леса.

5. Догорай костер дотла.

Взаимопроверка тестов.

4. Подведение итога урока.

Учитель: Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия и, наконец, попадаем на наш остров.

Смотрите! Смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано.

   

«Дорогие ребята! Вы достойны победы. Ваше путешествие, к сожалению, заканчивается. И вот перед вами остров «ОБРАЩЕНИЕ». До встречи, друзья, на острове «Вводные слова».        

Учитель. Найдите обращение.

                Ребята, а какое еще здесь слово выделяется запятыми?

                 К сожалению. Это, ребята, вводное слово. Оно выражает чувство человека.

Выставление оценок.

Домашнее задание: упр. № 444. № 446. ( объяснение).

 Заключительное слово учителя

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный уроу русского языка и литературы в 5 классе. Обращение в сказках А.С.Пушкина

Цель.Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи. Задачи: научить находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения...

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"

Цель урока:1. Дать понятие обращения, рассмотреть способы его выражения, роль в предложении.2. Формировать навык постановки знаков препинания при обращении.3. обучать уместному употреблению обращений ...

Проект урока русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и с...

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...

Урок русского языка в классе по теме "Обращение"

Урок по теме "Обращение" 5 класс....

Урок русского языка в 8 классе Тема: «Предложения с обращениями».

Урок направлен на получение достаточных знаний об обращении в предложениях, чтобы быть пунктуационно грамотным и выделять обращения на письме, работать над культурой и развитием речи; расширяет кругоз...