Русский язык в 5 классе Урок-путешествие Тема: « Предложения с обращением».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа» Русский язык в 5 классе Урок-путешествие Тема: « Предложения с обращением». Учитель : Песенко Лидия Васильевна 2012 учебный год. |
Урок – путешествие на остров «Обращение».
Тема: « Предложения с обращением. Закрепление».
Цель: Углубить и расширить знания учащихся об использовании обращений в предложениях;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
Активизировать индивидуальные, творческие способности учеников, работать над выразительностью речи.
Воспитывать любовь у учащихся к родному языку; сплоченность коллектива.
Тип урока – закрепление.
Оборудование: плакаты, карточки, компьютер, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Давайте познакомимся.
Учитель. Дима, ты любишь заниматься спортом?
Женя, какой у тебя любимый сказочный герой?
Ксюша, чем ты занимаешься в свободное время?
Даша, есть ли у тебя дома кот или собака?
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы?
Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с речью?
Вот и сегодня мы будем работать над предложениями с обращением.
3. Закрепление
Тема урока: « Предложения с обращением».
ОБРАЩЕНИЕ.
Всем нам при общении Можно смело обратиться.
Поможет обращение. Только, друг, не забывай:
К людям, звездам или птицам Запятые расставляй.
(А. Косоговский.)
Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче Это море знаний- самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! Мы путешествуем по морю к острову под названием «Обращение».
Сейчас мы узнаем названия наших кораблей, кто быстрее? (Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля: «Бесстрашный» и «Непобедимый».
За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.
КОНКУРС «ЧЕЙ КОРАБЛЬ ПЕРВЫМ ОТОЙДЕТ ОТ ПРИЧАЛА?»
1 ЗАДАНИЕ. «ВОПРОСЫ».
1. Что называется обращением?
2. Чем обычно выражается обращение?
3. Является ли обращение членом предложения?
4. Как выделяются обращения на письме?
Учитель. Сегодня на уроке мы будем находить обращения в тексте, учиться расставлять правильно знаки препинания, выразительно читать, все это мы будем выполнять, путешествуя на кораблях.
УЧИТЕЛЬ. Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выполнит задание.
А что такое риф?
Риф –это подводная или мало возвышающая над уровнем моря скала, препятствующая судоходству.
Задание: «Кто больше и быстрее?»
По обращениям, которые вы найдете в предложениях, отгадайте названия сказок и их автора. (устно).
1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?
2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день
ненастный? 3. Отпусти ты, старче, меня в море... 4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.. .
Ребята, появился еще один риф.
Работа по карточкам (самостоятельно).
Карточка №1 Карточка № 2
Не трещите морозы Ветры бури ураганы
В заповедном бору, Дуйте что есть мочи
У сосны и берёзы Вихри вьюги и бураны
Не грызите кору! Разыграйтесь к ночи.
Карточка №3
1. Сыпь ты черемуха снегом. (С. Е с е н и н.) 2. Серебристая дорога ты зовешь меня куда? (С.Есенин.) З. Я вижу вас родные степи. (А.Фет).
4. Я люблю тебя Россия. (М. Ножкин.) 5. Расцветай наш край родной.
Карточка №4.
Птицы наши друзья и неутомимые помощники. Они уничтожают вредителей сада, леса, служат санитарами в природе.
Берегите птиц ребята
УЧИТЕЛЬ. А теперь два самых отважных матроса из каждой команды должны составить запись в судовой журнал.
У доски: составить и записать предложения со словами: моряк и капитан так, чтобы эти слова были и обращением, и подлежащим.
1.Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
2.Моряк вразвалочку сошел на берег.
1.Капитан, капитан, улыбнитесь!
2.Капитан ведет свой корабль уверенным курсом.
УЧИТЕЛЬ. ОЙ-ой-ой! Корабли во время плавания среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть.
Динамическая пауза.
1.Найти в классе карточки с предложениями, в которых есть обращения, выраженные именами существительными собственными для 1 команды
и именами существительными нарицательными для 2 команды. Но, ребята, здесь есть и другие предложения. (Прилагаются)
2. Физминутка для глаз.
Задание: упражнение № 441
1. Составьте предложения с обращениями, называя того, к кому, вы обращаетесь, именем собственным. Используйте следующие речевые ситуации: попросите своего товарища‚дать вам книгу. спросите у учителя разрешения войти в класс. позовите свою собаку гулять; спросите у сестры, когда она придет. посовётуйте другу не есть мороженое.
2. Запишите составленные предложения, выделяя обращения запятыми.
( по 1 предложению).
Учитель. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, что там вдали? Пиратский флаг!
У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку.
А что такое абордаж?
Абордаж-это сцепка судов для рукопашного боя, применяющаяся во времена парусного флота, т.е. приспособление для захвата судов.
Задание-тест.
1
1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
2. Эй братец загораешь?
З. Получай свою одежду товарищ по несчастью.
4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
5. Цветик научи меня сочинять стихи.
2
1. Не трещите морозы в заповедном бору.
2. К утру мороз крепчал.
З. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
4. Муравьи санитары леса.
5. Догорай костер дотла.
Взаимопроверка тестов.
4. Подведение итога урока.
Учитель: Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия и, наконец, попадаем на наш остров.
Смотрите! Смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано.
«Дорогие ребята! Вы достойны победы. Ваше путешествие, к сожалению, заканчивается. И вот перед вами остров «ОБРАЩЕНИЕ». До встречи, друзья, на острове «Вводные слова».
Учитель. Найдите обращение.
Ребята, а какое еще здесь слово выделяется запятыми?
К сожалению. Это, ребята, вводное слово. Оно выражает чувство человека.
Выставление оценок.
Домашнее задание: упр. № 444. № 446. ( объяснение).
Заключительное слово учителя
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный уроу русского языка и литературы в 5 классе. Обращение в сказках А.С.Пушкина
Цель.Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи. Задачи: научить находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения...
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"
Цель урока:1. Дать понятие обращения, рассмотреть способы его выражения, роль в предложении.2. Формировать навык постановки знаков препинания при обращении.3. обучать уместному употреблению обращений ...
Проект урока русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"
Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и с...
Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»
Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...
Конспект урока русского языка в 8 классе Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
Разработка урока и презентация....
Урок русского языка в классе по теме "Обращение"
Урок по теме "Обращение" 5 класс....
Урок русского языка в 8 классе Тема: «Предложения с обращениями».
Урок направлен на получение достаточных знаний об обращении в предложениях, чтобы быть пунктуационно грамотным и выделять обращения на письме, работать над культурой и развитием речи; расширяет кругоз...