Интегрированный уроу русского языка и литературы в 5 классе. Обращение в сказках А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цель.Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи: научить
- находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего;
- ставить знаки препинания в предложения с обращением;
- выразительно читать предложения с обращением.
Структура урока.
- Вступительное слово учителя.
- Введение в тему.
- Исследование 1. Роль обращений в речи.
- Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
- Заключительный этап:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass.docx | 22.12 КБ |
rabochiy_list.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обращение в сказках А.С.Пушкина.
Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи: научить
- находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего;
- ставить знаки препинания в предложения с обращением;
- выразительно читать предложения с обращением.
Структура урока.
- Вступительное слово учителя.
- Введение в тему.
- Исследование 1. Роль обращений в речи.
- Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
- Заключительный этап:
- Вывод;
Вступительное слово учителя литературы.
Друзья мои, прекрасен наш союз:
Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.
Сегодняшний наш урок мы не случайно начали именно этой поэтической строкой. Почему? А к этому вопросу мы вернемся в конце урока.
Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.
Уч рус. Введение в тему, открываем тетради, дата, предложения.
На доске записаны предложения.
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились. ДОСКА
Чем вы, гости, торг ведете?
Синтаксический разбор предложений, с указанием синтаксической роли слова «гости».
Обращаем внимание на второе предложение, отмечаем знаки препинания, говорим о том , что слово «гости» в данном предложении является обращением.
Итак, тема урока «Обращение».
Учитель литературы: Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем.
И ответим на вопрос: К чему и к кому обращается автор в каждом предложении? (Дети читают).
1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.
(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)
2. Чем вы, гости, торг ведёте?
(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)
3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)
Учитель литературы: Из каких произведений данные предложения?
Дети: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди
Учитель русского языка: Теоретический блок. Все об обращениях. Молодцы! Вы научились находить обращения в предложениях.
Учитель литературы: Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений.
Что можете сказать о жизни нашего великого писателя?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывалих перед своей сестрёнкой Оленькой. А к 11 годам перечитал всю библиотеку отца.
Учитель литературы: Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт остался верен всю жизнь.
Учитель литературы: Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу”.
Любезный именинник,
О Пущин дорогой! (А. Пушкин “К Пущину”)
О Дельвиг! Начертали
Мне музы мой удел…(А. Пушкин “К Дельвигу”) ЛИТ. Назовить мне кого приветствует Пушкин и как называются эти слова?
Вот как Пушкин характеризовал лицейское братство. Это были самые счастливые годы учёбы (г.Пушкин) под Санкт- Петербургом. Лицеисты учились, жили дружной, братской семьёй.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
А.С. Пушкин
Учитель литературы: Запишите предложения, найдите в нем обращение. Физкультминутка
Учитель русского языка: Обращаем внимания на данные предложения.. Вы научились находить обращения. А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?
1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. О, ….
2. Чем вы, гости, торг ведёте? … ,О, ….?
3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! … , О!
Вывод: 1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.
Учитель литературы: Вы назвали много произведений А.С.Пушкина. Среди них любимая “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?
Дети: Хорошее, радостное.
Учитель литературы: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Надеюсь, вы заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. Найдите обращения в тексте - сказки.
Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть)Индивидуальное задание. Выучить разные обращения.
Учитель литературы: Можно ли в жизни обойтись без обращений? ….По каким личным качествам мы определяем характер человека? …. Мы часто не замечаем, как обращения работают в нашей речи, а оказывается, по ним часто судят по нам.
Вывод: По манерам разговора, обращений, мы можем судить о воспитанности человека.
Ещё один важный момент. Так вот: от того каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздраженного тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Чувства не обязательно выражать громко. Царица говорит грубо, а царевна обращается ко всем с благодарностью, т.е. по обращению можно понять, каков человек.
Учитель русского языка: Ребята, чему мы научились на уроке?
Дети:
- Научились находить обращения в тексте.
- Выделять его с помощью знаков и интонационно.
- Место обращения в предложении может быть свободным
Оценки за урок.
Учитель русского языка: Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом.
Тест “Как я усвоил обращение!”
1 вариант:
- Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
- К утру мороз крепчал.
- Получай свою одежду товарищ по несчастью.
- Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
- Цветик научи меня сочинять стихи.
2 вариант:
- Не трещите морозы в заповедном бору.
- Эй братец загораешь?
- Вылезайте муравьи после зимней стужи.
- Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
- Догорай костер дотла.
Результаты: 1 вариант – 1,3,4,5.
2 вариант – 1,2,3,5.
Домашнее задание:
Найти в других сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Тема урока:_____________________________
- Синтаксическая минутка.
- Гости князю поклонились, 2) Чем вы, гости, торг ведете?______________________
Вышли вон и в путь пустились.________________________________________ _______________________________________________
2. Словарь этикетных слов:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Теоретический блок. Обращение – слово или сочетание слов, которое называет того к кому (или к чему) обращаются с речью.
4. Работа с предложениями 1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.____________________________________________
2. Чем вы, гости, торг ведёте?___________________________________________________________________
3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!__________________________________________________________
!!! Важно: 1.______________________________________________________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________________________________________________
5. Работа с эпиграфом. ______________________________________________________________________________________________________
6. Тест “Как я усвоил обращение!”. Найди обращение,обозначь, расставь знаки препинания.
1 вариант:
- Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
- К утру мороз крепчал.
- Получай свою одежду товарищ по несчастью.
- Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
- Цветик научи меня сочинять стихи.
2 вариант:
- Не трещите морозы в заповедном бору.
- Эй братец загораешь?
- Вылезайте муравьи после зимней стужи.
- Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
- Догорай костер дотла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"
Знакомство с обращением в игровой форме...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".
Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...