Обобщённый педагогический опыт наших учителей

 

Методические материалы из опыта работы учителя математики Латышева Сергея Анатольевича

Метрические единицы длины 

Решение трехэтажных дробей

Сложение смешанных дробей с разными знаменателями

ЕГЭ математика профиль №11

Обобщение педагогического опыта учителя математики и физики Мамеевой-Шварцман Ирины Михайловны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ/ФИЗИКИ

В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Обобщенный педагогический опыт учителя математики и физики

Мамеевой-Шварцман Ирины Михайловны

Идея опыта

Воспитание через личностно-ориентированный подход в обучении и многообразие форм деятельности такого выпускника школы, который будет:

  • обладать активной жизненной позицией,
  • способен к принятию ответственных компетентных решений,
  • творчески и системно осуществлять свою деятельность,
  • применять взаимосвязанные комплексы знаний,
  • ориентирован на дальнейшее образование и самообразование.

 


1.     Сведения об авторе

·        Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

·        Высшее

·        Филиал Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в г.Новозыбкове, 2002 г.

·        Учитель математики и физики

·        Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»

·        Учитель

·        10 лет 5 месяцев

·        10 лет 5 месяцев

·        Первая квалификационная категория

·        Награды:

  1. Грамота Новозыбковского районного отдела образования и совета районной организации профсоюза работников народного образования и науки (27.08.2010)
  2. Почётная грамота Департамента общего и профессионального образования Брянской области (02.08.2011)

2.     Условия формирования опыта

Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся работа должна вестись с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:

  • неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;
  • взаимосвязь основного и дополнительного предметного (физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предмету и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;
  • интеграцию содержания физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;
  • обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;
  • развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.

3.     Теоретическая база опыта

  • личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская)
  • принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. М. Эрдниев)
  • идеи интегративного подхода (Б. М. Кедров, М. С. Пак)
  • исследования в области научно-технического творчества школьников (Г. С. Альтшуллер, О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский)
  • идеи работ, посвященных обновлению школьного образования в XXI веке (И. П. Волков, А. А. Гин, В. К. Дьяченко, М. М. Зиновкина, А. Н. Колмогоров, Н. И. Мерлина и др.)

4.     Актуальность и перспективность опыта

Необходимость разработки своей системы работы (отличной от классической, предоставляющей ученикам все необходимые знания «на тарелочке с голубой каёмочкой») связана с изменившимся мировосприятием молодого поколения. Мною давно уже стало ощущаться какое-то внутреннее несоответствие между тем, как и чему училась я, и тем, как и чему должна учить я. Сегодня нельзя не видеть кардинально, на мой взгляд, изменившейся роли и статуса учителя: учителей их подопечные уже не боятся, не «возносят до небес», не считают идеалами или пришельцами с другой планеты; мы для них становимся партнёрами, мудрыми друзьями, а подчас и их учениками. Происходит сближение между нами и учащимися. И среди всего этого витает опасное безразличие, в сети которого могут попасть обе стороны учебно-воспитательного процесса. Безразличие к учёбе, безразличие к работе, безразличие и равнодушие к ученикам и учителям. Потому что одним всё, необходимое для их жизни, легко доступно и без великих знаний, а другие, видя свою невостребованность и ненужность, опускают руки. Современному поколению скоро станет не только не интересно учиться «по-старому», но и скучно жить. Ну, на разнообразие их жизни я не берусь влиять (хотя есть немало разных задумок ), а вот в процессе обучения и воспитания я могу и буду активно и самоотверженно работать над повышением:

  • интереса к обучению вообще, и к своему предмету в частности;
  • статуса учителя, как уважаемого старшего товарища и наставника;
  • культурного уровня взаимоотношений учащихся, как между собой, так и с другими возрастными категориями.

5.     Новизна опыта

Структура моей методической системы

(синим цветом выделены её ведущие элементы)

Методическая система учителя

http://journal.sakhgu.ru/ims/3/image004.gif

Цели

Методический стиль

Оргформы

  • цели-ценности
  • глобальные (определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте)
  • этапные
  • оперативные (цели изучения отдельных тем)
  • когнитивный элемент
  • мотивационный элемент
  • содержательно-операционный элемент:
  • интеллектуально-логические способности
  • интеллектуально-эвристические способности
  • коммуникативные способности
  • организационные способности и умения
  • организационный элемент
  • индивидуально-творческий элемент;
  • рефлексивно-оценочный элемент;
  • методический опыт
  • инновационные
  • традиционные

Тип методической системы

Творческий

6.     Адресность опыта

Данный опыт может быть применён всеми педагогами основного и среднего образования, не зависимо от направления их деятельности. Опыт помогает реализовать такие главные принципы как общедоступность, личностно-ориентированный подход, вариативность обучения в соответствии с возможностями и способностями учащихся.

7.     Трудоемкость опыта

Напомню, что становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.

Так вот, каждый этап этого процесса бесконечен, лично для меня (приходится всегда быть в курсе всех передовых новшеств в образовательном и воспитательном процессах):

  • я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам обучения; пополняю свои информационные банки;
  • корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих компонентов – во многом зависит от контингента учащихся);
  • нахожусь в состоянии постоянного самообразования – курсы повышения квалификации (очные и дистанционные), модульные дистанционные курсы, учебные курсы виртуальных университетов и дистанционных академий (очень много нужного узнаю из этих занятий).

8.     Технология опыта

Описание «работы» элементов методического стиля

Элементы методического стиля

Описание

Когнитивный

С целью определения степени готовности учащихся и их подготовки к восприятию нового учебного материала я вовлекаю ребят в ситуацию (жизненную, близкую к реальности), требующую применения ранее изученного материала.

Мотивационный

Включение в процесс обучения современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Данный элемент обеспечивает формулирование цели и её диагностируемость, создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету, повышает позитивное отношение к учёбе.

Часто применяю плавный ненавязчивый переход от предыдущего этапа к данному через затруднения (вызванные при анализе предложенной учащимся в начале урока ситуации), для решения которых требуются дополнительные знания.

Положительный познавательный мотив - через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект.

Мотив саморазвития - показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии.

Мотив  достижения успеха - указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах.

Коммуникативный мотив (связан с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием) - организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.

Содержательно-операционный

Ведущие принципы

  • научности и доступности
  • проблемности и действенности
  • мотивации и практической значимости
  • открытости и системности 

Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся. Содержание предмета модифицируется, для той технологии, по которой выстраивается конкретный урок или тема. Осуществляется дифференцированный подход к содержанию, учитывается уровень обучения (базовый или профильный). Анализируется программа и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения, при этом обязательно обращается внимание на возрастные особенности учащихся. Процесс обучения и отбор содержания материала выстраивается в соответствии с четырьмя уровнями проблемности (по И.Я. Лернеру)

Составление рабочих программ по предмету (для общеобразовательных классов), программ дополнительного образования (предметный кружок).

Использование компьютерных обучающих программ.

Интеграция основного и дополнительного образования. Интеграции физического содержания с содержанием других областей знаний, реализуемых в школьной программе

Средства обучения

Электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы, учительские и ученические презентации; ведется работа с интерактивной доской.

Организационный

Формы организации учебного процесса: 

1. Урочная работа. Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю современные образовательные технологии и методы, в том числе ИКТ. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания, но и существенно обогащает сам процесс преподавания. Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются:

  1. наше любимое работающее без выходных «Бюро исследований», которое состоит из 5 отделов: «Гипотетический», «Энциклопедический», «Расчётный», «Лаборатория» и «Последняя инстанция». Работа на уроке основана на выполнении мини-проекта (если позволяет тема). В начале урока ребята рассаживаются по 2 отделам «Гипотетический» и «Энциклопедический»  (кто в каком отделе, у нас, например, определено заранее – составлен график; на уроках обобщения выбираются жребием). Создаётся проблемная ситуация, даётся время для обдумывания решения проблемы, выслушивается сначала версия «Гипотетического» отдела (рассуждают только на основе своих знаний, без каких-либо источников информации), затем - «Энциклопедического» (перед ответом они искали информацию в различных доступных им источниках). Далее происходит деление класса на микро-лаборатории для изучения различных параметров исследуемой проблемы, т.е. заработал  «Лабораторный» отдел. После к работе приступает «Расчётный» отдел (снова деление на микро-задачи).  Есть уроки, где нет «Лабораторного» или «Расчётного» отделов (зависит от рассматриваемого учебного материала). И, наконец, своё резюме представляет «Последняя инстанция» - в её роли себя пробует каждый учащийся, записывая формулировку своего умозаключения на специальном бланке или в тетради. Таким образом, на данном виде урока задействованы несколько форм организации работы учащихся – большие группы, микро-группы, работа в парах и индивидуальная работа, экспериментальная и вычислительная деятельность, работа по поиску информации в сети Интернет и с учебной, научно-популярной, энциклопедической и справочной литературой.
  2. «Миграционная служба» - ребята совершают миграцию в ту или иную область математики/физики, принимая при этом разные образы:
  1. «мигранты» (получая в начале урока карточки с числами, знаками действий, обозначениями величин и единицами их измерения, учащиеся объединяются с учётом общего связующего математического/физического правила/закона/термина; объясняют, почему именно так они сгруппировались и что их связывает)
  2. «переводчики» (для жизни в другой стране необходимо знать её язык) – выполнение заданий на составление математических моделей текстовых задач/перевод единиц измерения в СИ
  3. «юристы» (чтобы быть защищённым за границей желательно хорошо разбираться в местных законах) – проверка знания формул и правил/законов по изученным ранее темам
  4. «граждане» (чтобы стать полноправным гражданином чужого государства не мешало бы изучить его жизненные устои, традиции, негласные правила и др.) – работа с учебной и справочной литературой по изучению теории (учебный материал делится на части по количеству групп)
  5. «ораторы» (надо уметь доказать всем, что вы достойны стать гражданином их страны) – после рассмотрения теории ребята обмениваются полученной информацией
  6. «работники» (для выживания необходимо работать) – выполнение практических и экспериментальных заданий
  7. «заслуженные граждане» - оценка результатов деятельности
  1. «Игровой Центр» - работает он по следующей схеме:
  1. «Фейс-контроль» (формирование игровых команд – аналогично этапу «мигранты» в предыдущей модели урока)
  2. «Про что сыграем?» (определение темы игры, формулировка её названия)
  3. «Игрища» (работа на игровом поле – «Морской бой», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и др.)
  4. «Чествование победителей» (подведение итогов игры, оценка результатов деятельности)
  5. «Посещение сайта отзывов и предложений» (рефлексия)
  1. семинары (индивидуальная работа);
  2. практические занятия (коллективная работа);
  3. исследовательские уроки (индивидуальная работа);
  4. проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
  5. урок решения задач;
  6. урок-лекция;
  7. урок-проверка знаний.

2. Внеурочная работа. С целью привлечения к дополнительному математическому/физическому образованию наибольшего количества учащихся применяю различные формы деятельности.

Учебный проект, составление учебных пособий (тетради для лабораторных работ), предметный кружок. При реализации программы использую проблемную и проектную технологии. У ребят появляется дополнительное время для проведения всевозможных математических и физических экспериментов или решения нестандартных задач, которые раскрывают знакомую ранее тему в другом аспекте. Изготовление раздаточного дидактического материала/приборов. По математике уже накоплено много занимательных заданий – «Писем счастья» (хранятся в конвертиках). По физике составлены тетради для фронтальных лабораторных работ (7-9 кл) и лабораторных работ (10-11 кл), распечатки которых (А4) ребята ежегодно сами собирают в формат тетради (А5), что им очень нравится и способствует более серьёзному и бережному отношению к этим пособиям (недостатка в которых никогда не будет!).

Методы и приёмы

При работе с обучающимися преобладает частично-поисковый метод. Часто предпочтение отдается исследовательской деятельности. Также применяются элементы интегративного обучения, креативного мышления, проблемного обучения и другие.

Индивидуально-творческий

Выступление на семинарах, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня, компьютерное моделирование, экспериментальные задания, работа над учебными проектами.

Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося. Она организуется, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Такая работа интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку.

Рефлексивно-оценочный

Оценка результатов деятельности учителя и ученика.

На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания (рейтинги), стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (самооценка, взаимооценка, наблюдение, беседы, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование в форме ЕГЭ). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся.

1. Результаты деятельности учителя:

  • разработана методическая система работы учителя
  • разработана система уроков по предметам, реализующая современные образовательные технологии;
  • внедрён в образовательный процесс алгоритм обучения самостоятельной познавательной деятельности;
  • внедрён в образовательный процесс алгоритм постановки и решения проблем;
  • выстроена внеурочная деятельность с учётом современных образовательных технологий.
  • составлены сборники дополнительных заданий по математике (письма) и фронтальных лабораторных работ по физике для 7-11 классов
  • накоплен банк мультимедиа ресурсов по математике и физике

2. Результаты деятельности ученика, достигнутые реализацией современных образовательных технологий в образовательном пространстве школы:

  • повышение учебной мотивации
  • динамика уровня сформированности учебных действий
  • положительная динамика умений
  • положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях и проектно-исследовательской деятельности
  • готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде

Методический опыт

Методический компонент заключается в комплексном использовании различных форм средств, методов и технологических приемов в учебно-воспитательной работе

Для достижения поставленных целей используется система методов, обеспечивающих усвоение школьниками знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания. 

В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает набор следующих методов обучения: 

  1. Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
  2. Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
  3. Исследовательский метод;
  4. Частично-поисковый, или эвристический метод.

При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организуется путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников можно использовать задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным остаётся умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.


9.     Результативность опыта

Рост качества знаний обучающихся по физике.

Призовые места в олимпиадах и других мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

У обучающихся стала сформировываться активная жизненная позиция.

Они научились принимать ответственные компетентные решения и взаимосвязанные комплексы знаний.

Творчески и системно подходят к осуществлению своей деятельности и ориентированы на дальнейшее образование и самообразование.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике в 5 классе

«Метрические единицы длины»

Учитель математики: Латышев Сергей Анатольевич

Цель урока:

Формирование навыков и умений применять разные единицы длины в решении задач.

Задачи:

 Создать условия для развития мышления, логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству, аккуратности, преодолению трудности, раскрытию способностей учащихся.

 Воспитать целеустремленность при достижении поставленной цели, ответственность за результаты своего труда, уважать мнения товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.

 Воспитать интерес к математическим занятиям.

 Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.

Учебное оборудование: школьные принадлежности, тетрадь, путеводитель, памятка, карточки с заданиями, с названием величин и для рефлексии.

Структура и ход урока

Этап

Задачи этапа

Содержание

Деятельность

Деятельность

Формируемые УУД

урока

учебного

учителя

учеников

материала

1.

Создать

- Здравствуйте ребята!

Приветствие,

Включаются в

Коммуникативные:

Организа

благоприятный

проверка

деловой ритм урока.

планирование учебного

ционный

психологическ

подготовленности к

сотрудничества с

этап

ий настрой на

Звонкий прозвенел звонок

учебному занятию,

учителем и

работу

Нам пора начать урок.

организация внимания

сверстниками.

детей.

Регулятивные: организация

своей учебной

Подравнялись, тихо сели

деятельности

И на меня все посмотрели.

Личностные: мотивация

учения

2.

Актуализация

Ребята давайте вспомним, о чѐм мы

Организация устного

Участвуют в работе

Познавательные:

Актуализ

опорных

говорили на предыдущем уроке.

счета и повторения

по повторению: в

структурирование

ация

знаний и

- Что служит примером части плоскости?

пройденного

беседе с учителем

собственных знаний.

знаний

способов

- Что мы изображали на плоскости?

материала.

отвечают на

Коммуникативные:

действий.

- Внимание смотрим на доску.

поставленные

организовывать

и

- Что вы видите?

вопросы.

планировать

учебное

- Кто назовѐт все отрезки на прямой?

сотрудничество с учителем

- Ребята, можем ли мы сравнивать

и сверстниками.

отрезки?

Регулятивные: контроль и

-Что для этого нужно сделать?

оценка процесса и

- Молодцы!

результатов деятельности.

Личностные:

оценивание

усваиваемого материала.

3.

Обеспечение

- А сейчас ребята помогите мне собрать

Мотивирует

Помогают собрать

Познавательные: умение

Постанов

мотивации

слова, высыпанные из мешка.

учащихся, вместе с

слова, которые

осознанно и произвольно

ка цели и

учения детьми,

(Метр, сантиметр, миллиметр, километр,

ними определяет тему

высыпались из

строить речевое

задач

принятие ими

дециметр, шаг, локоть, фут, пядь, верста,

и цель урока;

мешочка по

высказывание в устной

урока.

целей урока.

косая сажень, маховая сажень, аршин).

акцентирует внимание

определѐнному

форме.

Мотиваци

- Подумайте, по какому признаку мы их

учащихся на

признаку.

Личностные:

я учебной

можем объединить?

значимость темы.

самоопределение.

деятельно

Регулятивные:

сти

- Назовите тему урока

целеполагание.

учащихся.

- Правильно, тема урока: «Метрические

Коммуникативные:

умение

вступать

в

диалог,

единицы длины»

участвовать

в

- Ребята давайте положим в мешок, те

коллективном

обсуждении

Определяют тему и

вопроса.

единицы длины, которыми мы пользуемся

цель урока.

в наше время.

- Что же мы положим в наш мешочек?

Отвечают на вопросы,

Почему?

поставленные

учителем.

- Как вы думаете, о чѐм  сегодня на уроке

мы будем говорить?

- Какие слова остались? (шаг, локоть, фут,

пядь, верста, косая сажень, маховая

сажень, аршин)

- Знакомы ли вам эти слова?

- А они не случайно сегодня высыпались

из мешка, они также относятся к единицам

длины.

Записывают дату в

тетрадь,

4. Этап

Организация и

Познавательные:

повторен

- В России и в большинстве стран мира за

контроль за

формирование  интереса

к

ия и

основную единицу длины принят метр.

процессом решения

данной теме.

закреплен

- Ребята мы отправимся с вами в

задач.

Личностные: формирование

ия

путешествие, в далѐкое прошлое и

готовности

к

пройденн

предлагаю вашему вниманию послушайте

Слушают отрывок из

самообразованию.

ого

отрывок из музыкальной композиции

Коммуникативные:    уметь

музыкального

материала

(звучит музыка «Народная кадриль).

оформлять  свои  мысли

в

произведения

устной  форме;  слушать  и

«Гулянье на Руси».

понимать речь других.

- Как вы думаете, куда мы отправимся?

Регулятивные:

- Если вы сомневаетесь, предлагаю

Затем определяют

планирование своей

подсказку.

маршрут путешествия

деятельности для решения

- На доске из перечисленных мест

из предложенного

поставленной задачи и

путешествий выберите правильный ответ

контроль полученного

перечня.

(Древний Египет, Древняя Русь, Древняя

результата.

Индия).

- Правильно, сегодня мы отправимся в

путешествие по Древней Руси.

Рассматривают

- У каждого на парте лежит путеводитель,

иллюстрацию «Купцы

торгующие тканями в

там задания, которые вы будете выполнять

Древней Руси» и

во время путешествия.

отвечают на

- Посмотрите на экран, что изображено?

поставленные

вопросы.

(купцы торгующие тканями).

- В путешествии нам потребуются

исторические сведения о старинных мерах

длины.

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

В общем, жили, не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

  • всему на свете были Люди – мерою вещей!

  • Ребята посмотрите все на экран, познакомимся с историческими сведениями
  • Ребята, у вас на парте, у каждого лежит памятка «Меры длины на Руси», поэтому записывать в тетрадь мы их не будем.

  • Ребята, мы с вами в 1 четверти проводили исследование, когда проходили тему «Длина линии», где вы


Читают презентацию

  • историческими сведениями.

познакомились с такими старинными

мерами длины, как пядь и локоть. И дома

вы проводили исследование, где каждый

из вас мерил пядь и локоть у членов своей

семьи. Затем вы определили

среднеарифметическое значение в своей

семье, данных мер длин.

-К какому выводу мы тогда пришли?

-Одинаковые получились результаты?

(нет)

  • Предлагаю разделиться на группы. У каждой группы карточка с заданием. Нужно выполнить задание и ознакомить с результатами. Выполняем!

Задания:

1 группа. Измерьте длину и ширину парты

с помощью

старинной мерой длины - «пядь»

Длина парты: ________________________

Ширина парты: ______________________

2 группа. Измерьте учебник с помощью

линейки и запишите данные величины в

сантиметрах, затем выразит длину и

ширину в миллиметрах.

Ширина:_____________________________

___________

Длина:_______________________________

___________

3 группа. Измерьте длину и ширину парты

с помощью линейки.

Длина парты: ________________________

Ширина парты: ______________________

4 группа. Измерьте с помощью рулетки

длину школьной доски. Выразите длину в

миллиметрах.

Длина школьной доски: _____м______см =

________мм

  1. группа

Измерьте «пядь», каждого члена группы с

точностью до сантиметров.

1.______________см

2.______________см

3.______________см

4.______________см

Вывод:________

  • Давайте послушаем представителей от каждой группы.

(ребята знакомят с заданием и с

результатами)


Зачитывают

пословицы, поговорки

  • образные выражения, где встречаются старинные названия мер длины.

Работают в группах

Отвечают на

поставленные

вопросы.

- Какими мерами длины удобно измерять?

- Старинными или метрическими? Какие

более точные?

- Удобно ли пользоваться старинными

мерами длины?

- Ребята, какой вывод можно сделать?

(Что у всех разные показатели, поэтому

существуют метрические единицы длины

для более точного измерения.)

- А где вы  ещѐ слышали о старинных

мерах длины? Или встречали эти слова?

- Кто-нибудь из вас помнит пословицы,

поговорки или образные выражения, где

встречаются старинные названия мер

длины?

(Семь пядей во лбу.

Жили сажень, а доживать пядень.

К милому и семь верст не околица.

Старичок с кувшин, борода с аршин.)

- А кто знает, какая надпись, выбита на

изготовленном эталоне метра?

- Правильно: «На все времена, для всех

народов».

5.

Смена

- А теперь ребята, на зарядку становись!

Сменить

Физкульт

деятельности.

деятельность,

минутка

обеспечить

Учащиеся сменили

эмоциональную

вид деятельности и

(физминутка «Две сестрицы – две руки»

разгрузку учащихся.

готовы продолжить

работу.

Зарядка закончилась.

Все молодцы!

6.

Дать

- Мы с вами в начале путешествия

Выявляет качество и

Учащиеся

Личностные: формирование

Контрол

качественную

побывали в Древней Руси, а сейчас мы

уровень усвоения

анализируют свою

позитивной самооценки

ь

оценку работы

отправляемся в настоящее время и

знаний, а также

работу, выражают

Коммуникативные:

усвоени

класса и

устанавливает

вслух свои

Регулятивные:

умение

продолжим наше путешествие.

я,

отдельных

причины выявленных

затруднения и

самостоятельно

адекватно

обсужде

обучаемых.

- Мы уже говорили о том, что в России и в

ошибок.

обсуждают

анализировать

ние

правильность

правильность

выполнения

большинстве стран мира за основную

допуще

решения задач.

действий

и

вносить

единицу длины принят метр.

нных

необходимые коррективы.

- А для измерения малых отрезков

ошибок

пользуются долями метра.

и их

коррекц

- Назовите их.

Работают в карточках.

ия.

(дм, см и мм)

- Давайте вспомним

1м состоит из 10 дм: 1м=10дм

1дм состоит из 10 см: 1дм=10см

1см состоит из 10 мм: 1см=10мм

1м=10дм=100см=1000мм

- Ребята, выполните в путеводителе

задание №1 по образцу на экране

Образец:

2358 мм=2м3дм5см8мм

15м4дм8см4мм=15484мм

  • Никита предлагаю выполнить задание у доски (другое зад.)

Задание №1

3898мм=…

5985мм=…

17м 6дм 7см 2мм=…..мм

35м 9дм 3см 6мм=…..мм

  • А сейчас поменяйтесь путеводителями и оцените выполненное задание своего товарища по парте, поставив ему оценку.

  • Ребята, а как называлась старинная мера длины, с помощью которой определяли расстояние между населѐнными пунктами?

  • Правильно, верста!

  • Ребята у нас в городе Новозыбкове ремонтировали мост, который был открыт недавно.

Как вы думаете, с помощью, каких единиц

длины можно измерить мост? (м и км)

  • А кто знает, какая длина нового моста? (2563 м или 2 км 563 м)

  • Единица длины км введена для

измерения больших расстояний?

км, равен 1000 м. 1 км=1000 м.

Молодцы!

  • Ребята вашему вниманию предлагается отрывок из сказки.

Отрывок из сказки: 

В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин.

  • Как вы думаете, каким ростом родился будущий князь Гвидон? (ответ ребят).

  • Кто из вас всего ближе был к правильному ответу, вы сможете узнать, тогда когда решите уравнение:

(х – 57) : 2 = 7

х=71

1аршин = 71 см. Это длина всей вытянутой

руки от плечевого сустава до концевой

фаланги среднего пальца.

  • А сейчас в карточке выполните задание №2.

  • Решите задачу: Купец купил за 150 руб 120 аршин сукна. Сколько стоит аршин? (1руб 25 коп)

  • Все ребята любят фокусы, в том числе и математические, правильные вычисления фокусного задания помогут вам узнать длину вершка.

Математический фокус:

Задумайте число. Прибавьте к нему

следующее по порядку. К результату

прибавьте 7. Полученное число разделите

на 2. Вычтите задуманное число. Что

получилось? (4)

1 вершок =4 см. Вершок - длина основной

фаланги указательного пальца.

-Молодцы!

  • А сейчас открыли учебник на стр. 16 , № работаем самостоятельно, каждый в своей тетради.

  • Ребята время закончилось, закрыли

тетради, в конце урока сдадите на

проверку.

- Наше путешествие на этом закончилось.

7.

Дать

- Что вам на уроке больше всего

Подводит итоги

Учащиеся сдают

Регулятивные: оценивание

Рефлекси

количественну

запомнилось?

работы групп и класса

карточки

собственной деятельности

я

ю оценку

в целом.

самооценивания.

на уроке

(подведен

работы

Я скажу Вам, в заключение,

ие итогов

учащихся

Что проверю Ваше рвение,

урока)

Кто что помнит, что забыл

Что усвоил, а может, пропустил,

а на следующем уроке

мы послушаем итоги.

- Ребята вы на уроке работали активно,

дружно. Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам оценить урок.

- У вас у каждого на парте лежат цветные

карточки в виде

ладони. Оцените урок с помощью них.

Жѐлтый цвет означает  мне было всѐ

понятно, но с заданиями я не справился.

Голубой цвет - урок был интересным, но я

испытывал трудности.

Зелѐный цвет  - мне было очень интересно,

легко и я совсем справился.

Выберите одну из карточек и поднимите.

- Оценки за урок будут поставлена после

проверки путеводителя.

8.

Обеспечение

- Записываем домашнее задание: п. 20,

Дает комментарий к

Учащиеся записывают

Информа

понимания

№35,34

домашнему заданию

в дневники задание.

ция о

детьми

Дополнительное задание:

домашне

содержания и

Найдите в справочной литературе или

м задании

способов

Интернете ответы на следующие вопросы:

выполнения

а) Что означают приставки кило-, санти-,

домашнего

деци, мили-?

задания

б) Какие ещѐ приставки используют при

измерении расстояний?

в) Что такое световой год? Где используют

эту единицу?

- Спасибо вам, ребята, за активное участие

на уроке.

Урок окончен. До свидания!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ. МАТЕМАТИКА. Профильный уровень. Задание № 11 Учитель математики Латышев Сергей Анатольевич НОВОМЕСТСКИЙ ФИЛИАЛ МБОУ «ШЕЛОМОВСКАЯ СОШ»

Слайд 2

ЕГЭ. МАТЕМАТИКА. Профильный уровень. Задание №11.1 В 2008 году в городском квартале проживало 40000 человек . В 2009 году, в результате строительства новых домов, число жителей выросло на 8% , а в 2010 году на 9% по сравнению с 2009 годом. Сколько человек стало проживать в квартале в 2010 году? РЕШЕНИЕ: ОТВЕТ: 47088 1) 40000*1,08=43200(ч.)-выросло на 8% в 2009 году. 100%+8%=108% 108%-1,08 2) 43200*1,09=47088(ч.)-выросло на 9% в 2010 году.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОВОМЕСТСКИЙ ФИЛИАЛ МБОУ «ШЕЛОМОВСКАЯ СОШ» Решение трёхэтажной дроби Учитель математики Латышев Сергей Анатольевич

Слайд 2

Решение трёхэтажной дроби 1 2 4 4

Слайд 3

При решении трёхэтажных дробей существует два способа решения: 1) решаем по действиям, 2) решаем в строчку. Каким бы вы способом не решали, но если всё логически верно и правильно! Вы всегда придёте к верному результату!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОВОМЕСТСКИЙ ФИЛИАЛ МБОУ «ШЕЛОМОВСКАЯ СОШ» Сложение смешанных дробей с разными знаменателями в дробной части Учитель математики Латышев Сергей Анатольевич

Слайд 2

Пример № 1

Слайд 3

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! При сложение смешанных дробей с разными знаменателями в дробной части !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! В дробной части получилась неправильная дробь! Не забудь её преобразовать в правильную!!!