Экскурс в прошлое села и школы
Помните?!?
РАНЬШЕ | СЕЙЧАС |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шеломовская СОШ - историческая справка | 2.9 МБ |
Экскурсия № 1. Село до и во время ВОв | 13.83 КБ |
Экскурсия № 2. История родного села | 126 КБ |
Экскурсия № 3. История родной школы | 14.3 КБ |
Экскурсия № 4. Старообрядческие традиции края | 19.53 КБ |
Анищенко Клавдия Алексеевна | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Село Шеломы Новозыбковского района Брянской области расположено в 7 км северо-западнее от районного центра – города Новозыбкова, связь с которым осуществляется по дороге районного значения Новозыбков – Вихолка . Ближайшая железнодорожная станция «Новозыбков» находится в 11 км от районной усадьбы.
ОПИСАНИЕ границ смежных земель На северо-западе – земли кооперативного предприятия «Решительный» (Новые Бобовичи); На севере – земли колхоза имени Ленина (Катичи); На северо-востоке – земли Гослесфонда; На востоке - земли кооперативного предприятия имени Кирова (Внуковичи); На юго-востоке – земли города и сельскохозяйственного научно-исследовательского заведения «Волна революции» (г. Новозыбков) На юге - земли сельскохозяйственного научно-исследовательского заведения «Волна революции» (Новое Место); На западе – земли колхоза «Красная Ипуть» (Старые Бобовичи).
Информационная карта общеобразовательного учреждения Возраст учреждения: 1890 год 1945 год 1990 год (новое здание)
1.Возраст учреждения - 1890 г., 1945 г., 1990 г. (новое здание). 2. Адрес школы - 243010 с. Шеломы Новозыбковского района Брянской области. 3. С какого года учреждение работает в указанном режиме - с 1990 г. 4. Оборудованы следующие кабинеты - учебные кабинеты, мастерские ручного труда, спортзал. 5. Столовая на 72 посадочных мест. 6. Спортивный зал - есть (152,8 м?) 7. Наличие компьютерного оборудования (количество, модели) - есть (1 компьютер CPU Intel Celeron 733MHz, 8 компьютеров CPU Intel Celeron 2800MHz) 8. Фонд школьной библиотеки - 7737 книг. Из них учебников по потокам - 1147 Справочная литература - 143 Художественная литература - 2225 9. Число обучающихся - 117 10. Количество классокомплектов - 11 11. Число учителей - 16 Высшее образование - 12 Среднеспециальное - 4 Звание "Отличник Просвещения" - 3 Высшая категория – 4 I категория - 8 12. Соотношение учителей (включая администрацию и учеников) - 16/3/117 13. Число учащихся, исключенных из школы - нет 14. Число учащихся, стоящих на административном учете - нет 15.Число учащихся, стоящих в ИДН - нет 16.Число учащихся, не посещающих занятия - нет 17. Число учащихся, не посещающих 50 и более уроков - нет 18.Учащиеся, питающиеся в школе - 117 19.Сменность занятий - односменная 20.Предоставление дополнительных образовательных услуг – элективные курсы, индивидуальные и групповые занятия, кружки по интересам, предметные кружки
Центральный вход
Кабинет директора Учительская Актовый зал Кабинет информатики
Спортивный зал Пионерская комната Библиотека Спортивная площадка Столовая
Администрация школы Директор: Гурова Таисия Ивановна Зам. директора по учебно-воспитательной работе: Лямцева Лариса Евгеньевна Зам. директора по воспитательной работе: Герасименко Галина Ивановна
Педагогический состав Кривоносов Андрей Петрович Гузненок Наталья Петровна Корниенко Полина Александровна Песенко Лидия Васильевна Попехина Татьяна Владимировна Заболоцкая Надежда Михайловна Шлихенмайер Елена Викторовна Павленко Любовь Владимировна Харчевникова Анна Ивановна Муратов Алексей Анатольевич Мамеева Ирина Михайловна Ковалева Ольга Анатольевна
Детские организации
ВПК "Беркут" Где быстрота, сила и натиск это мы! наш девиз:
Военно-патриотический клуб «Беркут»
Традиционные школьные праздники
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИЯ № 1
Село перед и в годы Великой Отечественной Войны
В 1929 г. в с. Шеломы был образован колхоз. Коров в колхозе не было, а потому сено продавали и приобретали инвентарь, семена. Весной 1930г. в колхоз вступили еще дворов 20-25. это были середняки, которые привели лошадей, сдали свои семена и инвентарь. Купили еще 20 или 25 коров. Весенний сев провели дружно, работали и воскресенье и во время религиозных праздников. За это колхозников проклинали единоличники, особенно кулаки. Когда в 1930 году убирали урожай то распределили его по трудодням.
Весной 1931 года в колхозе было уже 90 дворов. Интересно то , что из соседних колхозов после опубликования статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов» в газете «Правда» люди стали уходить, а в Шеломах такого не было. Колхоз «Ударный» имел базы; база 5 и 6 находились на месте нынешней МТФ (во время войны они были сожжены).
Как только началась война, колхозный скот решили эвакуировать. Всех коров погнали на Рязань. Провожатыми были Жевлаков Иван, Тужилина Наталья, Курдюмов Егор, Верхоломова Пелагея, Курдюмов Петр, Павлова Анна, Заворотнова Пелагея, Привалова Татьяна.
Во время войны наши односельчане также защищали Родину, тех кто выжил в это нелегкое время можно увидеть на этом стенде. Ниже мы видим личные вещи наших односельчан-фронтовиков: это письма с фронта, медали.
Колхоз был временно расформирован. После освобождения Брянщины, колхоз был образован вновь. Председателем колхоза стал Мищенко Семен, председателем сельского совета Жевлаков Потап, секретарем была Макеева Евдокия.
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИЯ № 2
История родного села
Сейчас довольно трудно представить, но некогда дремучие леса и непроходимое болото, а также две реки Карна и Ковча образовывали естественные треугольник, проникнуть в который было довольно сложно. Однако именно такого уединения в глухих местах Северской Украины и искали раскольники, поселившиеся на этом месте. Местная легенда говорит, что первым в непроходимых лесах за рекой Карной поселился человек, скрывший свое настоящее имя и назвавшийся, Шелом. А когда к нему присоединились еще новоселы то получилось – «Шелом» и «мы», то есть Шеломы.
Селом Шеломы именуются не так давно. Еще в 20-е годы XX в., Шеломы именовались посадом, а еще раньше – в XVIII веке – слободой.
Сведения о времени основания Шеломов очень сильно разнятся. Наиболее раннюю дату приводит беспоповский историк XVIII века Иван Алексеев, автор «Истории о бегствующем священстве»: «В скором времени за поселениями первых раскольников … явились здесь новые раскольничие слободы Белый Колодезь, Синий Колодезь, Замишево и посад Шеломы … все эти посады … основывались … до 1676 года ». А.М. Лазаревский в «Описании Старой Малороссии» (Киев, 1888 г.) также называет примерную дату основания Шеломов, однако более позднюю: «Слобода Шеломы при речке Карне поселена около 1700 года Афанасием Зенченком на своей отчине. По универсалу Мазепы 1702 г. за Зенченко утверждены две его слободы – Людковщина и Шоломинъ.». Однако точный анализ гетманского универсала дает основание полагать, что эти слободы были поселены гораздо раньше времени выдачи универсала.
Более точно узнать время образования села нам мог бы помочь осадный лист, выдаваемый человеку который является как бы «основателем» того или иного поселения. Однако подлинного осадного листа, указывающего время образования Шеломов, не существует. В Харьковском историческом архиве хранится ведомость первого слободского управителя Василия Морозова, составленная в 1759г., в которой сказано, что слобода Шеломы поселена в дачах значкового товарища козака Силы Зенченко, на реке Корне, в 7203 от сотворения мира, то есть в 1695 году от рождества Христово. По той же ведомости оказывается, что «оную слободу осаживал Козелецкого уезда деревни Храпкиной, крестьянин Василий Сычев. Осадное письмо оным Шеломовским обывателем было дано и в бывший пожар сгорело, о чем поданное от них доношение свидетельствует» (Харьковский исторический архив, Дело Малороссии, №3125). Значит село было основано в 1695г., а «отец- основатель» - крестьянин Василий Сычев.
С 1715 года Шеломы вошла в состав «описанных государевых слобод». В это время в ней было 35 дворов с 295 жителями.
Шло время, село разрасталось, изменялся его облик. Карта села 1865 года дает следующие данные: в селе было 250 дворов, из них 145 купцов I и II гильдии. Остальные – были безземельными, т.е. ремесленники и батраки. С 1900 года население Шеломов состояло из барышников, прасолов, старьевщиков, сезонных рабочих, безземельных крестьян.
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИЯ № 3
История родной школы
В 1910 г. (по другим источникам в 1890 г.) купец г. Новозыбкова Шведов имевший родственников в Шеломах, подарил селу школу. Было построено деревянное здание на 2 классные комнаты с квартирой учителя, где обучались 30- 40 человек. Классные комнаты были отделены друг от друга полустенками, т.к. в школе был всего один учитель, а он наблюдать за всеми классами одновременно не мог. Учились в основном мальчики. Из девочек – только лишь дочь самого богатого жителя села Москвичева.
После революции большую помощь в налаживании работы школы оказала ячейка РКСМ. В 1932 году в Шеломах была открыта неполная средняя школа. Ей дополнительно были отданы два дома. Директором школы был назначен Нестеренко Варфаломей Филиппович. В 5-7 классах учились ребята из села Новое Место, деревни Карна, количество учащихся достигало 300-350 учеников. В 1935 г. был первый выпуск школы.
В конце августа 1941 г. для села и школы наступили черные дни. Территорию Новозыбковского района оккупировали немецко-фашисткие завоеватели. После Великой Отечественной силами учеников и учителей были приведены в порядок 2 здания школы (5 классных комнат), учеников было 300 человек. Восстановили еще одно здание, стало 9 комнат, но занимались в 2 смены. Жители села решили расширить здание школы. В 1954 г. закончилось строительство новой школы, где продолжили обучение 126 учеников, а обучали их всего 10 учителей. Здание школы было двухэтажное, но из-за неправильной планировки один этаж оказался полуподвальным, так как школа была расположена под наклоном. В школе было 8 классных комнат (2 просторные), спортзал, учебные мастерские и учительская. Но несмотря на эти конструктивные недостатки, школа в 50 – 60-е годы считалось одной из лучших в районе. В 1988 г. было решено строить новую школу. Инициатором строительства нового здания школы стал председатель колхоза имени Жданова, кандидат сельскохозяйственных наук, Гарбузов Василий Васильевич. Проект здания был найден в Гомельском проектном институте и готов он был летом 1989 г. В сентябре 1989 года был заложен фундамент ,а уже в ноябре 1990 года школа, ставшая к этому времени средней, переехала в новое здание.
Предварительный просмотр:
Экскурсия № 4
Старообрядческие традиции края
Старообрядцы – одна из социально-демографических категорий населения, проживающих и по сей день в юго-западных районах Брянской области: Клинцовском, Новозыбковском, Стародубском, Климовском, Злынковском.
Поселение в крае старообрядцев во второй половине ХVII- первой четверти ХVIIIвв. стало одним из проявлений протестного движения в результате раскола русской православной церкви и оказало определяющее влияние на социально- экономическое развитие края, на формирование самобытной культуры жителей юго-запада Брянщины не только в ХVIIIв., но и в ХIХ в., но и даже, возможно, в ХХ в.
Исследование старообрядчества в сложившейся на рубеже ХIХ - нач. ХХ вв. социальной структуре населения (выявление преобладающих занятий, форм трудовой активности, уровня грамотности, элементов поведения и коллективного сознания) является актуальным для современного краеведческого направления отечественной истории и определяет задачи данной работы.
Временем заселения северных уездов Черниговской губернии старообрядцами принято считать период с 1667 по 1735гг., когда в современных юго-западных районах Брянщины появился ряд слобод и посадов: Клинцы, Злынка, Зыбкая, Климов, Митьковка, Святская, Тимошкин Перевоз, Чуровичи, Шеломы, Лужки, Елионка, Воронок, Млынка или Княжая, Ардонь. [1]
В середине ХIХ в. старообрядцы составляют значительную категорию населения северных уездов Черниговщины, а в поселениях , ими основанных- преобладающую.
Так в рапорте – донесении от 25 июля 1850 г. Тайного советника Арсеньева министру вн. дел Л.А.Перовскому указывается: “Общее число жителей в Новозыбкове значится в ведомости свыше 6300 душ обоего пола; в этом счете заключается 5407 человек раскольников поповщицкой секты и 44 человека беспоповщицкой, следственно более 4/5 всего населения Новозыбкова составляют раскольники …”[2]
В военно-статистическом обозрении Черниговской губернии 1851г. Раскольники описываются особо: “ Вообще живут богато. Многие из них платят купеческие капиталы, все они вообще промышленны и очень трудолюбивы. В посадах и слободах, которые находятся в северных уездах губернии, то есть в скуднейших по количеству земли и ее произведениям, они не имеют почти пахотной земли, земли и сенокосы занимают у соседних помещиков …Все из них почти мастеровые , как-то плотники, кузнецы, кирпичники и хорошие грабари. Они не боятся ремесел, требующих физической силы, напротив, предпочитают их прочим, и потому все телосложения статного, росту вообще более среднего, белокуры, лицом белы, ловки и находчивы.” [3]
Наряду с ремеслом, популярным занятием старообрядцев была торговля. Мелочные торговцы “красным товаром” исхаживали всю Россию вдоль и поперек, добирались даже до Риги и Варшавы. Купцы торговали пенькой, конопляным маслом, дегтем.
Характерно для севера Черниговской губернии и большое количество ярмарок. Ежегодно по 3-5 ярмарок проводилось в Погаре, Климове, Новозыбкове, Стародубе, Почепе, Клинцах, Мглине, Воронке, Новом Ропске, Поповой Горе. [4]
В г. Новозыбкове в 1837 г., было 4 ярмарки ( Георгиевская, Ильинская, Ивановская, Введенская). Обороты этих ярмарок были соответственно 37800, 40100, 6200, 6800 рублей. Торговали на ярмарках сукном, ситцем, лошадьми, крупным рогатым скотом, чаем, сахаром, бакалеей, донской рыбой, пушным товаром. [5]
Знания ремесел, промысловые занятия населения края остаются основными и в конце ХIХ – первой четверти ХХ в. Обследования населения Новозыбковского уезда в начале 20-х годов показывают: ”В поселениях городского типа, как посады Митьковка , Климов, Святск и др. кустари совсем оставляют земледелие и свое подсобное занятие делают основным, становясь ремесленниками ( роговщики, сапожники , кузнецы , кожевники, хлебопеки) . Все кустарные промыслы давнего происхождения и передаются по наследству от отца к сыну.” [6]
У истоков зарождения фабрично-заводского производства в нашем крае также стояли купцы-старообрядцы. В Клинцах старообрядцы владели суконными фабриками, стремительно развивавшимися с начала 1860-х годов. Владельцы фабрик сумели быстро поднять техническое оснащение фабрик и обеспечить высокое качество товаров , широко продаваемых не только в России , но и поступавших за рубеж. [4]
Из других предприятий следует назвать щетинные фабрики в Воронке и Елионке, экипажные , войлочные и парусинно-полотняные фабрики- в Новозыбкове, кожевенные заводы – в Стародубе, бумажный завод – в Деменке. [4]
В 1868 г. В Новозыбкове возникла спичечная фабрика Максима Марковича Волкова , а чуть позже торговый дом “ Максим Волков и сыновья”, который осуществлял поставку спичек даже во Францию. В 60-е годы ХIХ в. спичечные фабрики появляются и на злынковской земле: в деревне Барки, на хуторе Софиевском и в посаде Злынка. Самая крупная из них – фабрика купца-старовера Ф.И. Осипова.. [7]
Многие купцы-старообрядцы занимались благотворительностью: жертвовали деньги монастырям, участвовали в строительстве церквей, благоустройстве городов и посадов.
Большие средства в Малиноостровский монастырь близ Злынки вложили купцы Афанасий Иванович Шведов, Федор Игнатьевич Осипов. [7]
В начале ХХ в. старообрядец Дмитрий Кублицкий, один из состоятельных жителей Новозыбкова пожертвовал средства для возведения в городе Спасо-Преображенского кафедрального древлеправославного собора. Храм был заложен в 1911г. и сооружался в течение трех лет при активном участии местных старообрядцев. [5]
Старообрядчество воспитало в своих последователях энергию и жизненную устойчивость не только в промышленности, торговле или сельском хозяйстве. Один из общественных деятелей России, член Государственной Думы Уваров в начале ХХ в. Засвидетельствовал с трибуны Госдумы: “Когда вы проезжаете где-нибудь по деревне, далекой, глухой, и вы видите хорошие дома, богатые постройки , людей не пьяных , занятых работой, людей нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед - это старообрядцы…”[5]
Повсюду старообрядцев отличала особая бережливость и домовитость, честность и верность своему слову.
Особый духовный мир старообрядцев определялся их осознанием себя как членов замкнутой религиозной общины-собора, которая определяла для них правила социального поведения. Ощущая себя истинными христианами в мире язычников, староверы избегали общения с ними, не принимали вместе пищу , вообще сторонились всемерно. Все внутренние дела и распри, возникавшие в религиозной общине , требовалось рассматривать в ней самой.
Грамотность среди раскольников была распространена шире, чем в остальной массе крестьянского населения. При этом деятелями официальной православной церкви даже в к.ХIХ в. насаждалось в обществе совершенно иное представление о старообрядцах, как о “…невежественном явлении , могущем иметь место среди грубого , дикого и непросвещенного народа …который верит, что в паровозе колесами вертит окаяшка “[8]
Большим спросом у раскольников пользовались переписные и старопечатные книги религиозно- нравственного содержания. В этих книгах запечатлелось и двоеверие. Псалтири сопровождались гадательными книгами “ о лунных днях “, предсказаниями о том, когда удобно сеять, сажать, вступать в брак и т.п. [9]
Унаследовав подобные взгляды и сохранив их в своей среде со времен средневековья, старообрядцы становились носителями старой народной психологии и мировоззрения.
Осознание своей человеческой ответственности, персонального долга сохранить “ отеческую веру “, культ и семейный быт выработало особый тип личности старообрядца и , несомненно , оказало влияние на формирование особой материальной и духовной культуры у жителей нашего края .