Урок русского языка в 8 классе Тема: «Предложения с обращениями».
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Урок направлен на получение достаточных знаний об обращении в предложениях, чтобы быть пунктуационно грамотным и выделять обращения на письме, работать над культурой и развитием речи; расширяет кругозор через знакомство с родственным украинским языком и исторический экскурс в родной русский язык; повышает интерес к творчеству великого русского поэта Пушкина; воспитывает вежливость и внимание к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ХМР СОШ п.Горноправдинск
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Предложения с обращениями».
Учитель русского языка и литературы
Куничник М.В.
Цели урока: 1. Получить достаточные знания об обращении в предложениях, чтобы быть пунктуационно грамотным и выделять обращения на письме, работать над культурой и развитием речи.
2. Расширение кругозора через знакомство с родственным украинским языком и исторический экскурс в родной русский язык. Повышение интереса к творчеству великого русского поэта Пушкина, укрепление межпредметных связей.
3. Воспитание вежливости и внимания к окружающим.
Оборудование: Мультимедийный проектор, таблицы «Обращения в предложениях», доска, дидактический материал.
Ход урока:
1. Сделать синтаксический разбор предложений:
(1 слайд)
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)
Пройдет любовь, настанет скука,
Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)
2. В каком предложении слово красавица играет синтаксическую роль?
А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения? Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении - интонация звательная. Как называются такие слова? Обращения.
3. Обращение грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? – Называние того, к кому обращаемся с речью.
4. Чем бывает выражено обращение?
- Чаще всего бывает выражено существительным:
(2 слайд)
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой. («В поле чистом серебрится»)
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан? («К морю»)
- В роли обращения может выступать и прилагательное:
(3 слайд)
Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит. («Подражания Корану»)
- Реже в роли обращения. может быть причастие:
(4 слайд)
Провожающие, выйдите из вагона.
- Обращение может быть также выражено местоимением-существительным:
Эй, кто-нибудь!
Эй, ты, иди сюда!
Можно ли так обращаться к человеку?
Нет. Предложение с обращением, выраженным одиночным местоимением, несет экспрессию грубости или фамильярности.
Вывод: Обращение бывает выражено существительным, прилагательным, причастием, местоимением.
5. У вас в рабочих листах есть отрывки из стихотворений Пушкина. Прочитаем их:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время. («Песнь о вещем Олеге»)
Прощай, свободная стихия! («К морю»)
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы. («Фонтану Бахчисарайского дворца»)
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! («Фонтану Бахч. Дворца»)
Горишь ли ты, лампада наша,
Подруга бдений и пиров? («Из письма Я.Н.Толстому»)
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… («Деревня»)
6. Определим падеж в обращениях. - Именительный.
7. Но вот в этих строках Пушкина обращение не стоит в именительном.
(5 слайд)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (Кто? Именительный – старик, но не старче)
8. Сообщение ученика, подготовленное заранее:
(6,7 слайды)
Что за форма слова с т а р ч е? В обращениях у нас используется именительный падеж. А у слова с т а р и к именительный падеж другой: Возвратился старик ко старухе… в еще более древних текстах: Пойди, к н я ж е, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру 1). Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче - во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. А в русском языке исчез.
9. Предварительно получала задание ученица, читает примеры из украинских стихотворений.
(8, 9 слайды)
Давайте вспомним, с какой интонацией мы произносим обращения? - Звательной. И падеж называется звательным.
10. Вспомните, как ласково обращаются к вам близкие. Придумайте и запишите предложение с обращением к вам:
Олежек, вставай поскорее! Танюша, зайка, сходи в магазин. Сынуля, помоги мне, пожалуйста. Как хорошо ты все сделала, умница моя.
.
11. Устно приведите примеры предложений, когда к вам обращаются неласково, невежливо или рассерженно:
(10 слайд)
Сашка, иди сюда. Серый, отстань от меня. Ну, бестолочь, подай другую книгу.
.12. Мы убедились в том, что обращение не только называет того, к кому обращаемся с речью, но и выражает отношение говорящего к нему.
13. В разговорной речи возможны усеченные формы типа:
(11 слайд)
Саш, Коль, мам, пап. Иногда такое обращение может быть акцентировано с помощью повтора с усилительной частицей а:
Мам, а мам, я пошел в библиотеку.
14. К какому стилю относятся предложения, придуманные нами? К разговорному. А теперь скажите, к какому стилю относятся приведенные в начале урока примеры с обращениями? К художественному. Разговариваете ли вы с неодушевленными предметами? А что мы видим в художественных текстах?
Для художественного текста, особенно в поэтической речи, это возможно. Как называется такой прием? Олицетворение.
15. Работа с таблицами. Перед выполнением работы по карточке обратим внимание на местоположение обращений в предложении: в начале, в середине, в конце. На письме используется выделение обращений запятыми. Если обращение произнесено с чувством, то ставится восклицательный знак. А дальше предложение пишется с большой буквы.
16.Выполнение заданий в рабочем листе. (12 слайд)
Придумайте и запишите подходящие по смыслу обращения. Не забудьте, что обращения могут быть выражены не одним словом, а сочетанием слов. Поставьте необходимые знаки препинания. Начертите схемы предложений с обращениями.
1. Тебя …………… (не)возможно остановить. 2. ……………. поезд Екатеринбург – Тюмень пр..бывает на первый путь. 3. Сов..щание начнется через (пол)часа .………… .
4. А следу..щая музыкальная комп..зиция прозвучит по вашим про..ьбам ………………. . 5. (Не)пойму ………………….. как мог я так долго жить вдали от тебя! 6. …………! Почему вы тратите свое драгоцен(н)ое время на пустые занятия?
17.Проверка схем
(13 слайд)
1. […, О,……].
2. [О, ……… ].
3. [……….., О].
4. [……….., О].
5. […, О,…… ] !
6. [О!...............] ?
18. Обращения, выраженные словосочетанием называют распространенным.
Выполняем упражнение 263. Отдельные ученики выполняют тест на компьютере.
19. Письмо под диктовку:
- Отъезжающие, займите места в вагоне!
- Мерзни, мерзни, волчий хвост!
- Сыпь ты, черемуха, снегом!
- Что стоишь, качаясь, тонкая рябина!
- Вася, голубчик, куда же ты спрятался?
- Отколе, умная, бредешь ты, голова?
- Граждане! Все на выборы!
- Индия, о высокочтимый мой учитель, находится на самом краю земного диска.
- Господи, спаси и помилуй!
20. Проверка письма под диктовку. (14 слайд)
Итоговые вопросы:
(15 слайд)
1. Что такое обращение?
2. Помимо называния того, к кому обращаемся с речью, что еще может содержаться
в обращении?
3. Где может располагаться обращение в предложении?
3. Чем оно может быть выражено?
4. Какова пунктуация в предложениях с обращениями?
21. Домашняя работа (16 слайд)
- Параграф №29.
- Написать три небольших по объему письма, адресованных одному лицу. В своих текстах использовать разные обращения.
- Пример:
1. Дорогая мамочка, я очень скучаю без тебя…
2. Уважаемая Ольга Петровна, напоминаем вам, что срок сдачи документов ограничен…
3. Оленька, доченька, ты очень много работаешь…
Подведение итогов.
Литература:
Бархударов С.Г., С.Е.Крючков… « Русский язык. 8 класс» – М., Просвещение, 1995
Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8 классе» - М., «Просвещение», 2001
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс» - М., «Вако»,2005
Пушкин А.С. «Избранные сочинения» - М., «Художественная литература» - М., 1980
Энциклопедия «Русский язык» ред. Караулов Ю.Н. – М., «Дрофа», 1998
Каждому учащемуся к уроку раздать готовые рабочие листы:
Рабочий лист к уроку
«Предложения с обращениями»
1. Сделать синтаксический разбор предложений. В каком предложении слово красавица синтаксически не связано с другими членами предложения?
Чем еще они отличаются эти слова в разных предложениях друг от друга?
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)
Пройдет любовь, настанет скука,
Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)
2. Какова основная функция обращения?
3. Чем бывает выражено обращение?
- Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой. («В поле чистом серебрится»)
- Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан? («К морю»)
- Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит. («Подражания Корану»)
- Провожающие, выйдите из вагона.
- Эй, кто-нибудь!
- Эй, ты, иди сюда!
- Отрывки из стихотворений Пушкина. Определить падеж в обращениях.
- Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время. («Песнь о вещем Олеге»)
- Прощай, свободная стихия! («К морю»)
- Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы. («Фонтану Бахчисарайского дворца»)
- Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! («Фонтану Бахч. Дворца»)
- Горишь ли ты, лампада наша,
Подруга бдений и пиров? («Из письма Я.Н.Толстому»)
- Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… («Деревня»)
- Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
5. С какой интонацией мы произносим обращения?
6 Придумайте и запишите предложение с ласковым обращением к вам:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Устно приведите примеры предложений, когда к вам обращаются неласково, невежливо или рассерженно.
8. К какому стилю относятся предложения, придуманные вами?
К какому стилю относятся приведенные из стихотворений Пушкина примеры с обращениями? Разговариваете ли вы с неодушевленными предметами? А что мы встречаем в художественных текстах?
9. Как называется такой прием, когда неодушевленный предмет наделен чертами живого существа?
10. Придумайте и запишите подходящие по смыслу обращения. Поставьте необходимые знаки препинания и пропущенные буквы. Начертите схемы предложений с обращениями.
1. Тебя …………… (не)возможно остановить. 2. ……………. поезд Екатеринбург – Тюмень пр..бывает на первый путь. 3. Сов..щание начнется через (пол)часа .………… .
4. А следу..щая музыкальная комп..зиция прозвучит по вашим про..ьбам ………………. . 5. (Не)пойму ………………….. как мог я так долго жить вдали от тебя! 6. …………! Почему вы тратите свое драгоцен(н)ое время на пустые занятия?
Схемы предложений:
1.____________________ 4._______________________
2.____________________ 5._______________________
3_____________________ 6_______________________
Письмо под диктовку: _________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Итоговые вопросы:
1. Что такое обращение?
2. Помимо называния того, к кому обращаемся с речью, что еще может содержаться
в обращении?
3. Где может располагаться обращение в предложении?
4. Чем оно может быть выражено?
5. Какова пунктуация в предложениях с обращениями?
12. Домашняя работа
- Выучить параграф №29.
- Написать три небольших по объему письма, адресованных одному лицу. В своих текстах использовать разные к нему обращения.
- Пример:
1. Дорогая мамочка, я очень скучаю без тебя… 2. Уважаемая Ольга Петровна, напоминаем вам, что срок сдачи документов ограничен… 3. Оленька, доченька, ты очень много работаешь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....
Методическая разработка по русскому языку 5 класс (ФГОС) «Предложения с обращениями»
УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др. ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,...