Конспект открытого урока по русскому языку на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Бигаева Заира Цараевна

Конспект открытого урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx44.98 КБ
Office presentation icon 2a.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку на тему:

«Разряды частиц. Формообразующие частицы».

Дата:05.04.2018г.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».

Цели: закрепить знания о частице, полученные на предыдущем уроке, дать понятие формообразующих частиц; научить находить формообразующие частицы в речи.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Планируемые результаты:

обучающие:

  • формирование понятия о функциях формообразующих частиц;
  • показать отличие  частицы от других служебных частей речи и её своеобразие;
  • формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;
  • формирование у учащихся умения работать в группах.

Метапредменые:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
  • Личностные :
  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 7 класс, Т.А.Ладыженская

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.  

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда –за работу!

Удачи желаю я вам.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

 Работа с эпиграфом

- Запишите эпиграф:

Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы все,что он может,как прекрасна была бы земля!  

              А.П.Чехов

О какой части речи мы будем говорить?

🕮 Работа с Толковым словарём:

Эпиграф-цитата

3.

Повторение материала «Частица как часть речи».

 - А сейчас поиграем в игру «Поймай частицу».

-Я называю предложение, а вы добавляете в него нужную частицу.

Бежит дорога.

Ты написал сочинение.

Голубушка, ты хороша!

Ты придумал  предложение.

Здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель, сосна.

- Прочитайте текст. Назовите частицы.

А вот бежит дорога.

Неужели ты написал сочинение?

Голубушка, как ты хороша!

Ты придумал  бы предложение.

Да здравствует солнце!

В нашем лесу росли ель да сосна.

Пусть сильнее грянет буря.

         Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

        А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

        О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

4.

Сообщение темы урока

     - Посмотрите на слова, записанные на доске, и подберите к ним антонимы.

Родной - … (чужой)

неряшливый - … (аккуратный)

горький - … (сладкий)

светлый - … (тёмный)

ложный - …(истинный)

разбитый - … (целый)

пассивный - … ( активный)

 -Тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать?

- Прочитайте тему урока.

- Что вы знаете о частице?

- Чем же частица отличается от других частей речи?

– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы  урока «Формообразующие частицы».

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно формулируют тему урока.

 

- она не связывает слова в предложения, не связывает однородные члены предложения, а нужна для дополнительных оттенков значения и образования форм наклонения глагола.

E Составляют цели, проговаривают их классу

(изучить, научиться, развивать, уметь писать, применять)

- познакомиться с формообразующими частицами, научиться отличать формы частиц от других частей речи.        

5.

Введение нового материала.  Работа над темой:

«Разряды частиц. Формообразующие частицы».

- Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат?

- Какие наклонения глагола вам известны?

Найдите частицы в эпиграфе.Для чего служат они?

Работа с карточками

- Прочитайте предложения. Найдите частицы.

- Для образования, каких форм слова необходимы частицы?

- Откройте учебник на стр. 165 и прочитайте, какие частицы относятся к формообразующим?

E Исследовательская работа (по карточкам)

Если бы он много занимался, он бы добился успехов.

Да перестаньте вы болтать!

Каждому хотелось бы побывать на Олимпиаде.

Эта выставка более интересная, чем прошлогодняя.  

Ехал бы далече, да болят плечи.

Давайте говорить друг другу комплименты.

Дети формулируют вывод.

Вывод:

Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глаголов.  

Составляем кластер

6.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

7.

Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. № 363 (по цепочке - на доске и в тетрадях).

- Формообразующие частицы заключите в овал, над остальными надпишите, какой частью речи они являются. 

2. Самостоятельная работа.

- От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом условного наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц

3.Анализ текста

4 Групповая  работа.

Вывод:

С какой целью мы изучаем эту тему? Где пригодится она нам?

Образец:

Писать – давай пиши, давайте пишите, писал бы, писали бы;

Говорить -…

Молчать - …

Думать - …

БаевГаппо-известный осетинский просветитель,юрист,публицист,фольклорист,педагог,литературный критик.Будучи чиновником,городским головой г.Владикавказа,он защищал интересы обездоленных людей

 насколько позволял закон.Появление издательства «Ир»тоже заслуга Баева.Если бы не усилия Гаппо Баева,кто знает,какова была бы судьба первого сборника К.Хетагурова «Ирон фандыр».Пусть имя  Г.Баева будет незабвенна в памяти потомков.

         Задания к тексту:

- Найдите грамматическую основу в первом предложении, объясните постановку знаков препинания.

- В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в4 предложении? В пятом?

- С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

Определите тему

- стиль текста.

Какова основная идея текста?

1группа:мини-сочинение «Чтобы я сделал,если бы был директором школы.»

2группа: «Чтобы я сделал ,если бы стал главой района»

8.

Домашнее задание

§ 67, стр.165 (выучить правило); упражнение № 407,выполнить тест(приложение№1)

Составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»

9.

Рефлексия.

- Чему учились? Что помогало?

- Что было легко?

-Что было сложно?

-Что было непонятно?

- Что понравилось?

        

- Поставьте смайлики напротив утверждений:

        Выскажите

 пожелания

друг

другу ,

используя

формообразующие

частицы:Давайте

 жить

дружно!

E Отвечают на вопросы.

-

- Я  умею находить формообразующие частицы;

- я  умею отличать формы частиц от других частей

смайл- хорошо усвоил

смайл1- отлично усвоил и могу применить на практике

- усвоил хорошо, но есть вопросы

- многое непонятно.

Приложение №1

 

Тест по теме: «Частица»

1.Найдите правильное утверждение.

а) Частицы служат для связи слов в предложении.

б) Частицы являются членами предложения.

В) Частицы выражают оттенки значения в предложении.

2.Укажите предложение с формообразующей частицей.

А) Пусть сильнее грянет буря.

Б) Именно этот спортсмен был победителем соревнований.

В) Я не могу ответить на это письмо.

3.Найдите предложение с вопросительной частицей.

А) Даже он отказался от такого предложения.

Б) Можно ли написать этот текст на доске?

В) Едва ли он закончит доклад за вечер.

4.Укажите предложение, в   котором частица пишется через дефис.

А) Знал(бы) ты, как красив был закат!

Б) Ну(ж) был денёк!

В) Скажи(ка), дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?

5. Укажите предложение, в котором пишется частица НЕ.

А) Я увидел н..большое, а миниатюрное строение.

Б) На небе н.. облачка.

В) Он стоял н..  жив, н..  мёртв.

6.Укажите предложение, в  котором пишется частица НИ.

А) Он никого н..  ждал.

Б) Комар носу н.. подточит.

В) В комнате н..  души.

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И (НИ).

А ) Я н..  мог н..  знать об этом.

Б) Н..когда я так не страдал, даже не написал н.. строчки.

В) На берегу моря н..  было н..  души.

8. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Е?

А) н..  с того н..  с сего, куда н..  шло

Б) н..  мог  н..  видеть, н..кого спросить

В) н..когда  н.. было, н..кого не вижу.

9.В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется  раздельно?

А) (ни)кто не обратил внимания , (ни)когда не жалел

Б) (ни)в чём не обвинял, (ни)как не возьму в толк

В) (ни)ответа (ни)привета

10.В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Рисовать Егор (1)н..  умел и (2)н..  разу в жизни (3)н..  видел (4)н..  одной картины.

А) 1,2,4

Б)1,3

В) 2, 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке я хочу подробно узнать о …

Слайд 3

- Запишите эпиграф: Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы все,что он может,как прекрасна была бы земля! А.П.Чехов О какой части речи мы будем говорить?

Слайд 4

- Посмотрите на слова, записанные на доске, и подберите к ним антонимы. Родной - … (чужой) неряшливый - … (аккуратный) горький - … (сладкий) светлый - … (тёмный) ложный - …(истинный) разбитый - … (целый) пассивный - … ( активный) -Тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать?

Слайд 5

Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова ЧАСТИЦА Формообразующие Смысловые Отрицательные

Слайд 6

Бы, б Да, давай, пусть, пускай Самый Наклонение условное Повелительное наклонение Степени сравнения формообразующие частицы

Слайд 7

Проверь! Баев Гаппо-известный осетинский просветитель, юрист, публицист, фольклорист, педагог, литературный критик. Будучи чиновником, городским головой г.Владикавказа, он защищал интересы обездоленных людей насколько позволял закон. Появление издательства «Ир» тоже заслуга Баева. Если бы не усилия Гаппо Баева, кто знает, какова была бы судьба первого сборника К.Хетагурова «Ирон фандыр». Пусть имя Г.Баева будет незабвенна в памяти потомков .

Слайд 8

Задания к тексту: - Найдите грамматическую основу в первом предложении, объясните постановку знаков препинания. В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в 4 предложении? В пятом? - С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное? Определите тему - стиль текста. Какова основная идея текста?

Слайд 9

смысловые частицы (модальные)

Слайд 10

Дополните высказывания модальными частицами Трус посылает угрозы тогда, когда он уверен в безопасности. (И.Гете) только прелесть эти сказки!..(А.С.Пушкин) Что за Глупость не могли победит боги. (Ф.Шиллер) даже

Слайд 11

отрицательные не ни

Слайд 12

«Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было сложно…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…» Рефлексия

Слайд 13

5 5 5

Слайд 14

Домашнее задание Составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание."

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Буквы ы и после ц"

Урок открытия нового знания. Ведущая цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счёт изучения орфограммы "Буквы ы-и после ц&qu...

План-конспект открытого урока по русскому языку по теме "Лексика. Фразеология"

Цели урока:  ·      образовательная – систематизация и обобщение знаний в области лексики и фразеологии;·      развивающая ...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Основные виды тропов, стилистические фигуры" (2019 г.)

Цели урока:  ·      образовательная – актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка, формировать навыки ...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Правописание приставок пре- и при- »

Материал нацелен на практическое овладение обучающимися навыком правописания слов с приставками пре- и при- ....