Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Пинчук Татьяна Владимировна

Урок-практикум "Не с существительными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_sushch-nymi._urok-praktikum.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум

 По теме « НЕ с существительными»

        

        Цель: закрепить правила написания НЕ- с существительными.

        Повторение: НЕ с глаголами; лексика (синонимы, антонимы); синтаксис (построение предложения, члены предложения).

        Оборудование: Таблица «НЕ с существительными» или алгоритм.

        Класс заранее делится на три группы.

ХОД УРОКА:

        I. Организационный момент.

        II. Проверка домашнего задания.

        III. Работа по теме.

Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».

1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки  выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;

2) из предложения  В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;

3) из предложения  Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;

4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;

5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..

(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса).

Начертить схему, дать характеристику предложению.

- Объяснить правописание существительного незабудки.

2.   Задание на внимание. Игра «ЛОТО».

      (Каждая группа получает карточку со словами и фишками)

По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».

Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).

Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).

Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).

В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).

Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).

Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).

Неаккуратный человек (НЕРЯХА).

Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).

Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).

Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).

Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА).

Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).

Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).

Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).

Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).

Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).

.


НЕБРЕЖНЫЙ


НЕВЗЛЮБИТЬ


НЕВЕЖА


НЕМНОЖКО

НЕЖДАННО-

-НЕГАДАННО


НЕБЫЛИЦА


НЕУГОМОННЫЙ


НЕЗНАКОМЕЦ


НЕВЕЖДА


НЕВЗРАЧНЫЙ


НЕВЗГОДА


НЕРЯХА


НЕДОТРОГА


НЕЗАБУДКА


НЕДОУМЕВАТЬ


НЕВРЕДИМЫЙ

Записать эти существительные в тетрадь.

Чем является НЕ в этих сущ-ных: приставкой или частью корня?

Сформулируйте правило, когда НЕ с сущ-ными пишется слитно.

Какие изученные части речи с НЕ ещё встретились вам? Как они написаны с НЕ, почему?

Лексическая работа.

(Выполняется письменно в тетради)

        К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.

        О б р а з е ц : друг – недруг (враг)    

Счастье –  несчастье (горе.)

Внимательность – невнимательность (рассеянность).

Воля – неволя (рабство).

Погода – непогода (слякоть).

Противник – неприятель (враг).

Правда – неправда (ложь).

Уверенность – неуверенность (сомнение).

- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?

Игра «Собери пословицы».

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь. Кто быстрее?).

1). (Не) работа сушит,           а забота.

2). (Не) печь кормит,             а руки.

3). Глупость (не) порок,        а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью,       а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает,               а друг спорит.

- Когда НЕ- пишется раздельно?

- Объясните смысл пословиц.

Исправьте ошибки.

                В каких предложениях неверно написано НЕ- с сущ-ными? Исправьте ошибки, как это делает учитель, но только не красным цветом, а зелёным или чёрным. (Каждому раздаются карточки с предложениями)

                1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4) Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        IV. Итоги урока.

              Вывод. Оценки.

V.  Домашнее задание: из романа «Дубровский» выписать предложения с          существительными с НЕ- на каждый случай написания.

О б р а з е ц : друг – недруг (враг)   

1.Счастье –  

2.Внимательность –

3.Воля –

4.Погода –

5.Противник –

6.Правда –

7.Уверенность –

О б р а з е ц : друг – недруг (враг)

1.Счастье –  

2.Внимательность –

3.Воля –

4.Погода –

5.Противник –

6.Правда –

7.Уверенность –

О б р а з е ц : друг – недруг (враг)

1.Счастье –  

2.Внимательность –

3.Воля –

4.Погода –

5.Противник –

6.Правда –

7.Уверенность –

                1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.  3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.  4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

                1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

        1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского.  2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых.   3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду.   4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!

1). (Не) работа сушит, а забота.

2). (Не) печь кормит, а руки.

3). Глупость (не) порок, а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью,

 

     а правдой и честью.

5). (Не) ножа бойся, а языка.

   

       

        


небрежный


невзлюбить


невежа


немножко

нежданно-

-негаданно


небылица


неугомонный


незнакомец


невежда


невзрачный


невзгода


неряха


недотрога


незабудка


недоумевать


невредимый
























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...