Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-практикум "Не с существительными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_sushch-nymi._urok-praktikum.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум
По теме « НЕ с существительными»
Цель: закрепить правила написания НЕ- с существительными.
Повторение: НЕ с глаголами; лексика (синонимы, антонимы); синтаксис (построение предложения, члены предложения).
Оборудование: Таблица «НЕ с существительными» или алгоритм.
Класс заранее делится на три группы.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа по теме.
Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение».
1) из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;
2) из предложения В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;
3) из предложения Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;
4) из предложения Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;
5) из предложения Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..
(Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса).
Начертить схему, дать характеристику предложению.
- Объяснить правописание существительного незабудки.
2. Задание на внимание. Игра «ЛОТО».
(Каждая группа получает карточку со словами и фишками)
По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».
Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).
Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).
Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).
В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).
Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).
Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА).
Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).
Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).
Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).
Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).
.
НЕБРЕЖНЫЙ | НЕВЗЛЮБИТЬ | НЕВЕЖА | НЕМНОЖКО |
НЕЖДАННО- -НЕГАДАННО | НЕБЫЛИЦА | НЕУГОМОННЫЙ | НЕЗНАКОМЕЦ |
НЕВЕЖДА | НЕВЗРАЧНЫЙ | НЕВЗГОДА | НЕРЯХА |
НЕДОТРОГА | НЕЗАБУДКА | НЕДОУМЕВАТЬ | НЕВРЕДИМЫЙ |
Записать эти существительные в тетрадь.
Чем является НЕ в этих сущ-ных: приставкой или частью корня?
Сформулируйте правило, когда НЕ с сущ-ными пишется слитно.
Какие изученные части речи с НЕ ещё встретились вам? Как они написаны с НЕ, почему?
Лексическая работа.
(Выполняется письменно в тетради)
К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
Счастье – несчастье (горе.)
Внимательность – невнимательность (рассеянность).
Воля – неволя (рабство).
Погода – непогода (слякоть).
Противник – неприятель (враг).
Правда – неправда (ложь).
Уверенность – неуверенность (сомнение).
- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?
Игра «Собери пословицы».
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь. Кто быстрее?).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
- Когда НЕ- пишется раздельно?
- Объясните смысл пословиц.
Исправьте ошибки.
В каких предложениях неверно написано НЕ- с сущ-ными? Исправьте ошибки, как это делает учитель, но только не красным цветом, а зелёным или чёрным. (Каждому раздаются карточки с предложениями)
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4) Рассказ был небольшой, а какой интересный!
IV. Итоги урока.
Вывод. Оценки.
V. Домашнее задание: из романа «Дубровский» выписать предложения с существительными с НЕ- на каждый случай написания.
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
1.Счастье –
2.Внимательность –
3.Воля –
4.Погода –
5.Противник –
6.Правда –
7.Уверенность –
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
1.Счастье –
2.Внимательность –
3.Воля –
4.Погода –
5.Противник –
6.Правда –
7.Уверенность –
О б р а з е ц : друг – недруг (враг)
1.Счастье –
2.Внимательность –
3.Воля –
4.Погода –
5.Противник –
6.Правда –
7.Уверенность –
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). Троекуров знал по опыту не терпеливость и решительность характера Дубровского. 2). Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых. 3). Нескромность отличала его, а желание быть всегда на виду. 4). Рассказ был небольшой, а какой интересный!
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью,
а правдой и честью.
5). (Не) ножа бойся, а языка.
небрежный | невзлюбить | невежа | немножко |
нежданно- -негаданно | небылица | неугомонный | незнакомец |
невежда | невзрачный | невзгода | неряха |
недотрога | незабудка | недоумевать | невредимый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....