Программа элективного курса «Успешно изучаем русский язык»
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Элективный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2010, 2011 года, а также перечень заданий КИМов 2010, 2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_uspeshno_izuchaem_russkiy_yazyk.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

С.НОВОРОМАНОВСКОГО АРЗГИРСКОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №5

с.Новоромановского

____________Е.А.Хелемендик

Программа элективного курса

«Успешно изучаем русский язык»

Общее количество часов – 70

Класс – 10-11

Основания для разработки Программы: Государственный стандарт общего образования по русскому языку, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ по русскому языку, базисный учебный план, учебный план школы

Автор-составитель: Чудакова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

Рецензент: Марюфич Т.В., старший методист РИМК отдела образования администрации Арзгирского муниципального района.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета

Протокол №1 от 07.09.2011г.

Председатель методического совета: _____________Г.Е.Плотникова

Пояснительная записка

С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по  подготовке.

Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен, а система уроков в 10-11 классах не всегда ориентирована на подготовку к ЕГЭ, да и в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 и 2 часа, поэтому проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.

Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Элективный  курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2010, 2011 года, а также перечень заданий КИМов 2010, 2011 года.

Элективный курс апробирован. Учащиеся занимаются 4 года. Наблюдается положительная  динамика результатов сдачи ЕГЭ. В 2010 году – средний балл сдачи ЕГЭ составил 54,7, а в 2011 году – 67 и 1 учащийся выполнил работу на 100 баллов.

Элективный курс способствует:

психологической адаптации учащихся на экзамене;

позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них обстановке;

подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения (в основном  школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам);

знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой, историей.

Цели курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;  формировать и развивать у выпускников три вида компетенции: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие задачи:

помочь одиннадцатиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена;

познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку;

научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене;

обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

повышать уровень грамотности учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1) теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2) практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В основу курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, Н.Г.Гольцовой, С.И. Львова, Н.В.Егоровой, Г.Т.Егораевой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной.

Программа рассчитана на 70 часов (1 час в неделю в 10 и в 11 классах) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа курса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Уметь:

применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

применять приёмы сжатия текста;

понимать и интерпретировать текст;

создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На  каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

зачет

незачет.

Итоговая оценка складывается из всех текущих.

Возможны и другие формы контроля. Например, рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Цели и задачи

Форма работы






Кол-во часов

Дата

Всего

Теория

Практика

10 класс

1-2

Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ

Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена

Лекция, вводный

контрольный тест

2

1

1

3-4

Орфоэпия

Современные орфоэпические нормы

Повторить порядок орфоэпического разбора слов, обобщить знания об орфоэпических нормах произношения слов

Комбинированное занятие

2

1

1

5-6

Лексика и фразеология

Лексические нормы (употребление слов)



Напомнить нормы лексической сочетаемости слов, систематизировать знания учащихся в употреблении паронимов, неоправданного повтора слов (тавтологии)



Комбинированное занятие

2



1



1

7-8

Словообразование

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора


Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке


Комбинированное занятие

2


1


1

9

Проверочная работа №1 в форме тестирования по пройденным темам

Контроль

1

1


10-11

Морфология. Орфография.

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных



Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных


Практикум

25


2



1



1

12

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных

Практикум

1

13

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных

Повторить особенности склонения количественных и порядковых числительных

Практикум

1

14

Правописание наречий

Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий

Практикум

1

15

Правописание предлогов

Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи

Практикум

1

16

Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление

Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни

Комбинированный

0,5

0,5

17

Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи

Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи

Комбинированный

0,5

0,5

18

Образование форм повелительного наклонения глаголов

Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении

Практикум

1

19

Образование форм деепричастий

Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования

Практикум

1

20

Образование форм местоимений

 Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов

комбинированный

0,5

0,5

21

Принципы русской орфографии

Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм

Лекция

1

22

Типы орфограмм и принципы проверки

Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта

Практикум

1

23

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова

Практикум

1

24

Чередующиеся гласные в корне слова

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова

Практикум

1

25

Правописание гласных в приставках

Закреплять навыки правописания приставок

Практикум

1

26

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова

Практикум

1

27

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов

Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов

Практикум

1

28

Согласные в корнях, приставках, суффиксах

Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них

Практикум

1

29

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Систематизировать знания учащихся по заявленнной теме, дать алгоритм определения орфограммы.

Практикум, и консультация

0,5

0,5

30

Употребление ь и ъ.

Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ь

Практикум

1

31

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы

Практикум

1

32

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.

Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов

Практикум

1

33-34

Нормы литературного языка. Морфологические нормы

Напомнить морфологические нормы употребления форм слов (глаголов, существительных, числительных)

Лекция

1

35

Проверочная работа №2 в форме тестирования по теме «Морфология. Орфографические навыки»

Контроль

1

1

11 класс

36

Синтаксис и пунктуация

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы



Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении



Лекция

12


1



1

37

Словосочетание. Виды синтаксической связи

Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании

Комбинированное занятие

0,5

0,5

38

Простое предложение. Члены предложения

Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения

Практикум

1

39

Знаки препинания между однородными  членами

Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами

Комбинированное занятие

0,5

0,5

40

Знаки препинания при обособлении определений и приложений

Другие случаи обособления второстепенных членов

Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений

Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений

Комбинированное занятие

0,5

0,5

41

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями

Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями)

Практикум

1

42

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения

Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения

Практикум

1

43

Проверочная работа №3 в форме тестирования по теме «Простое предложение. Обособление в простом предложении»

Контроль

1

1

44

Классификация сложных предложений

Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов

Комбинированное занятие

0,5

0,5

45

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности

Комбинированное занятие

0,5

0,5

46

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП

Практикум

1

47

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными

Практикум

1

48

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Практикум

1

49

Сложное предложение с разными видами связи

Повторить синтаксический разбор сложного предложения

Практикум

1

50

Проверочная работа №4 в форме тестирования по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении»

Контроль

1

1

51

Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению

 Как писать сочинение. Требования к выполнению части С





Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ





Лекция

15




1





1

52

Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих

Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста

Практикум

1

53

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

1

54

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

1

55

Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия

Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

1

56

Проверочная работа №5. «Анализ текста».

Контроль

1

57

Знакомство с критериями оценки части С


Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12)

Лекция

1

58

Структура сочинения на основе предложенного текста

Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста

Лекция

1

59

Определение темы и проблематики текста

Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста

Практикум

1

60

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте

Учить комментировать проблему, поднятую в тексте

Практикум

1

61

Осмысление авторской позиции текста

Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте

Комбинированное занятие

0,5

0,5

62

Приёмы логического мышления. Аргумент

Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли

Комбинированное занятие

0,5

0,5

63

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи

Комбинированное занятие

0,5

0,5

64

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками

Комбинированное занятие

0,5

0,5

65

Проверочная работа №6. Написание сочинения рассуждения по заданному тексту

1

1

66

Виды речевых и грамматических ошибок

Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками

Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками

Комбинированное занятие

0,5

0,5




67-70

Повторение и закрепление. Работа с демоверсиями

Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ




Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ




Практикумы

4





4

Итого:

70

18

52

Содержание курса

Тема 1. Изучение правил сдачи ЕГЭ (2ч.)

Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ.

Тема 2. Орфоэпия (2 ч.)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 3. Лексика и фразеология (2 ч.)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 4. Словообразование (2 ч.)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 5. Морфология. Орфография.(25 ч.)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание надежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. (13 ч.)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 7. Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению (15 ч.)

Подготовка к написанию сочинения (часть С). Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

           Анализ языковых средств выразительности.  Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

Тема 8. Повторение и закрепление. Работа с демоверсиями.(4ч.)

Закрепление навыков решения заданий ЕГЭ проводятся по материалам учебных пособий.

В течение курса проводятся проверочные работы в форме тестирования и написания сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Проверочная работа №1 проверяет знания об орфоэпических нормах произношения слов, о способах словообразования слов в русском языке, систематизирует знания учащихся в употреблении паронимов, неоправданного повтора слов (тавтологии)

В КИМах задания: А1,А2,А11,А30, В1

Проверочная работа №2 контролирует орфографические навыки, морфологические нормы употребления слов.

В КИМах задания: А3,А10, А12-А18, В2.

Проверочная работа №3 отражает знания учащихся в области синтаксиса простого предложения:  однородные и неоднородные определения, знаки препинания при однородных членах предложения, обособленные члены предложения, обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи, уточняющие члены предложений.

В КИМах задания: А5, А8, А20-А22, В4, В5.

Проверочная работа №4 проверяет знания учащихся в сложных случаях пунктуации в ССП, СПП, БСП.

В КИМах задания: А9, А23-А26, В6, В7.

Проверочная работа №5 – работа с текстом. Умение учащихся анализировать текст. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих. Языковые средства выразительности: контекстные синонимы и антонимы, антитеза, парцелляция, градация, риторический вопрос, ряды однородных членов, тропы.

В КИМах задания: А27-А29, В8.

Проверочная работа №6 – написание сочинения-рассуждения по заданному тексту учитывает способность учащегося создавать связное высказывание, умение последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, верно формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать сформулированную проблему, верно формулировать позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме, выражать свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт.

В КИМах задания части С.

Методическое обеспечение программы

Для организации деятельности учащихся применяются:

  «традиционные методики»: основной учебный период - урок, где используются следующие методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа ,упражнения по аналогии, рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные проверочные работы по окончании изучения темы;

модульно-блочные технологии: с помощью модулей обеспечивается самостоятельное достижение обучающимися определённого уровня подготовленности; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации  и обработки результатов, письменные работы или зачеты после изучения темы;

интегральные технологии: используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный; формы обучения – лекция, практикум, лекция - практикум, характеризующаяся сочетанием работы части класса в кратковременных группах с задачами разных уровней и фронтальной работы учителя с остальной частью класса;

технология образования в    глобальном информационном сообществе (ТОГИС) ориентирована на применение проблемного и модельного методов как основных, применяется при организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств при выполнении онлайн-тестов ЕГЭ по русскому языку, интерактивных проверочных заданий, мониторинга и контроля знаний, способствует формированию информационной культуры личности.

 Литература для учащихся

Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2011. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2011. С. 158.

Воронова Е.П.Русский язык. Анализ текста: тестовые задания: рабочая тетрадь. М.: “ЭКСМО”, 2011.

Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2009.

Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2010.

ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2010-2011. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Львова С.И. ЕГЭ 2006-2007. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2011. Вступительные испытания.

Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 2010.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997.

Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2011.

Литература для учителя

Богуславская Н.Е., В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя. Под ред. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2011.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. Современный русский литературный язык. Учебник. Под ред. Леканта П.А. – 6-е изд., стер.- М.: Высш. Шк., 2004.

Юминова Е. ЕГЭ. Часть С. Типичные ошибки. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 9-11, 2008.

Юминова Е. Учимся выполнять задание А28 на ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 8, 2008.

Хаустова Д.А. материалы для подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». Приложение к газете «1 сентября», № 4, 2008.

Интернет ресурсы и электронные пособия

       

Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ЕГЭ

"Интернет-школа Просвещение.RU"

Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009,2010,2011»

Диск «Русский язык. 10 класс. Интерактивный курс для школьников»

Диск «Русский язык. 11 класс. Интерактивный курс для школьников»

Диск "Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку – части А-В".

Контрольные измерительные материалы

Он-лайн тренажер по подготовке к ЕГЭ .www.hi-edu.ru

Официальные тесты ЕГЭ 

Подготовка к ЕГЭ 

Приемы решения тестовых заданий

  "Российский образовательный портал" 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Программа элективного курса "Избранные вопросы русского языка" 9 класс

Рабочая программа курса по выбору «Избранные вопросы русского языка» для   9  класса составлена на основе авторской программы М.М.Разумовский. Причина составления программы 2 вида связа...

Программа элективного курса «Успешно изучаем русский язык»

Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобр...

Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич

Рабочая программа элективного курса  «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...

Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ »

Рабочая программа по элективным  занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования п...