Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ »
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему

Брагина Инна Геннадьевна

Рабочая программа по элективным  занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2012).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Электив33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               директор  МБОУСОШ № 1 г. Советский

________________________ Т.В.Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«28» августа 2014 г.                                                                                                                «01» сентября 2014 г.

Рабочая программа

                                                       элективного курса

«Практикум по русскому языку. Подготовка   к  ОГЭ »

8 класс

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Брагина Инна Геннадьевна

Квалификационная категория: вторая

Количество часов в неделю по учебному плану :1 час

Количество  часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 24 часа

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2014 г.

г. Советский

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективным  занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2012).

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»предназначен для обучающихся 8 класса. Курс рассчитан на 24 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ– основной результат изучения данного курса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-8 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  8 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;
  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний:тренировочныеурпажнения.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Виды работ

Кол-во ча-сов

Дата по

плану

Дата

фактическ

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Лекция учителя

1

2-

3

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

2

4

5

Сжатое изложение.

 Редактирование изложения.

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

2

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

Тестовые работы (В1-В8)

1

7

Средства выразительности речи.

Работа со средствами выразительности.

1

8

Типы речи.

Тестовые работы (Задание С1)

1

9-

10

Стилистика русского языка.

Стили речи.

Стили речи.

2

11-

12

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты.

2

13

Орфограммы в приставках и суффиксах.

 Проверочная работа, тестирование.

1

14

Н – нн в различный частях речи.

Тестирование.

1

15

Морфемика и словообразование.

Беседа, работа с обобщающими

1

16

Морфемный и словообразовательный разбор.

таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

1

17

Морфология, морфологические признаки частей речи.

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

1

18

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Слово учителя, практическая работа,

1

19

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

работа с текстом, с таблицами.

1

20

Виды односоставных предложений.

Анализ предложений, тренировочные

1

21

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

Упражнения, тестирование.

1

22

Лексические нормы.

1

23

Пунктуация в простом и сложном предложении

1

24

Итоговое тестирование.

1

Литература

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 8 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 8 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 8 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 8 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 8 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 8 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать

 с книгой. М., 1995.

8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2014.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...

Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич

Рабочая программа элективного курса  «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...

Рабочая программа учебного курса "Практикум по русскому языку" для 9 класса

Планирование составлено на основе:1. Федерального  государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования,  утвержден  приказом Министерства обр...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку"

Программа разработана для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА по русскому языку...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по английскому языку"

Программа элективного курса по грамматике английского языка предназначена для учащихся 10–11 классов (базовый уровень) и разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования...