Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику С.Г.Бархударова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая программа включает : пояснительную записку, виды деятельности, формы и методы обучения, Тематическое планирование, критерии оценивания, список учебно-методического обеспечивания, требования к знаниям умениям и навыкам к обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Руский язык, 8 класс, С.Г.Бархударов. | 53.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №124»
Принято Утверждаю
методическим объединением Директор МБОУ «Лицей №124»
учителей русского языка и литературы ______________ Н.М.Погребников
МБОУ «Лицей№124» Приказ от 29.08.12. 301-13/154
Протокол № 1 от 29.08.2012
Рабочая программа по русскому языку
основного (общего) образования
(базовый уровень)
8 класс
М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.
Срок реализации данной программы: 2012-2013 учебный год
Программу составил: Залескова Ирина Владимировна.
Барнаул, 2012
2. Пояснительная записка
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализует в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать сои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала, связана с физико-техническим профилем лицея и соответствующим контингентом учащихся. Руководящая идея рабочей программы, таким образом, основана на создании условий для развития творческого потенциала лицеистов, формирования универсальных учебных умений, формирования метазнаниевого учебного поля.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учрежденийи на основе программы «М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.
Программа рассчитана на 102 часа. Корректировка авторской программы состоит в следующем: изменено соотношение часов в разделе «Простые односоставные предложения» (8+3), «Неполные предложения» (1+1), «Однородные члены предложения» (11+3), «Обращения, вводные слова и междометия» (8+3), «Обособленные члены предложения» (16+4) в пользу уроков развития речи. Блок «Обращения, вводные слова и междометия» перенесен за блоком «Обособленные члены предложения: слова грамматически связанные со структурой предложения – слова, грамматически не связанные со структурой предложения.
Формы, методы, технологии обучения.
- основная форма обучения – урок в его разных жанрах;
1. Методы объяснительно-иллюстративного обучения.
2.Методы репродуктивного обучения.
3.Методы проблемно-поискового обучения.
3.Коммуникативные методы обучения.
4.Имитационно-ролевые методы обучения.
- технологии традиционного и развивающего обучения, РКМЧП, логико-информационный подход.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые односоставные и двусоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих предложениях, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения описания (сравнительные характеристики знакомых лиц; описание памятников культуры и истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
4. Тематический поурочный план учебного предмета «Русский язык» (3 часа в неделю; 34 учебные недели)
№ урока | Наименование раздела, темы урока | Всего часов | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения | ||||||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | Работа с учебником, репродуктивный | ||||||||
Повторение пройденного в 5-7 классах. | 6+2 | ||||||||||
2 | Развитие речи. Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии» | 1 | Развитие речи, виртуальная экскурсия | Картины художников по теме «Золотая осень на Алтае», стихи поэтов. | |||||||
3 | Фонетика, графика и орфография. | 1 | Знать основные понятия по фонетике, графике, классификацию звуков, выполнять фонетический разбор слов. | ИКТ,«Фонетическая система русского языка», репродуктивный, аналитический | |||||||
4 | Морфемика и словообразование | 1 | Знать морфемы, основные способы словообразования; осуществлять морфемный и словообразовательный разбор слов. | Упр. 22 – сообщения, индивидуальный, частично-поисковый | |||||||
5 | Лексика и фразеология | 1 | Знать основные лексические понятия, уметь пользоваться словарем. | Почему?«Синонимы – маленькие антонимы»-проблемный, коллективный | |||||||
6 | Морфология | 1 | Знать классификацию частей речи; осуществлять морфологический разбор изученных ч.р. | Составление опорной схемы, аналитический работа с учебником | |||||||
7 | Строение текста. Стили речи | 1 | Практикум | Знать, что такое текст, структуру текста, основные средства связи предложений в тексте, типы речи. | Анализ текста, синтез, частичнопоисковый | ||||||
8 | Развитие речи. Сочинение по памяти. «Триумфальная арка». | 1 | Развитие речи | Упр. 57, выборочное чтение текста, выборочное изложение | |||||||
9 | Диктант по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах» | 1 | Контрольная работа | Грамматическое задание на основе ГИА, эвристический | |||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура | |||||||||||
10 | Словосочетание. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. | 1 | Научатся различать сочинительные и подчинительные словосочетания; выделять словосочетания из предложения; обогатят свою речь разнообразными моделями словосочетаний. | Конспект &7, репродуктивный, поисковый | |||||||
11 | Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | 1 | Тестирование по теме. Задания ГИА, вопросы с. 43, частично-поисковый | ||||||||
12 | Простое предложение. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | Усовершенствуют опыт нахождения грамматической основы предложения; разбор предложения по составу; научатся использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания Соблюдать нормы интонирования, порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера текста, в который включаются предложения. | Обобщение , репродуктивный | |||||||
13 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | Тестирование по теме. Задания ГИА, коллективный, частично-поисковый | ||||||||
14 | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударение. | 1 | Связь порядка слов в предложении с пунктуацией при обособлении. &10, аналитический поиск | ||||||||
15 | Развитие речи. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. | 1 | Развитие речи | вопросы с.53, развитие связной речи | |||||||
Простые двусоставные предложения | 16 | ||||||||||
Главные члены предложения | 6+2 | ||||||||||
16 | Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего | 1 | Работа с учебником, частично-поисковый | ||||||||
17 | Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. | 1 | |||||||||
18 | Составное глагольное сказуемое | 1 | Конспект с. 70-71, 74-76, выборочное чтение | ||||||||
19 | Составное именное сказуемое | 1 | Работа с учебником, чпстично-поисковый | ||||||||
20 | Обобщение знаний по теме «Главные члены предложения». | 1 | Практическая работа | Вопросы с. 104, репродуктивный | |||||||
21 | Развитие речи. Описание хорошо знакомого человека с использованием разных видов сказуемых. | 1 | Развитие речи | Развитие связной речи. | |||||||
22 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Составление опорной схемы, продуктивный | ||||||||
23 | Развитие речи. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности | 1 | Развитие речи | ||||||||
Второстепенные члены предложения | 6+2 | ||||||||||
24 | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление) | 1 | Репродуктивный, частично-поисковый | ||||||||
25 | Несогласованное определение | 1 | Научатся выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания | Коллективный, работа с учебником | |||||||
26 | Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении | 1 | Практикум | Коллективные, частично-посковый | |||||||
27 | Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. | 1 | Практикум | ||||||||
28 | Обобщающий урок по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Практическая работа | Вопросы. С 104 | |||||||
29 | Контрольная работа по теме «Простые двусоставные предложения» | 1 | Контрольный урок | Вопросы для подготовки на стр. 104 | |||||||
30 | Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. | 1 | Развитие речи | Упр. 202 Упр. 201, работа с учебником | |||||||
31 | Публичное выступление об истории своего края. | 1 | Развитие речи | Упр. 201 | |||||||
Простые односоставные предложения | 8+3 | ||||||||||
32 | Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом подлежащим | 1 | Научатся различать односоставные и двусоставные предложения; осмыслят обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений; научатся использовать различные виды односоставных предложений как синтаксические синонимы в соответствии с речевой ситуацией; употреблять назывные предложения как средства сжатого описания экспозиции рассказа. Осмыслят роль и сферу употребления неполных предложений в речи, уместно их использовать в речевой практике. | Перевод текста в опорную схему, работа с учебником, коллективная форма крока | |||||||
33 | Односоставные предложения с главным членом сказуемым: определенно-личные | 1 | Анализ термина «определенно-личные» с точки зрения орфографии, частично-поисковый | ||||||||
34 | Односоставные предложения с главным членом сказуемым: неопределенно-личные | 1 | Анализ термина «неопределенно-личные» с точки зрения орфографии | ||||||||
35 | Односоставные предложения с главным членом сказуемым: безличные | 1 | Конспект с. | ||||||||
36 | Развитие речи. Сочинение – описание картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце» | 1 | 1 | Упр. 240, 239, 238, выборочное конспектирование, индивидуальная работа | |||||||
37 | Развитие речи. Сочинение – описание картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце» | 1 | 1 | ||||||||
38 | Обобщение знаний по теме «Простые односоставные предложения» | 1 | Вопросы на стр. 129 | ||||||||
39 | Диктант по теме «Простые односоставные предложения» | 1 | Контрольная работа | ||||||||
40 | Анализ диктанта по теме «Простые односоставные предложения» | 1 | |||||||||
41 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | 1 | «Стилистика русского языка» Г. Граник., сообщения по теме, индивидуальный | ||||||||
42 | Развитие речи. Рассказ на свободную тему. | 1 | Развитие речи | Упр. 249,250, развитие связной речи | |||||||
Неполные предложения | 2 | ||||||||||
43 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | 1 | Частично-поисковый, коллективная работа с книгой | ||||||||
44 | Развитие речи. Пишем и говорим о природе… | 1 | Развитие речи | Упр. 256,257 | |||||||
Однородные члены предложения | 11+3 | Усовершенствуют умение находить в предложении однородные члены предложения; распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Научатся правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи, выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания; уместно использовать предложения с однородными членами в тексте. | |||||||||
45 | Повторение изученного об однородных членах предложения. Понятие об однородных членах предложения. | 1 | беседа | Работа с текстом, репродуктивный | |||||||
46 | Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. | 1 | Эвристический, составление опорной схемы | ||||||||
47 | Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. | 1 | Практическая работа | ||||||||
48 | Однородные и неоднородные определения | 1 | |||||||||
49 | Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами | 1 | Практическое наблюдение | Репродуктивно-продуктивный, коллективная работа, анализ текста. | |||||||
50 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | Работа с учебником, репродуктивный | ||||||||
51 | Развитие речи. Сочинение – описание картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг» | 1 | Развитие речи | ИКТ, объяснительно-иллюстративгый | |||||||
52 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | |||||||||
53 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | |||||||||
54 | Обобщение по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Конспект по теме, вопросы с. 149 | ||||||||
55 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Контрольный урок | Грамматическое задание из ГИА, частично-поисковый | |||||||
56 | Работа над ошибками в диктанте по теме «Однородные члены предложения» | 1 | |||||||||
57 | Развитие речи. Рассуждение на основе литературного произведения | 1 | Развитие речи | Упр.290,291, 292 | |||||||
58 | Развитие речи. Рассуждение на основе литературного произведения | 1 | Устное выступление | Упр.293 | |||||||
Обособленные члены предложения | 16+4 | ||||||||||
59 | Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. | 1 | Научатся соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предожения с обособленными членами синонимичными и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте. | Порядок слов в предложении, частично-поисковый, коллективный | |||||||
60 | Обособленные определения и обособленные приложения. | 1 | |||||||||
61 | Обособленные определения и обособленные приложения. | 1 | |||||||||
62 | Обособленные приложения | 1 | Стр.157, работа с учебником | ||||||||
63 | Обособленные приложения | 1 | |||||||||
64 | Развитие речи. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности | 1 | Упр.320, работа с учебником | ||||||||
65 | Обособленные обстоятельства | 1 | |||||||||
66 | Обособленные обстоятельства | 1 | Упр.332- обособление обстоятельств как способ реализации авторского замысла | ||||||||
67 | Развитие речи. Текстообразующая роль обособленных членов предложения | 1 | Развитие речи | Упр. 336, 337, работа с учебником, индивидуальная | |||||||
68 | Уточнение как вид обособленного члена предложения | 1 | Частично-поисковый, работа с учебником, коллективная | ||||||||
69 | Уточнение как вид обособленного члена предложения | 1 | |||||||||
70 | Развитие речи. Характеристика человека. Изложение «Суворов» | 1 | Развитие речи | Упр.352, развитие связной речи, индивидуальный | |||||||
71 | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения | 1 | Практикум | Знать правила расстановки выделительных знаков препинания при обособленных второстепенных | Индивидуально-коллективный, частично-поисковый | ||||||
72 | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения их текстообразующая роль | 1 | Упр.331,335, работа с учебником | ||||||||
73 | Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Вопросы с.179, работа с учебником, репродуктивный, частично-поисковый | ||||||||
74 | Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | |||||||||
75 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Контрольный урок | ||||||||
76 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Контрольный урок | ||||||||
77 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | |||||||||
78 | Развитие речи. Публичное выступление «В жизни всегда есть место подвигам». (М.Горький). | 1 | Развитие речи | Индивидуальная Упр.352. Привести примеры из художественной литературы, иллюстративный | |||||||
Обращения, вводные слова и междометия | 8+3 | Научатся соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями; вставными конструкциями; использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения, вставные конструкции с учетом речевой ситуации, содержания, стиля высказвания. | Частично-поисковый, коллективная, выполнение упражнений учебника, составление опорных схем. | ||||||||
79 | Повторение изученного об обращении | 1 | |||||||||
80 | Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | |||||||||
81 | Вводные предложения. | 1 | |||||||||
82 | Вставные конструкции | 1 | |||||||||
83 | Междометия в предложении. | 1 | |||||||||
84 | Выделительные знаки при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания | 1 | Практическая работа | ||||||||
85 | Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий | 1 | Практическая работа | Упр.367-374 | |||||||
86 | Контрольная работа по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | 1 | Контрольная работа | Вопросы с.197, частино-поисковый | |||||||
87 | Развитие речи. Публичное вступление на общественно значимую тему. | 1 | Развитие речи | Упр. 384-386, прослушивание публичных вступлений | |||||||
88 | Развитие речи. Публичное вступление на общественно значимую тему. | 1 | Развитие речи | В каких произведения русских писателей звучит поднятая вами тема? | |||||||
89 | Развитие речи. Публичное вступление на общественно значимую тему. | 1 | Развитие речи | В каких произведения русских писателей звучит поднятая вами тема?Индивидуальный | |||||||
Прямая и косвенная речь | 6+1 | Научатся опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом цели, содержания, стиля высказывания усовершенствуют умения пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания | |||||||||
90 | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. | 1 | Репродуктивный, коллективная | ||||||||
91 | Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Практическая работа | ||||||||
92 | Косвенная речь | 1 | |||||||||
93 | Цитата. Знаки препинания при цитировании. | 1 | |||||||||
94 | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль | 1 | |||||||||
95 | Обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь» | 1 | Вопросы с.214, работа с учебником | ||||||||
96 | Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста. | 1 | Развитие речи | Упр.412 | |||||||
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 5+1 | Обобщат и систематизируют знания по темам, изученным в 8 классе. | Репродуктивный, частично-поисковый, перевод текста учебника в опорную схему, выполнение упражнений, анализ текста, лингвистический экперимент «Что будет, если?...» | ||||||||
97 | Словосочетание и простое предложение. Однородные члены предложения | 1 | |||||||||
98 | Обособленные члены предложения | 1 | |||||||||
99 | Обращения, вводные слова, междометия, прямая и косвенная речь | 1 | |||||||||
100 | Итоговая контрольная работа Тестирование | 1 | тестирование | ||||||||
101 | Работа над ошибками, допущенными в итогом тестировании | 1 | |||||||||
102 | Развитие речи. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения) | 1 | Развитие речи | Упр.434 |
5. Формы и средства контроля образовательных результатов учащихся:
- контроль за классными и домашними работами учащихся;
- диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности;
- тематическая, итоговая контрольная работа на основе пятибалльной системы оценивания;
- тематическое тестирование итоговое и промежуточное;
- конспект, реферат – форма контроля аналитического типа для проверки умения работать со справочной литературой;
- устный опрос, развернутый ответ учащегося на лингвистическую тему;
- сочинение, изложение – форма проверки умений и навыков связного изложения мыслей.
Критерии и нормы оценивания обучающихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. 11-е издание. Москва, «Просвещение»,2010.
2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др.]. – 34-е изд. – М. : Просвещение, 2011.- 239 с.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- 6-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2005. С.321-333.
4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. С. 358 – 369.
5. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.- 208 с.
6. Малюшкин А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-96 с.
7. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. Москва. 1885 год.
8. Мальцева Л.И., Сурвилло Э.С. Русский язык. Тематические тесты. Ростов – на - Дону. НИИ школьных технологий. Москва, 2012.
Словари:
- Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. -М. : Просвещение, 2003.
- Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жу ков. -М. : Просвещение, 2008.
- Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах / В. И. Кодухов. - М. : Просвещение, 1984.
- Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин,
Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. -2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1999. - Лекант, П. А. Школьный орфографический словарь русского языка / П. А. Лекант,
В. В. Леденева. - М. : Просвещение, 2006.
Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка : пособие для учащихся /
М. Р. Львов. -М. : Просвещение, 1981.
- Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка : по произведениям
русских писателей XVIII -XX вв. /Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская.-М.: Просвещение, 1996. - Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Ма
тюшина. - М. : Просвещение, 2006. - Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. -
2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику Бархударова
Пояснительная записка.Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и ...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку.8 класс по учебнику С. Г.Бархударова
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, ссылки на интернет-ресурсы...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс, расширенная. под редакцией Грекова, Бархударова.2020 год
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючков,Л.Ю.Максимов,Л.А.Чешко и др. М.: «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по предмету "Русский язык» для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючкова,Л.Ю.Максимова,Л.А.Чешко идр. 9 кла...