Обобщающий урок по теме"Морфемика"(урок-путешествие)
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Ребята отправляются в морское путешествие, чтобы спасти свои знания от пиратов по теме "Морфемика". Их ждут необыкновенные приключения,где они повторяют то, что изучали вэтом разделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_morfemika.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение изученного по теме «Морфемика».
Цели и задачи урока:
1.Углубить , а при необходимости и откорректировать знания по морфемике ; закрепить умение морфемного разбора;
2.Воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива , формировать умение сопереживать, сочувствовать товарищам , ответственно относиться к дружбе;
3.Развивать речь, логическое мышление, внимание и память обучаемых.
Тип урока: закрепление и обучение изученного.
Вид урока: урок- путешествие.
Технология урока: на игровой основе ,уровневой дифференциации.
Оборудование: видеотерминал, толковый словарь ,музыка, штурвал.
Ход урока.
1.Приветствие,работа над мотивацией, определение целей урока.
Здравствуйте, ребята! Вы слышите шум моря, нам сегодня предстоит отправиться в морское путешествие ,потому что у нас- неприятность. Пираты похитили у нас весь багаж знаний по теме «Морфемика» и отвезли на остров . Мы отправимся в погоню ,постараемся вернуть наш багаж знаний .А знания по этой теме нам нужны ? Получить эти знания мы сможем ,если правильно выполним все задания по теме «Морфемика» .Тема нашего урока «Повторение по теме «Морфемика». Какие цели перед собой поставим? Мы проверим, углубим, а при необходимости и отккоректируем знания по морфемике, закрепим умение морфемного разбора ,что в дальнейшем поможет решать орфографические задачи. А для того, чтобы быстро пройти все трудности и препятствия, как мы должны друг к другу относиться, какими качествами характера должны обладать?
-внимательными
-сочувствие
-сопереживание
-соучастие
2.Повторение и закрепление материала в игровой форме.
Мы отправляемся в морское путешествие.
Но что это? На нашем пути препятствие , мне кажется, что это коралловые рифы. А что такое риф?
(лексическое значение слова ,показ слайда)
Риф- ряд подводных или выступающих из воды скал, опасных для судов. А почему коралловый?(Чтение статьи учебника) .А что такое коралл?(Чтение статьи словаря) .Ребята, если посмотреть на коралловые рифы из космоса ,мы увидим одну из наших морфем- корень .Что такое корень слова? (сообщение ученика) А как называются слова коралл и коралловый. Чтобы избежать столкновения с рифами, нужно выполнить следующие задания.
Вставить пропущенные буквы , объяснить графически орфограммы.
Росток,предполагать,крыжовник,жёрдочка,цифра,нарцисс,лесник,удивительный,приложение.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте написание друг у друга, объясняя написание слов.
Какие орфограммы мы повторили?
Что такое корень слова?
Мы справились с заданием ,плывём дальше. Лучший ученик крутит штурвал.
Я вижу какой-то мыс.(лексическое значение слова, показ слайда) Мыс-часть суши ,выдающаяся острым углом в море, озеро.
Чтобы обогнуть его ,нужно вспомнить всё , что мы знаем о приставке.
Замените развёрнутое понятие одним словом, выделите приставку, укажите значение её.
Всё понятно?
1.Тихая погода, полное отсутствие ветра.(безветрие)
2.Ростки хлебных злаков ,показавшиеся из-под земли.(всходы)
3.Сообщение,уведомление о чём –нибудь. (извещение)4.Тревожное состояние, волнение.(беспокойство)5.Промежуток, на время которого прекращается какая-нибудь деятельность(перерыв)
Ребята, помогите соседу по парте, если ему трудно .Давайте проверим.
Справились с заданием ,плывём дальше. Ребята крутят штурвал.
Внимание ,впереди Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей .Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Для того чтобы благополучно проплыть, нужно выполнить ряд заданий.
Сначала давайте вспомним ,что такое суффикс?
Сообщение о суффиксе .
1гр.Образуйте однокоренные слова от слова « вода» ,используя различные суффиксы.
Водяной, водичка, подводник ,водянистый.(примеры на доске)
2гр.Выделить суффиксы .Морской ,моряк, морячка ,мореходный ,мореплавание.(самопроверка)
Есть такие ,кто всё сделал правильно.
Справились ,плывём дальше. Лучший крутит штурвал .
Теперь нам предстоит обогнуть подводную скалу. Для этого нужно рассказать об окончании.
Сообщение об окончании.
Задание 1группе:на какие две группы можно распределить данные слова.
Корабль, кораблик,кораблекрушение,корабля,кораблём.
Задание 2группе:выписать из данного ряда слов однокоренные слова и выделить корень.
Проверим задание, скажите ,чем отличаются формы слова от однокоренных слов?
Все мы устали, давайте отдохнём. Поиграем в игру, изобразить вы должны какую-то морфему.
Море волнуется раз…
Физкультминутка. Составить фигуры морфем.
Ребята,посмотрите ,уже виден остров. Пиратов не видно. А на берегу собрались жители этого острова. Мы должны объяснить цель визита.Но у них особый язык-они понимают только письменную речь, и если в словах будут выделены морфемы . Текст уже составлен ,но нужно подобрать несколько слов , используя морфемные схемы. Напишите в тетради эти слова.
Жителей острова приветствуют .Совершаем трудное кругосветное .На острове наш багаж знаний по языку .Хотим его.
(Слова для справок: школьники , путешествие, русскому, вернуть)
Жители острова нас поняли и вернули нам весь багаж знаний по теме «Морфемика» , и прислали какую-то странную ответную телеграмму. Расшифруйте её .
Вы…
Корень как в слове поверье.
Суффикс как в слове проходная.
Окончание как в слове любимые.
Корень как в слове подружка(ж//з).
Окончание как в слове семья.
Жители острова.
(Вы верные друзья).
Всё, что мы повторили , нам сейчас с вами понадобится.
Творческое задание.
Расшифровать телеграмму, составив из морфем слова.
3.Рефлексия.
-Что же ,ребята ,наше путешествие завершилось . Со всеми заданиями мы справились, багаж знаний по теме « Морфемика» вернули .Для чего мы отправлялись в это путешествие? Что мы повторили? Что нового вы узнали на уроке? Какие личные качества особенно нужны в трудном и опасном путешествии? Путешествие вам понравилось?
Тетради соберу, оценки выставлю.
4.Домашнее задание:
1.Записать пословицы и поговорки о дружбе.
2.Сочинить рассказ о нашем путешествии. А лучший рассказ буду рекомендовать в газету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Морфемике" 5 класс
Урок с использованием интерактивной доски с презентацией...
Урок по теме "Морфемика"
Урок -повторение с использованием презентации...
Урок по теме "Морфемика. Закрепление изученного"
В разработке данного урока содержится материал для повторения изученного пот теме "Морфемика" для 6 класса. ...
"Обобщающий урок по теме "Морфемика" " (5 класс)
Урок - КВН...
Обобщающий урок по теме: Действия с натуральными числами. Урок – путешествие « Сколько красы на Руси»
Методическая разработка представляет собой урок по теме: « Действия с натуральными числами». Рекомендуется учителям математики, работающим в 5-х классах.Урок обобщения и систематизации зна...
Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс
материал урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....
Обобщающий урок по теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами". Урок - путешествие по озеру Байкал.
Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.Учебно-наглядный комплекс: "Физическая карта России", презентация о Байкале; таблицы; атласы....