Урок по теме "Морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок -повторение с использованием презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_povtorenie_po_t.morfemika-5.docx | 67.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение по теме «Морфемика» в 5 классе.
Цель: Повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Словообразование»,закрепить написание орфограмм,
развивать мышление, внимание,
содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Самостоятельная работа: из данных слов составить и записать предложение
( Каждый, обязан, ученик, порядок ,в, свой, дневник, держать)
(Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник),
3. Повторение
- Какая часть слова помогла связаться словам в предложение? (окончание)
- Что такое окончание? У каждого ли слова может быть оно? На что указывает окончание? _Выделите окончания в словах.
- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Что такое основа слова, из каких морфем она может состоять?
-Вспомните, что такое суффикс, приставка..
- Угадайте, о чём идёт речь:
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (подснежник)
4. Разобрать слово по составу.
- Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
-Чем отличается форма слова от однокоренных слов?
-Образуйте форму слова подснежник, подберите к нему однокоренные слова.
-Докажите, что приставка, суффикс, корень –значимые части слова.
5. Разгадай шараду:
Корень тот же, что в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове расход (рассказчик)
-Объяснить, почему нужно писать СС
6. Повторение правила написания приставок на «З-С»(использование интерактивной доски, повторение правила).
7. Распределительный диктант с самопроверкой: распределить слова по столбикам с написанием в приставках с. з:
Бесшумный, сдавать, здесь, раздать, сжать, испугаться, бескрайний, разбить, взмахнуть, бессознательно, беззаботный.
( в это время выполняется индивидуальная работа по перфокарте).
Найдите слово, соответствующее заданной схеме).
8. Приведите примеры слов, в которых правописание приставки подчиняется правилу:
«Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково, независимо от их произношения»:
Подбежать, отогнать, надпилить, сбить, подобрать
9. Повторение правил написания гласных в корнях с чередованием (вопрос №10 в вопросах для повторения.)- использование интерактивной доски.
Распределить по группам: слова с безударной проверяемой гласной и слова с чередующейся гласной.
Дорасти, положить, заросли, росток, выросли, отрасль, предполагать, прилагательное, переложить, Ростов, полагать, ростовщик, повзрослеть, выращенный
-Почему при написании слов с чередующейся гласной в корне не следует пользоваться проверочным словом?
10.-Повторение правописания гласных после шипящих ( вопрос № 12)
Когда пишется И- Ы после Ц?
Выборочный диктант ( выписать слова на ЦЫ и ЦИ :
Цыплёнок прыгнул на цыновку и там на цыпочки привстал, а мимо шёл цыган на танцы.
-Цып-цып,-цыплёнка он позвал.
Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде её птенцы.
Цирк откроется в субботу, уж приехали борцы.
- Запишите 5 своих примеров.
11. Вспомните правило о выборе написания гласных О, Ё после шипящих.
.Лексический диктант ( повторение правописания Ё-О после шипящих):
Плод дуба (жёлудь), шапка, пришитая к куртке, пальто ( капюшон),тот, кто любит нарядно, изысканно одеваться (щёголь),место соединения ткани (шов), колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами ( крыжовник), часть лица (щёки), приспособление для чистки чего-либо (щётка), существительное от глагола Считать, ровно подстриженные волосы на лбу (чёлка), профессиональный водитель (шофёр), цирковой артист. Искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов (Жонглёр)., действие, напрвленное на уничтожение чего-либо с помощью огня (поджёг), рана от неосторожного прикосновения к горячему предмету (ожог).
-Запись предложения:
Вышел ёж с сапожной щёткой, занялся работой чёткой.
(Объяснить орфограммы, составить схему предложения, подчеркнуть грамматическую основу)
12. Самостоятельное выполнение теста.
Тест:
1.Найдите слово без окончания.
а) Спросил б) посёлок в) впереди г) чист
2. Найдите слово с нулевым окончанием.
А) Берег Б) притих В) вниз Г) читать
3.Выберите верный ответ.
Окончание –ТЬ указывает на то, что глагол стоит:
а) в настоящем времени; б) в прошедшем времени; в) в будущем времени; г) в неопределённой форме.
4.Какие из данных слов не имеют окончания?
а) Построил б) крик в) влево г) пахуч.
5. В каких словах неверно выделены окончания?
а) Принимал___ся б) привыкнул__ в) в здан___ г) сушь__ д) станц__
6. Найдите лишнее слово.
а) Горе б) гористый в) горец г) пригорок
7. Найдите слова с буквой Ы после Ц.
а) Ц…ркуль б) ц…ферблат в) ц…кнуть г) бледнолиц…й.
8. Найдите слова с буквой О после шипящей в корне.
а) Ш…пот б) ж…сткий в) ш…рох г) ож…г руки.
9. Найдите слова с приставкой БЕЗ-.
а) Бе…шумный б) бе…жалостный в) бе…заботный г) бе…цветный.
10. Найдите слова, строение которых соответствует схеме:
приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание
а) Подбросить б) спрятал в) пришкольный г) удивлялся.
13. Обобщение, подведение итогов
14. Домашнее задание :подготовиться к диктанту, Стр 182, упр.№ 439
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...