Урок по теме "Морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок -повторение  с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_povtorenie_po_t.morfemika-5.docx67.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Повторение по теме «Морфемика» в 5 классе.

Цель: Повторить, обобщить, систематизировать изученный  материал по теме  «Словообразование»,закрепить написание орфограмм,
развивать мышление, внимание,
содействовать нравственному воспитанию учащихся.
                        Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Самостоятельная работа: из данных слов составить и записать предложение
( Каждый, обязан, ученик, порядок ,в, свой, дневник, держать)
(Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник),
3. Повторение
- Какая часть слова помогла связаться словам в предложение? (окончание)
- Что такое окончание? У каждого ли слова может быть оно? На что указывает окончание? _Выделите окончания в словах.
- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Что такое основа слова, из каких морфем она может состоять?
-Вспомните, что такое суффикс, приставка..
- Угадайте, о чём идёт речь:
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (подснежник)

4. Разобрать слово по составу.
- Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
-Чем отличается форма слова от однокоренных слов?
-Образуйте форму слова подснежник, подберите к нему однокоренные слова.
-Докажите, что приставка, суффикс, корень –значимые части слова.

5. Разгадай шараду:
Корень тот же, что в слове
сказка,

Суффикс тот же, что в слове извозчик,

Приставка та же, что в слове расход (рассказчик)
-Объяснить, почему нужно писать СС
6. Повторение правила написания приставок на «З-С»(использование интерактивной доски, повторение правила).
7. Распределительный диктант  с самопроверкой:  распределить слова по столбикам  с написанием  в приставках
с. з:
Бесшумный, сдавать, здесь, раздать, сжать, испугаться, бескрайний, разбить, взмахнуть, бессознательно, беззаботный.

( в это время выполняется индивидуальная работа по перфокарте).
Найдите слово, соответствующее заданной схеме).
8. Приведите примеры слов, в которых правописание приставки подчиняется правилу:
«Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково, независимо от их произношения»:
Подбежать, отогнать, надпилить, сбить, подобрать
9. Повторение  правил написания гласных в корнях с чередованием (вопрос №10  в вопросах для повторения.)- использование интерактивной  доски.
Распределить по группам: слова с безударной проверяемой гласной и слова с чередующейся гласной.

Дорасти, положить, заросли, росток, выросли, отрасль, предполагать, прилагательное, переложить, Ростов, полагать, ростовщик, повзрослеть, выращенный

-Почему при написании слов с чередующейся гласной в корне не следует пользоваться проверочным словом?
10.-Повторение правописания гласных после шипящих ( вопрос № 12)
Когда пишется И- Ы после Ц?
Выборочный диктант ( выписать слова на ЦЫ и ЦИ :

Цыплёнок прыгнул на цыновку и там на цыпочки привстал, а мимо шёл цыган на танцы.

-Цып-цып,-цыплёнка он позвал.

Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу, уж приехали борцы.
- Запишите 5 своих  примеров.

11. Вспомните правило о выборе написания гласных О, Ё после шипящих.
.Лексический диктант ( повторение правописания Ё-О после шипящих):
Плод дуба (жёлудь), шапка, пришитая к куртке, пальто ( капюшон),тот, кто любит нарядно, изысканно одеваться (щёголь),место соединения ткани (шов), колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами ( крыжовник), часть лица (щёки), приспособление для чистки чего-либо (щётка), существительное от глагола
 Считать, ровно подстриженные волосы на лбу (чёлка), профессиональный водитель (шофёр), цирковой артист. Искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов (Жонглёр)., действие, напрвленное на уничтожение чего-либо с помощью огня (поджёг), рана от неосторожного прикосновения к горячему предмету (ожог).
-Запись предложения:

Вышел ёж с сапожной щёткой, занялся работой чёткой.
(Объяснить орфограммы, составить схему предложения, подчеркнуть грамматическую основу)

12. Самостоятельное выполнение теста.

Тест:

1.Найдите слово без окончания.
а) Спросил   б) посёлок   в) впереди   г) чист

2. Найдите слово с нулевым окончанием.

А) Берег   Б) притих   В) вниз   Г) читать

3.Выберите верный ответ.
Окончание –ТЬ указывает на то, что глагол стоит:
а) в настоящем времени;  б) в прошедшем времени; в) в будущем времени; г) в неопределённой форме.

4.Какие из данных слов не имеют окончания?
а) Построил   б) крик  в) влево  г) пахуч.

5. В каких словах неверно выделены окончания?
а) Принимал___ся   б)   привыкнул__   в) в здан___ г) сушь__ д) станц__

6. Найдите лишнее слово.
а) Горе   б) гористый   в) горец   г) пригорок

7. Найдите слова с буквой Ы после Ц.
а) Ц…ркуль    б) ц…ферблат    в) ц…кнуть   г) бледнолиц…й.

8. Найдите слова с буквой О после шипящей в корне.
а) Ш…пот    б) ж…сткий    в) ш…рох   г) ож…г руки.

9. Найдите слова с приставкой БЕЗ-.
а) Бе…шумный   б) бе…жалостный    в) бе…заботный    г) бе…цветный.

10. Найдите слова, строение которых соответствует схеме:
приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

а) Подбросить  б) спрятал  в) пришкольный   г) удивлялся.


13. Обобщение, подведение итогов

14. Домашнее задание :подготовиться к диктанту, Стр 182, упр.№ 439


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...