УРОК в 5 классе Умножение натуральных чисел и его свойства.Цели урока: - изучить свойства умножения, вырабатывать навык использования свойств умножения при вычислениях, закреплять навыки умножения многозначных чисел
- воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, формировать интерес к изучению математики
- развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся, развивать познавательную активность учащихся
Формирование УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Ход урока 1.Организационный момент 1)Создадим хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу, садитесь. 2.Устная работа Из истории За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце XV - начале XVI века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своём трактате об арифметике. Знак умножения «косой крест» (х) впервые в 1631 году ввёл английский математик Уильям Оутред (1575 – 1660.) Позднее, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц (1646 – 1716), ввёл знак умножения «точка». Владимир Иванович Даль - автор «Толкового словаря живого великого русского языка» в своем словаре пишет: «Умножить – множить, увеличивать числом, количеством». Значит ли это, что между умножением и сложением есть что-то общее? Устная работа: 1) Представь сумму в виде произведения: а) 35 + 35 + 35+ 35 = 35∙ 4 б) 105 + 105 + 105 = 105∙ 3 в) х + х + х + х + х = х ∙ 5 г) 29 + 29 = 29 ∙ 2 2)Представь произведение в виде суммы: а) 122∙ 3 = 122 + 122 + 122 б) 19 ∙ 5 = 19 + 19 + 19 + 19 +19 в) с ∙ 7 = с + с + с + с + с + с + с 3) Проверь правильность выполнения действий. Отметь неправильные решения, исправь их: а) 6 = 2 ∙ 2 ∙ 2 6 = 2 + 2 +2 б) 3 ∙ 3∙ 3 = 27 в) 5 ∙ 5 = 10 5 + 5 = 10 г) 12 = 4 ∙ 4 ∙ 4 12 = 4 + 4 + 4 д) 6 ∙ 6 = 36 3.Объяснение нового материала. 1)Рассмотрите пример. Найдите значение. Что замечаете? 15 ∙ 4 =60 , 4 ∙ 15 = 60 . Сформулируем свойство (переместительное): Произведение двух чисел не изменится при перестановке множителей a*b = b * a 2)Рассмотрите пример. Как легче найти значение выражения 38 ∙ 4 ∙ 25 = (4 ∙ 25) ∙ 38 =3800 Сформулируйте свойство: Сочетательное: a* (b * c) = (a * b) * c . Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. 3)Рассмотрите примеры. Найдите значение выражения. Что замечаете? 5∙ 0 ∙ 8 ∙ 7 ∙0 = 0 0 ∙ 2 ∙ 9 ∙ 0 =0 6 ∙ 0 ∙ 0 = 0 3 ∙ 0 = 0 а ∙ 0 = 0 Сформулируйте свойство При умножении любого числа на нуль всегда будет нуль а ∙ 0 = 0 4) Рассмотрите примеры. Найдите значение. Что замечаете? а) 8 ∙ 1 = 8 б) 18 ∙ 1 = 18 в) 1 ∙ 78 = 78 г) 145 ∙ 1 =145 Сформулируй те свойство При умножении любого числа на единицу всегда получаем это число а ∙ 1 = а 5)Давайте повторим свойства умножения, которые мы с вами сейчас вспомнили Свойства умножение: - Переместительное: a ∙ b = b ∙ a
- Сочетательное: a ∙ (b ∙ c) = (a ∙ b)∙ c
- а ∙ 0 = 0
- а ∙ 1 = а
6)Для чего нужны эти свойства? Вычислим удобным способом а) 125 ∙ 79 ∙8 = 79000 б) 4 ∙ 96 ∙25 = 9600 в) 306 ∙ 8 ∙ 125 = 306000 г) 50 ∙ 786 ∙ 2=78600 4.Физкультминутка 1) Мы хорошо работаем, но пришла пора физминутки. Она тоже не простая, а математическая, проверим, насколько вы внимательны. Я буду предлагать вам задания, в случае верного ответа вы должны поднять вверх правую руку, в случае неверного – левую, а если вам будет предложено задание по теме, которую вы ещё не изучили, надо будет поднять обе руки вверх. - Числа, которые используются при подсчете предметов, называют натуральными. (Да).
- Нуль – это натуральное число. (Нет).
- В натуральном ряду чисел есть первое число – 1. (Да).
- В натуральном ряду чисел есть наибольшее число. (Нет).
- Знаки, используемые для записи натуральных чисел, называются цифрами. (Да).
- Натуральные числа, записанные с помощью одной цифры, называются однозначными. (Да)
- Натуральные числа, записанные с помощью трех цифр, называются двухзначными. (нет)
- Любое натуральное число больше нуля. (Да).
- С натуральными числами можно выполнять следующие действия: сложение, вычитание, умножение, деление. (да).
5.Отработка навыков Тренировочные упражнения по учебнику: стр. 69. №415 а)50 *(2*764) = (50*2)*764 = 76400 б)(111*2)*35 = 111*(2*35) = 7770 в)125*(4*80)=(125*4)*80 = 40000 г)(402*125)*8 = (125 * 8) *402 = 402000 №416 а)483*2*5 = 4830 б)4*5*333 = 6660 в)25*86*4=8600 г)250*3*40=30000 6.Самостоятельная работа Вариант 1 1.Найдите произведение: 356 * 68 = 24208 504 * 329 = 165816 503 * 608 = 305824 2 Вычисли удобным способом 677 * 125 * 8 4 * 376 * 25 3.Торт в три раза дороже, чем 5 пирожных. Сколько стоит торт, если пирожное стоит 22 рубля? 4 Найдите значение выражения х * 81 , если х = 10; 100; 1000. Вариант 2 1 Выполните умножение: 465 * 86 = 39990 405 * 923 = 373815 1403 * 207 = 290421 2. Вычислите удобным способом 729 * 8 * 125 25 * 376 * 4 3. Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров вмещает бочка, если ведро вмещает 8 л воды? 4. Найдите значение выражения 37 * у, если у = 10; 100; 1000. 7.Взаимопроверка. Ответы на слайде. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг друга. 8.Итог урока: - Что сегодня мы изучали на уроке? -Сколько свойств умножения мы изучили? -Для чего применяются свойства умножения? - Как называются числа при умножении. - Какие словарные слова встречались сегодня на уроке (сочетательное, переместительное, множитель). - Определите, какое из чисел а , b и с равно нулю, если аb = 0, bс = 0, ас ≠ 0. 8.Домашнее задание: стр.73, №461- вычисли, определить порядок действия, выполнить вычисления в столбик, стр.78, №494 вычислить применив свойства умножения VIII. Рефлексия «Букет настроения» А теперь давайте составим букет настроения. Красный цветок– урок был интересен, узнал что-то новое, полезное. Синий – на уроке было скучно, ничего нового и полезного вы не узнали.
План-конспект урока по теме « Деление натуральных чисел»Цель: создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков деления натуральных чисел Формирование УУД : Предметные Моделируют ситуацию, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Метапредметные Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют средства ее достижения. Познавательные : передают содержание в сжатом или развернутом виде. Коммуникативные: умеют высказать свою точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы. Личностные: Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, дают позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимают причины успеха учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета. 7. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная. 8. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор Ход урока 1 Организационный момент «Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива». Петер Ропсе 2.Устный счет 1.Вычисли устно. 14۰ 7 100 : 10 54 ۰ 3 64:8 | 150 : 6 2 ۰ 66 65 : 5
| 6 ۰ 110 220 : 11 15 ۰12
|
3.Постановка темы, цели урока 448 : 32 = 14 448 : 8 = 56 448 : 16 = 28 448 : 4 = 112 -Прочитайте выражения разными способами -Что заметили -Можно ли найти значение каждого выражения, пользуясь значением первого выражения - Объясните, как вы это сделали. -О каком действии идет речь -Сформулируйте тему урока, цели урока. Делению человечество обучалось дольше всего. До сих пор в Италии сохранилась поговорка «Трудная вещь - деление». Это трудно и с точки зрения математики, и технически, и нравственно. Не каждому человеку дано умение делить и делиться. В средние века человек, усвоивший деление, получал звание «доктор абака » Абак-это счеты. Сначала знака для действия деления не было. Это действие писали словом. А математики Индии записывали деление первой буквой названия действия. Знак двоеточия для обозначения деления вошел в употребление в 1684г благодаря немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу. Деление еще обозначают косой или горизонтальной чертой. Этот знак впервые стал использовать итальянский ученый Фибоначчи. -Как выполняем деление многозначных чисел? (Уголком) Как называются компоненты при делении? 4. Работа по теме урока Среди примеров на деление нужно выбрать и решить только те, у которых в частном три цифры. 2666 : 43 16632 : 54 =308 186000 : 150 2028 : 39 19536 : 48 =407 243000 : 180 19840 : 62 = 320 3672 : 18 =204 Фронтальная проверка выполнения задания. Работа в парах (во время работы в парах при необходимости учитель дает консультации) - За 6 часов одна цветочница продала 210 цветов, а другая за 4 часа – 420 цветов. Во сколько раз больше цветов в час продавала вторая цветочница?
- В пачке 57 тетрадей. В классе 27 учащихся. Учитель раздал тетради поровну. Сколько тетрадей достанется каждому, сколько тетрадей останется?
- Группе туристов из 15 человек надо переправиться на другой берег озера. Сколько лодок им необходимо взять для переправы, если в лодку можно сажать не более 4 человек? ( 4 лодки)
- Если некоторое число разделить на 6 и от полученного частного вычесть 15 то получится результат равный 20. Найдите это число.
- Мама сварила 17 литров варенья. Сколько двухлитровых банок ей необходимо взять, чтобы разлить всё это варенье?
Работа в группах Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочитайте правила работы в группах Группа I ( 1ряд) Правила работы в группах - Активно участвуй в совместной работе.
- Внимательно выслушивай собеседника.
- Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
- Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
- Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.
Исправь ошибки: а)9100:10=91; а) 9100 :10 = 910 б)5427: 27=21; б) 5427 : 27 = 201 в)474747: 47=101; в) 474 747 : 47 = 10101 г)42·11=442. г) 42 · 11 = 462
Группа II ( 2ряд ) Правила работы в группах - Активно участвуй в совместной работе.
- Внимательно выслушивай собеседника.
- Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
- Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
- Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.
Проверьте, верно ли выполнено задание. Предложите свое решение Найдите значение выражения х:19 +95, если х =1995. Решение. Если х=1995, то х:19 +95 = 1995 :19 +95=15+95=110 (1995: 19 + 95 = 200)
Группа III (3 ряд ) Правила работы в группах - Активно участвуй в совместной работе.
- Внимательно выслушивай собеседника.
- Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
- Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
- Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.
Докажите , что при решении уравнения допущена ошибка. Решите уравнение. 124: (у-5) =31 у-5 = 124·31 у – 5 =124 : 31 у-5 = 3844 у – 5 = 4 у = 3844+ 5 у = 4+ 5 у = 3849 у = 9 Ответ:3849 Ответ: 9 Руководитель группы объясняет допущенную ошибку и записывает на доске решение, предложенное группой. 5. Физминутка Дружно встали, потянулись. Руки на пояс, повернулись. Вправо, влево, раз, другой, Повертели головой. На носочках постояли, Спинку стрункой подержали А теперь, тихонько сели, Мы с вами еще не все успели. 7. Контроль знаний учащихся Фамилия, имя___________________________________________ Вариант1 Подчеркните правильный ответ или запишите свой ответ 1.Найдите частное чисел 2578 и 1. а) 1 ; б) 2578; в) 2875; г) свой ответ_______________ 2.Найдите корень уравнения 96 : х =8 а) 88 ; б) 12; в) 768; г) свой ответ ________________ 3.Найдите частное чисел 6500 и 13. а) 500 ; б) 3913; в) 30; г) свой ответ_______________ 4.В одной коробке 168 карандашей, а в другой в 42 раза меньше. Сколько карандашей в двух коробках ? а) 192; б) 172; в) 240; г) свой ответ________________ 5.Найдите два числа, если одно из них в 3 раза больше другого, а их их сумма равна 32. а) 20 и 12 ; б) 18 и 14; в)26 и 6; г) свой ответ_________
Фамилия, имя___________________________________________
Вариант 2 Подчеркните правильный ответ или запишите свой ответ 1.Найдите частное чисел 2764 и 1. а) 1 ; б) 2764 ; в) 2564; г) свой ответ_______________ 2.Найдите корень уравнения 105 : х = 3 а) 104 ; б) 35 ; в) 315 ; г) свой ответ ________________ 3.Найдите частное чисел 7800 и 13. а)600 ; б) 7813 ; в) 60; г) свой ответ_______________ 4. В одной кадке пасечник имел 24 кг. меда, а в другой в 2 раза больше. Сколько килограммов меда было у пасечника в двух кадках? а) 12 ; б) 72 ; в) 48 ; г) свой ответ_______________ 5.Найдите два числа, если одно из них в 4 раза меньше другого, а их разность равна 27 а) 39 и 12 ; б) 32 и 8; в) 2 и 29; г) свой ответ_____________ Ключ для проверки теста Вариант 1 Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ответ | б | б | а | б | 8; 24 |
Вариант 2 Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ответ | б | б | а | б | 9; 36 |
6. Подведение итогов -Как изменится частное, если делимое оставить без изменения, а делитель увеличить в два раза? Приведите примеры - Как изменится частное, если делитель оставить без изменения, а делимое увеличить в три раза? Приведите примеры. 7. Домашнее задание: Придумать и решить две задачи, при решении, которых используется деление натуральных чисел. Итак, наш урок подошел к концу. Я хотела бы взять у вас интервью об итогах вашей работы. Продолжите предложения: Своей работой на уроке я... доволен\ не доволен У меня получилось … Было трудно ... Материал урока мне был … полезен/ бесполезен
Обобщающий урок по теме: Действия с натуральными числами. Урок – путешествие « Сколько красы на Руси»Цели: 1) обучающие: проверить практические навыки и умения по теме: Действия с натуральными числами; способствовать их совершенствованию в процессе обобщения темы; познакомить учащихся с многообразием жанров русского фольклора 2) развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, внимания, мыслительной деятельности учащихся; расширение кругозора учащихся; привитие каждому ученику вкуса к самостоятельной, активной, творческой деятельности; На примерах прошлого воспитывать чувство любви и патриотизма, уважения к народному творчеству, к языку, как носителю культуры. 3) воспитательные: способствовать формированию умения работать коллективно, уважая друг друга; воспитание чувства ответственности за порученное дело. Тип урока: урок обобщения, проверки и коррекции знаний и умений. Формы учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: плакаты, раздаточный материал, карточки для самостоятельной работы. Ход урока - Организационныймомент Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Как необходимо нам знание культуры и народного быта предков! Сегодня мы проведем с вами обобщающий урок по теме: Действия с натуральными числами и на русской тройке с бубенцами совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое, узнаем, как раньше люди жили на Руси, чем интересовались, как занимали свой досуг. В тетрадях запишите число и тему урока: Действия с натуральными числами.
- Актуализация опорных знаний
Повторение теоретического материала, так называемая разминка, позволит нам проверить вашу готовность к путешествию. (Учитель задает учащимся вопросы по правилам выполнения математических действий) - результат сложения чисел…
- равенство, содержащее букву, значение которой надо найти….
- компонент умножения…
- арифметическое действие, позволяющее найти сумму чисел...
- сумма длин сторон многоугольника…
- единица измерения массы…
- название второго разряда в классе единиц…
- название числа, состоящего из одной единицы и шести нулей…
- в ней есть условие и вопрос, требуется выполнить решение и найти ответ…
- озвучьте переместительное свойство сложения…
- что получится, если число умножить на ноль…
- назовите результат деления…
- как читается сочетательное свойство сложения…
- результат деления числа на ноль…
- какие математические действия относятся к действиям первой ступени…
- как найти неизвестное слагаемое….
- порядок выполнения действий, если есть скобки…
- как вычислить произведение…
- сколько цифр в математике…
- назовите компоненты действия деления…
Итак, все обучающиеся готовы отправиться в путешествие - Систематизация знаний и умений.
Фольклор (или устное народное творчество) сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, украшал праздники и помогал в будни. Что в переводе с английского означает слово фольклор. Для этого решите примеры и в таблицу впишите буквы соответствующие найденным ответам. В оставшейся клетке впишите букву т. 24840 | 137525 | 205 | 41 | 16578 | 71705 | 56 | 195696 |
|
|
|
|
|
|
|
|
М 345 * 72 У 56732 + 80793 Д 5330 : 26 С 89421 - 71705 Ь 302 * 648 Р 2788 : 68 О 54 * 307 Ответ: Мудрость. Посмотрите, вот написаны высказывания классиков о фольклорных жанрах, Давайте их прочтем.(Учащиеся читают). - Русский народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль (Николай Добролюбов) - Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! (Александр Пушкин). - Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические волшебные, бытовые и пресмешные сказки ( Алексей Толстой).
Выполните вычисления: 1) 15 * 16 + 1584 : 18 2) (18 + 12 * 27) : ( 327 – 156) 3) (591 + 1125 : 75) * 56 – 46 * 702 Используя найденные ответы методом исключения, узнайте, кто является автором строк: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 2 | Н.Е. Жуковский | А.С.Пушкин | 1240 | 1644 | А.П.Чехов | Н.В.Гоголь | 328 |
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя, Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то научают И от беды нас берегут. Как вы думаете, чем отличаются пословицы и поговорки друг от друга. Пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Поговорка – это часть суждения без вывода. В ней делается намек на что-то. «Поговорка-цветочек, пословица – ягодка». Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Решите уравнения и по совпадающим ответам узнайте в каком веке началось собирание пословиц: 58 * х = 928 а : 39 = 21 546 – у = 295 5х + 3х = 128 Ответ в 16 веке. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 16 веку. Большинство составителей этих сборников неизвестно. Лишь со второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями были Снегирев, Буслаев, Афанасьев. Но кто же является самым известным составителем? Упростите выражения и узнайте фамилию автора. 14х +6х 10у – 2у 8х +3х -2х а +12а 26а – 23а 34с - 3с – 6с 5х +х 13в – в а + 13а – а Зачеркните в таблице выражения и буквы, связанные с найденными ответами. Из оставшихся букв составьте фамилию. п | м | д | у | 0 | ц | а | ж | р | л | в | ф | ь | 13а | 3а | а | 20х | 8у | 6х | 4а | 12в | 9х | 33х | 25с | 13а | 16с |
Ответ: Владимир Иванович Даль. Он создал сборник «Пословицы русского народа». Первая пахота и последний сноп в поле осенью, молодежные гулянья и посиделки, рождественские праздники, встреча весны и свадьба, крестины и похороны – все события жизни обыгрывались народом. Во время разных обрядов исполнялись песни, которые были необходимой частью этих обрядов. В этих песнях отражены надежды и чаяния народа на урожай, на хорошую жизнь, на добро.
Россия – страна зимняя, холодная. Поэтому проводы зимы – праздник. Люди, забывая про холода, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины и веселились от души. Чучело зимы затем сжигалось, а Весна после этого пышно величалась. Но только ли из-за холодов люди ждали весны? …В те далекие времена, когда всех людей кормила лишь земля, приход обильной влагой и теплом весны был важен, как сама жизнь. Поэтому в древности масленица была праздником земледельцев. Именно в эти предвесенние дни люди могли встретиться и договориться о главном: как сообща начать трудовой год. Встреча Масленицы. В этот день дети всей деревни собирались и шли от дома к дому с песнями. У всех дома пеклись блины и ждали гостей. Давайте и мы встретим гостей и решим следующую задачу. Теща напекла 57 блинов с творогом, что на 42 блина больше, чем блинов икрой и в 2 раза меньше, чем молочных блинов. Сможет ли она разложить блины на 3 тарелки поровну? Сегодня мы с вами не только выполняли задания на все действия с натуральными числами, но и заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди. Их опыт жизни помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее! - Подведение итогов.
- наиболее активные учащиеся зарабатывают оценки
- выставляются оценки.
- Домашнее задание: сказка - это тоже вид устного народного творчества. Подобрать сказки в которых встречаются числа.
Итак, наш урок подошел к концу. Я хотела бы взять у вас интервью об итогах вашей работы. Продолжите предложения: Своей работой на уроке я... доволен\ не доволен У меня получилось … Было трудно ... Материал урока мне был … полезен/ бесполезен
Заключение В настоящее время бурный научно-технический прогресс, который характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах. Они связаны с формированием прочных знаний основ наук, в том числе и математики, на уроках которой просто невозможно обойтись без вычислений. Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. Практика показывает, несмотря на то, что на каждом уроке математики преобладает этап устного счета, многие учащиеся не владеют прочными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Формирование вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.
Литература
|