Урок по теме "Морфемика. Закрепление изученного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prezentaciya.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Закрепление изученного по теме
«Морфемика. Словообразование. Орфография»
Цели урока: повторить изученное по теме Морфемика; уметь применять изученные правила на практике.
- Сегодня мы подводим итог тому, что изучили на уроках по Морфемике. Еще раз повторим все изученные правила, повторим их на практике, подготовимся к контрольному диктанту.
1. Начнем с кроссворда, который позволит повторить теорию.
М | |||||||||||
1 О | с | н | о | в | а | ||||||
2 к | о | Р | е | н | ь | ||||||
3 с | у | Ф | ф | и | к | с | |||||
4 ч | е | р | Е | д | о | а | н | и | е | ||
5 М | о | р | ф | е | м | а | |||||
6 п | р | И | с | т | а | в | к | а | |||
7 о | К | о | н | ч | а | н | и | е | |||
А |
- часть изменяемого слова без окончания;
- главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
- при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
- наименьшая часть слова;
- морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
- значимая часть слова, которая образует формы слова;
Ключевое слово?
- А вот еще задание: собери слово слова: Уловка, чёрненький, поджарить.
- Перед вами таблица, которая поможет вспомнить орфограммы, которые мы изучили по этой теме. Вспомним их.
- Буквы о-а в корне лаг-лож
- Буквы о-а в корне раст-рос
- Буквы о-ё после шипящих в корне.
- Буквы и-ы после ц.
Работа с орфограммами, изученными в теме «Морфемика».
1. Приставки на З и С.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой «ЭС».
Глухие звуки- это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
РАЗ-, ИЗ-. НИЗ-, БЕЗ-, и ЧЕРЕЗ-
Перед согласными глухими
Всегда меняют З на С. (Учащиеся рассказывают правило)
Сигнальные карточка. З или С?
Безболезненный, бесшумный, вздыхать, бесцельный, безжалостный, бесчувственный, развалиться, сбить, искусать.
Задание. Запишите слова.
...бежать, ...гибать, ...делать, ...бить, ...жать.
- Почему в этих словах надо писать приставку С? (Потому что приставки З в русском языке нет)
ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово ЗДАНИЕ?
Все учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове ЗДЕСЬ,
Помни все условия,
Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить.
...десь, ...доровье, ...дание
Лишены содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова.
В современном языке З действительно входит в корень слов здание, здоровье, здесь, зги. Но знаете ли вы, что только в слове здание- корень -зд-? Стоит лишь подобрать однокоренные слова к нему: создать, созидать, зиждитель, создатель, зодчий- и все становится ясным.
В остальных же словах раньше писалось С, а не З, причем в слове здоровье С- была приставкой. Приставка эта озвончилась перед Д, и из сдоровья получилось здоровье. Корень же в этом слове был -доров- (сравните: дерево, дрова), и первоначально слово сдоровый означало «крепкий, высокий, как дерево».
Здесь возникло из славянского съ-де-съ, в начале и в конце стояло сь (указательное местоимение этот), в середине суффикс -де-. Значит, и в начале слова здесь было сперва с, которое позже перед звонким д перешло в з.
2. Корни с чередованием.
Уж особое создание
Корни с чередованием!
Чтобы правильно писать,
Правила должны мы знать!
-ЛАГ_ и -ЛОЖ- сказали ясно:
«С этим мы вполне согласны.
Если суффикс А за корнем
Пиши букву А спокойно!»
Корни -РАСТ- и -РОС-
Встали во весь рост
И сказали: «Букву А
Пишем, ребята, не всегда.
Если вслед за корнем СТ или Щ,
ТО писать, запомни,
Нужно букву А.
Но, к большому сожаленью,
Существуют исключения:
РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали,
Он РОСТОК себе купил
Где-то на вокзале.
Правило мы четко знаем,
А теперь мы просигналим! (учащиеся рассказывают правило.
Сигнальные карточки. О или А?
Предлагать, предложить, прилагательное, сложение, слагаемое, изложение, растение, вырос, подрастать, росточек, отрасль, ростовщик, Ростов.
3. О- Е после шипящих в корне слова
УЧЕНИК: Расскажи- ка буква Е,
Как твое житье- бытье?
Буква Е дает ответ:
- Ничего житье, течет.
Я- ударная всегда.
- Ой-е-ей, вот это да! (Учащиеся рассказывают правило) .
Работа с сигнальными карточками. О или Ё?
- Трещотка, защелка, чопорный, черный, шов, шел, трущоба, щелочь, жонглер, желудь.
4. И-Ы после Ц
С тобой в одном мы правиле,
Не зря нас здесь поставили-
Чтоб знали все, в каких корнях
«Ы» после Ц, как у меня
«Цыган на цыпочках стоит
И цыц цыпленку говорит»
Цыган цыпленка, стал кормить,
Ему мурлыкал арию
И очень нежно «цып-цып-цып»
Цыпленку приговаривал
А тот, тихонько задремав,
Все бормотал спросонок,
Что нужно «ы» писать в словах
«Цып-цып», «цыган», «цыпленок»,
«Цыц», «цыкать», и на «цыпочках»...
Уснул, свой клювик выпачкав!
- Запишите под диктовку эту веселую чепуху, а потом проверьте друг у друга. (Текст после диктовки появится на доске).
На цыпочках приходит в цирк
Цыган и начинает танцы,
А на циновке молодцы
Надели на цыпленка панцирь.
- А сейчас вы выполните задание. Но задание это не простое: вам нужно написать необычный словарный диктант. Замените развернутые определения словом-синонимом на изученные орфограммы.
- Ребенок без забот? (беззаботный)
- Какой человек натянул перчатки на пятки? (рассеянный )
- Как в русских сказках зовут Кащея? (бессмертный)
- Молодой лес (поросль)
- Отдельная область производства, науки (отрасль)
- Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли)
- Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голоса (шёпот)
- Глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-нибудь (шорох).
- Число, которое складывается с другим с помощью сложения (слагаемое)
- Основной закон государства (конституция)
- Систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция)
Задание: Поменяйтесь местами и проверьте друг у друга ошибки.
УЧИТЕЛЬ: Тему с вами повторили,
Знания ваши закрепили!
И закончим с вами тонкой
Замудреной головоломкой!
8. ЗАДАНИЕ. Головоломка.(Ходом шахматного коня)
ПО | ДЕРЖ | СВО | АН | НИК |
Й | КАЖД | В | НИК | Е |
АТЬ | РЯД | УЧ | ЕВ | ОБЯЗ |
ЫЙ | ДН | К | Е |
Начиная с рисунка шахматной фигуры, прочтите две строчки из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова- приставка, корень, суффикс или окончание. («Обязан каждый ученик Держать в порядке свой дневник».)
8 | |||||||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
ПО | ДЕРЖ | СВО | АН | НИК |
Й | КАЖД | В | НИК | Е |
АТЬ | РЯД | УЧ | ЕВ | ОБЯЗ |
ЫЙ | ДН | К | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».
Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.Знать: -) что изучает морфемика; -) роль морфем как средство образова...
урок обобщения и закрепления изученного по деепричастию в 7 классе
Урок представляет собой материал по закреплению и обобщению изученного о деепричастии....
СПП с несколькими придаточными. Урок обобщения и закрепления изученного по теме
Цели:Обучающие:Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;Развивающие:Совершенствование пунктуационных...
Урок по теме "Закрепление изученного по теме "Глагол".
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Применяется системно-деятельный подход. Дети работают сначала по рядам, затем работают в парах, осуществляя взаимную проверку после открытого тектса...
Конспект урока русского языка "Закрепление изученного о предлогах" 4 класс СКОШ VIII вида
Урок закрепления знаний.Цель: Закрепление знаний о предлогах....
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...