урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
план-конспект урока по русскому языку по теме
Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный. Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.
Приложения:
1. Задания карточки по вариантам: «Правописание сложных прилагательных и существительных».
2. Работа по карточкам : «Корректоры»
3. Презентации (2 шт.) «Сложные существительные и прилагательные»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_no1.docx | 18.5 КБ |
slozh.pril_.docx | 18.76 КБ |
slozh.no4_.pptx | 346.73 КБ |
slozh.no3_.docx | 28.55 КБ |
slozh.no2_.ppt | 222 КБ |
prilozhenie_kartochka.docx | 11.53 КБ |
korrektory_kartochka.docx | 13.38 КБ |
zadanie_kartochka.docx | 13.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание сложных слов
ЦЕЛИ:
- знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
- уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
применять правила разных типов орфограмм;
пользоваться основными способами проверки написания;
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
II. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.
Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.
Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.
Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.
IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.
мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение –
Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.
V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.
- Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).
- Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).
- Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).
- Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).
Делается вывод о написании сложных прилагательных.
VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,
Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. .
X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)
Задание № 1
Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:
1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант - образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант - образованные от сложных существительных.
Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).
Задание № 2
Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.
(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.
Задание № 3
Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.
Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.
Предварительный просмотр:
Тема урока 10 класс повторение
Правописание сложных прилагательных
Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности. оборудование:
1. Доска: запись целей урока, таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа урока «Я — художник».
2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ).
3. Оформление урока: фишки-баллы, академические шапочки для экскурсоводов, картина крымской художницы Л. Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени).
Ход урока
I.Опрос по домашнему заданию
II. Актуализация опорных знаний 1. Слово учителя — Внимание!
Интрига! (Загадка) Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица. Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны! /.../ Слова бывают разные — То дельные, то праздные.
То честные, правдивые, То ласково-фальшивые. Есть чистые, алмазные, А есть свинцово-грязные. /.../Поэт, тебе назначено Засеять душу зернами. Так сей же не иначе, Как чистейшими, отборными. Не злыми, не сварливыми, А добрыми, правдивыми. (За правильные ответы — баллы (фишки).
Чем больше баллов набирает ученик, тем выше уровень его знаний. В конце урока необходимо подвести итоги.) — Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное) (1 балл) — Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные) (2 балла) — Это сложные прилагательные.
(Вывесить на доске с пропуском орфограммы...) Мы к ним вернемся в течение урока. 2. объявление темы урока
III.Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала 1.
Слово учителя — Начертите таблицу. Сложные прилагательные состоят из двух ос нов, но пишутся по-разному.
Написание сложных прилагательных
Через дефис Слитно
1. Оттенки цветов: жемчужно-белый; ярко-синий; бледно-зеленый Образованные на основе словосочетания: Железнодорожный (от железная дорога); древнерусский (от Древняя Русь)
2. Образовано от существительных, которые пишутся через дефис: юго-восточный 3. Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и): русско-английский; горько-соленый; мясо-молочный
2. распределительный диктант-миниатюра
Задание Записать под таблицей слова по нужным колонкам.
Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.
3.
Слово учителя — Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис? — А когда слитно? — Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных. V. Закрепление материала 1. Экскурсия по музею Уч и т е л ь. Давайте пройдем по залам музея словесности.
Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни. — Кто считает, что разобрался в теме урока и будет экскурсоводом (2 чел. ). Задание двоим ученикам у доски Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни (максимум 3 балла). Задание остальным Записать в таблицы, разложенные на столах, данные слова, поясняя карандашом сверху написание.
Слова для карточек: северо-западный, иссиня-черный, светлолицый, лечебно-профилактический, двуязычный, кисло-молочный, десятиэтажный, садово-огородный, общественно-политический. Наука Искусство Здоровье политика Северо-западный (от сущ.) иссиня-черный (оттенки) лечебно-профилактический (и) двуязычный (от словосочет. ) светлолицый (от словосочет.) кисло-молочный (и) общественно-политический (искл.) Десятиэтажный (от словосочет.
) садово-огородный (и) 2. «Я — художник» У ч и т е л ь. Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки. Посмотрите на картину крымской художницы Л.
Исаевой и на фото «Осенний Крым». Какое разнообразие красок! Представим себя на 2 минутки художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3—4 слова). 3. проблемный вопрос (3 балла) — Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский? — Запишите эти пары слов: слитно, дефис.
4. Словарная работа Записать и запомнить написание слов (словарные слова): общественно-политический, общественно полезный.
5. Контроль Словесная живопись — А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, Точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но Из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить. Задание Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное, сохраняя нумерацию. (Работа на 5 минут. ) ТЕКСТ Вот мы прошли...1. (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На ...2. (янтарно-желтом) фоне листвы выделяются.. .3. (темно-красные) пятна осин. С...4. (северо-западной) стороны деревьев виднеется...5. (тускло-зеленый) мох. От дерева к дереву протянуты тонкие... 6. (серебристо-жемчужные) нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще...7. (кисло-горькие). Проверка задания — чтение отредактированного текста (3 балла) У ч и т е л ь. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт. VI.
Итог урока 1. Беседа — Какие цели перед нами стояли в начале урока?
— Мы их достигли? — Как пишутся сложные прилагательные? (2 балла) — Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так? (2 балла) 2.
оценивание — Встаньте, пожалуйста, те, кто набрал 5 баллов или больше за урок? Это высокий уровень. — Кто набрал 2—3 балла за урок? Это достаточный уровень. — Кто набрал 1 балл? Это средний уровень — Остальным нужно быть внимательнее и активнее в следующий раз.
3. «психологическое поглаживание» — Большое спасибо за урок.
Мне очень понравилось с вами работать.
VII. Домашнее задание Теория по учебнику. Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной. Повторить написание слов с пол - , полу-.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что это? Инфузория-туфелька простое сложное
Сложный – это…….
Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов Инфузории не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клеткой .
Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка.
Сложение Мух а + о + лов ить+ к а Мух о лов к а, мор е плава тель, шест и класс ник, сух о фрукт . Сорт зал
Зоомагазин, инфузория-туфелька,лесоруб,сбербанк,юго-восток , полстакана, биология, диван-кровать,птицефабрика , Санкт-Петнрбург , пол-лимона, пол-огурца, Карьер-Известняк .
пол- пол- Европы пол- а рбуза пол- л инейки пол ч аса
Задание №1 « Пишу и объясняю» (групповая работа)
Распределите слова на две колонки Слитное написание Дефисное написание
( Земле)трясение, ( Гос )дума, (микро)мир,( снего ) пад , (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,( юго ) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
Распределите слова на две колонки Слитное написание Земл е трясение, Госдума, микромир, снег о пад, фотовыставка, полведра, велогонка Дефисное написание Жар-птица, юго-восток, пол-листа, пол-Англии, пол-яблока, шкаф-купе.
Домашнее задание Составьте словарный диктант из 10 слов. Все слова должны быть именами существительными сложными. * Составить словосочетания или простые предложения с данными словами.
Предварительный просмотр:
Русский язык. 10 класс.
Тема: «Слитные, раздельные и дефисные написания».
Цели урока:
- развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
- обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;
- развитие умения работать в группе, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.
Оборудование: карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточка-ключ для самопроверки, таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание слов», карточки для самостоятельной дифференцированной работы.
Ход урока:
- Пояснение и запись темы, связь с предыдущим уроком, постановка задач урока (2 минуты).
- Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в 5-9 классах). Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 3 минуты. 1 ученик выполняет задание на доске. Таблица приготовлена на доске.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
Имя существительное | Имя прилагательное | Наречие | Местоимение | Предлог |
После выполнения задания каждый ученик получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки:
Имя существительное | Имя прилагательное | Наречие | Местоимение | Предлог |
чудо-машина | свежемороженый | мало-помалу | Кое-что | Из-за |
полдома | южноафриканский | по-моему | Кто-либо | в одиночку |
стереозвук | трехведерный | по-братски | Несмотря на | |
пол-России | юго-западный | набело | В течение | |
пол-автобуса | железнодорожный | без умолку |
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (5 минут).
- Работая в группах, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 0,5 балла (2 + 3 =5 минут).
- Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается каждому ученику в процессе урока).
Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:
- Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?
- Как определить написание сложного прилагательного?
- Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?
- Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?
- Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.
- Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Байкал, вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.
За каждый правильный ответ прибавляйте к своей предыдущей оценке 0,5 балла.
Часть речи | Слитно | Раздельно | Через дефис |
Имя существительное |
|
|
|
Имя прилагательное |
|
|
|
Часть речи | Слитно | Раздельно | Через дефис |
Наречие |
|
|
|
Местоимение |
|
|
|
Предлог |
|
|
|
(8 минут).
- Закрепление знаний. Объяснительный диктант. Под диктовку учеником на доске записываются словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы:
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).
За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.
Используя некоторые из этих словосочетаний, составьте и запишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Например: В продолжение недели известный ученый читал научно-популярный журнал, который был посвящен историко-литературному процессу в России, и еле-еле справился с одной из статей, написанной явно безграмотным человеком.
За это задание ученик может получить от 0,5 до 2 баллов.
(4+4=8 минут).
- Контроль и самоконтроль. Проверьте себя, выполняя самостоятельную работу, проверяющую уровень орфографического навыка. Задания дифференцированные: каждый ученик получает карточку с текстом, в котором допущены ошибки. Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые. Индивидуальная помощь слабым учащимся. Карточка сдается учителю. На выполнение работы - 7 минут.
Вариант 1.
Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что Чацкий сошел с ума: слишком уж он не вписывается в их круг, в их размеренную жизнь. В речи героев Достоевского, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих.
Вариант 2.
В комедии Грибоедова в отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Одинцова, с ее грациозно0величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной аристократкой.
Вариант 3.
Необыкновенная композиция «Слова о полку Игореве», удивительные сравнения, своеобразный певучий язык свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Каждый человек видит правду, жизненный идеал по-своему, согласно своему характеру, моральным устоям, обстановке, в которой он живет.
Вариант 4.
Достоевский описывает комнату Сони, подчеркивая мерзость запустения: комод стоит как бы на грани небытия вблизи от ужасного острого угла, убегающего куда-то вглубь. Одним из самых сложных, неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра Первого.
Вариант 1.
Ваша задача - найти и исправить ошибки. В предложениях 7 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Ни кто понастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от окружающих.
Вариант 2.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.
Вариант 3.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
Не обыкновенная композиция «Слово о полку игореве» удивительные сравнения своеобразный певучий язык сведетельствуют о том что автор был литературно-одаренным человеком. Каждый человек видет правду жизненый идеал посвоему согласно своего характера, моральных устоев, обстановки, которой он живет.
Вариант 4.
Достоевский описывает комнату Сони потчеркивая мерзость запустения комод стоит как-бы на грани не бытия в близи от ужасного острого угла убегающим кудато вглубь. Одним из самых сложных не однозначных образов в произведениях Пушкина посвещенные историко психологической теме, является образ Петра первого.
- Итоги урока. Беседа. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставите себе оценку. Шкала оценивания своей работы:
- баллов – «5», 6-7 баллов – «4», 4-5 баллов – «3».
Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.
Общие итоги урока, качественная характеристика работы каждого, оценки за урок (3 минуты).
- Домашнее задание: подберите и запишите по 5 слов на все те случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов, которые вызывают у вас затруднения. Графически обоснуйте выбор написания
- 2 минуты).
На следующем уроке проверка домашнего задания может осуществляться как в виде взаимопроверки, так и в виде урока-семинара, на котором каждый в течение 3-5 минут выступает в роли учителя, предлагая подобранные им примеры классу и комментируя их.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слитно Сложные сущ-е с соединительными гласными о-е (о- после твердых согласных; е- после мягких согласных) Земл е трясение, сен о кос, сам о лет В словах: агр и культура, газ и фикация, класс и фикация, центр и фуга, электр и фикация пишется буква и.
Слитно Слова, с первой частью, стоящей в И.п. Солнце стояние, время препровождение С первой частью – именем числительным в Р.п. Шести дневка, семи гранник С первой частью – глаголом , оканчивающимся на и. Сорви голова, верти хвостка Исключение, перекати-поле
Слитно Слова со второй частью град, город, абад, акан. Волго град, Аб акан, Джалил абад Сложносокращенные слова и аббревиатуры: замминистра, завуч, завхоз, МГУ. Сложные сущ-е, с иноязычными элементами: Авто – авто сервис; Аэро – аэро клуб Агро - агро техника
Авиа – авиа билет; Био – био поле; Гидро – гидро массаж; Метео – метео центр; Радио – радио спектакль; Теле – теле передача; Зоо – зоо парк; Кино – кино театр; Мото – мото спорт; Стерео – стерео система; Фото – фото съемка Электоро - электро чайник
ЧЕРЕЗ ДЕФИС Сложные сущ-е, являющиеся научными, техническими, общественно-политическими, экономическими терминами. Гамма-лучи, вакуум-насос- искл.- бетачастица Сложные сущ-е, обозначающие наименование специальностей, должностей, званий. Член-корреспондент, инженер-строитель, социал-демократ
Через дефис Сложные сущ-е, обозначающие географические названия, состоящие из двух сущ-х или сущ-го с прил-м: Орехово-Борисово, Гусь-Хрустальный. Но: Ясная Поляна, Нижний Новгород ( прилагательное перед сущ-м). Сложные сущ-е, образованные от двух самостоятельных слов: кафе-мороженое, дом-музей Сложные сущ-е,, обозначающие промежуточные части света: Юго-восток, северо-запад
Через дефис Сложные сущ-е с иноязычными элементами: Вице – вице- президент; Лейб – лейб- медик; Обер – обер- офицер; Статс – статс -секретарь Унтер, - штаб, -штабс, -экс, -пресс и др.
Через дефис Сложные сущ-е, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги: Ростов- на- Дону, иван- да- марья (цветок) Комсомольск -на- Амуре. Составные русские и иноязычные фамилии: Салтыков-Щедрин, Жолио-Кюри; Мамин-Сибиряк Сложные сущ-е, первой частью которых является оценочное слово: горе- помощник; чудо- гриб, бой- баба…
Через дефис Иноязычные имена собственные, образованные с помощью элементов: ЛЕ, -ЛА, -ЛОС,- САН, - СЕНТ, -бей, паша, заде… Лос- Анджелес, Осман-паша. Если пропущена вторая часть слова: На него были направлены кино-, теле- и фотокамеры.
Правописание существительных с ПОЛ Через дефис Слитно 1) Перед – л: пол- л иста 2) Перед гласной пол-а рбуза 3) Перед именем собственным – пол-М осквы, пол-Р оссии Во всех остальных случаях: Полжизни, полчаса Раздельно: пол вишневого сада, пол соленого огурца. Слова с полу всегда пишутся слитно: полушубок; полугодие.
Презентация составлена по материалам учебника Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина. 10-11 классы. А также справочника по орфографии под редакцией Д.Э.Розенталя. .
Предварительный просмотр:
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
Ваша задача - найти и исправить ошибки. В предложениях 7 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Ни кто понастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от окружающих.
Вариант 2.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.
Вариант 3.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
Не обыкновенная композиция «Слово о полку игореве» удивительные сравнения своеобразный певучий язык сведетельствуют о том что автор был литературно-одаренным человеком. Каждый человек видет правду жизненый идеал посвоему согласно своего характера, моральных устоев, обстановки, которой он живет.
Вариант 4.
Достоевский описывает комнату Сони потчеркивая мерзость запустения комод стоит как-бы на грани не бытия в близи от ужасного острого угла убегающим кудато вглубь. Одним из самых сложных не однозначных образов в произведениях Пушкина посвещенные историко психологической теме, является образ Петра первого.
Вариант 1.
Ваша задача - найти и исправить ошибки. В предложениях 7 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Ни кто понастоящему не верит в это, но все единогласно решили что Чацкий сошел с ума слишком уж он не вписываеться в их круг в их размереную жизнь. В рече героев Достоевского всегда взволнованной не в значай проскальзывает то что они больше всего хотели бы скрыть, утоить от окружающих.
Вариант 2.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
В комедии Грибоедова вотличие от внесценических, второстепеные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущий роли в развитие конфликта. Одинцова, с ее грациозно величавой походкой, в празднично нарядном платье, выглядела истинной арестократкой.
Вариант 3.
Ваша задача - найти и исправить ошибки, в том числе грамматические и речевые.
Не обыкновенная композиция «Слово о полку игореве» удивительные сравнения своеобразный певучий язык сведетельствуют о том что автор был литературно-одаренным человеком. Каждый человек видет правду жизненый идеал посвоему согласно своего характера, моральных устоев, обстановки, которой он живет.
Вариант 4.
Достоевский описывает комнату Сони потчеркивая мерзость запустения комод стоит как-бы на грани не бытия в близи от ужасного острого угла убегающим кудато вглубь. Одним из самых сложных не однозначных образов в произведениях Пушкина посвещенные историко психологической теме, является образ Петра первого.
Предварительный просмотр:
Задание № 1
Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:
1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант - образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант - образованные от сложных существительных.
Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).
Задание № 1
Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:
1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант - образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант - образованные от сложных существительных.
Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).
Задание № 2
Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.
(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.
Задание № 2
Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.
(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.
Задание № 2
Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.
(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.
Задание № 3
Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.
Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.
Задание № 3
Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.
Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.
Задание № 3
Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.
Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Урок русского языка на тему: "Правописание сложных слов " 10класс
Тема урока: Правописание сложных слов. Цели: а)повторить основные случаи написания сложных слов, углубить знания по теме б) развивать речь учащихся, логическое мышление, а также умение работать с...
Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...
Презентация. Урок письма и развития речи в 8 классе.Тема. " Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах"
Урок-презентация...
Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС ОО "Правописание сложных имен существительных. Дефисное написание"
Комплексный урок-исследоване с целью формирования представления и соответствующего навыка дефисного написания имен существительных....