Конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме "Правописание НЕ с прилагательными"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Данная разработка -зачетная работа на курсах повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_prilagatelnymi.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ  ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

Практико – значимый проект

на  тему

« Урок русского языка с использованием ЭОР

по теме « Правописание НЕ с прилагательными»

Выполнил  слушатель курсов по программе

«Использование инновационных технологий

в преподавании русского языка в рамках ФГОС СОО»

учитель русского языка и литературы

Бухматова  Ольга  Николаевна

Руководитель

доцент кафедры русского зыка

Астафьева О.А.

Введение.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Применение ИКТ  на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках. Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся.

         По моему мнению ,учитель может эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников.

        ЭОР – это  учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей:  предоставление учебной информации   с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. К ним можно отнести энциклопедии и справочники, тематические коллекции и библиотеки, путеводители. Образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры, развивающие игры, выполненные в электронном виде.

 Для меня очевидно, что средства ИКТ (в том числе и ЭОР-ы) – это надежный помощник и эффективное средство преподавания русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка  может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.

А теперь мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего используются на своих уроках русского языка.

Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы,схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу. На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР,  и тесты, содержащиеся на дисках.  

В заключение хочу сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

План – конспект урока с использованием ЭОР

Правописание НЕ с прилагательными

ФИО

(полностью)

Бухматова Ольга Николаевна

Место работы

МОУ СОШ №4 г.Орехово-Зуево

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема и номер

урока в теме

Раздел «Имя прилагательное»

(Урок № 14)  

Тема «Правописание НЕ с

прилагательными»

(3-ий урок по этой теме)

Базовый учебник

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,

 Тростенцова Л.А.,

Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.

«Русский язык. 6 класс»

Москва, «Просвещение», 2007

  1. Цель  урока:
  • закрепить знания, полученные на предыдущем уроке;  
  • научить учащихся применять правило о правописании НЕ с    прилагательными

9. Задачи:

- обучающие

  • повторить правило написания НЕ с прилагательными;

          выработать навык правильного написания НЕ с прилагательными

-развивающие

  • развивать умение работать с разными источниками информации;

           развивать умения самостоятельного обучения

        -воспитательные

  • развивать сознательное отношение к своей речи в устной и письменной форме, речи окружающих;
  • сформировать ценностное отношение к образованию в целом и грамотной речи  в частности
  1. Тип урока: урок - практикум
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: медиапроектор, компьютер  с подключением к Интернету
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организацион

ный  момент.

Объявление темы урока.

Формулирование целей занятия.

2 мин

 2.

Взаимопро –

верка

домашнего

задания

Учащиеся

проверяют друг у друга домашнюю

работу,

оценивают её

5 мин

3.

Повторение пройденного

материала

1

Фронтальный опрос:

1)Что такое имя прилагательное?

2)Какое правило мы изучали на прошлом

уроке?

3) Расскажите, когда НЕ

с прилагательными

пишется слитно?

4)Когда   НЕ с

прилагательными

пишется раздельно?

Приведите свои

примеры.

Демонстрация интерактивной таблицы

Учащиеся отвечают на поставленные

вопросы,

используя

интерактивную таблицу.

5 мин

4.

Закрепление пройденного материала

Орфографическая диктовка

Совсем не веселое настроение, неизвестная величина, ничуть не легкая ноша,

неразлучные друзья,

очень небольшая поляна, ненастный день, о незлобивом человеке, незамысловатый сюжет рассказа; неширокая, но красивая речонка;

не широкая, а узкая тропинка.

Учащиеся записывают словосочетания,

объясняют написание НЕ  с прилагатель-

ными

7

мин

5.

Распредели-тельный

диктант

2.

Демонстрация слайда.

Учащиеся распределяют прилагательные  с НЕ  в 3 колонки

5 мин

6.

Тренировочное задание

3.

Тьютерская помощь.

Коррекционная работа с учащимися.

 Устная работа с

электронными ресурсами

5 мин

7.

Работа с электронным

модулем

4.

Демонстрация слайдов

Устная работа с электронными ресурсами

5

мин

8.

Творческое

задание

5.

Демонстрация анимации,

коррекционная помощь

учащимся

Самостоятель-

ная

работа с текстом

7

мин

9.

Тест

6.

Демонстрация  теста.

Контроль  за учащимися

Выполняют тест

10

мин

10

Домашнее задание

Учитель объясняет выполнение домашнего задания

Учащиеся записывают домашнее задание

2

мин

Приложение к плану-конспекту урока

    Правописание НЕ  с прилагательными

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

School-collection

Таблица «Не с прилагательными»

№140159

мультимедиа

Интерактивная таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/E647C576-B164-4981-9442-9375F658E9B2/view/?path=%5bS-RUS_5-6-1_03%5d_%5bIA_06-AT%5d.swf

2.

Fcior.edu.ru

Практический

Интерактивный

текст

http://fcior.edu.ru/card/15549/pravopisanie-ne-s-prilagatelnymi.html

Ресурс №2

3.

Fcior.edu.ru

Практичес

кий

Интерактивный

текст

http://fcior.edu.ru/card/15549/pravopisanie-ne-s-prilagatelnymi.html

Ресурс №3

4.

Fcior.edu.ru

Практичес

кий

Интерактивный

текст

http://fcior.edu.ru/card/23614/pravopisanie-ne-s-prilagatelnymi.html

Ресурсы №2,4

5.

Fcior.edu.ru

Практичес

кий

Анимация

http://fcior.edu.ru/card/23701/pravopisanie-ne-s-prilagatelnymi.html

Ресурс №4

6.

Тест 10.1

«НЕ с прилагательными» № 141041

Контроль

ный

Интерактивный

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/adf94db9-1356-4a37-b005-b2b1016477ad/index_listing.html

Список литературы:

1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя.

-М: Просвещение,2005

2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.

Книга для учащихся 5-7 классов. - М:  Просвещение,2001

3.Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы ( составитель

Крамаренко Н.О.) Волгоград, издательство « Братья Гринины», 2006

Использованные ресурсы:

1.     http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе с использованием дистанционных технологий по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными" .В рамках данного урока решаются следующие це...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".

Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»

Тема: «Словообразование имён прилагательных»Класс: 6Цель: учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные ...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...