Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
методическая разработка по русскому языку по теме
Урок русского языка в 8-м классе
специальной (коррекционной) школы VIIIвида
«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.yaz_._s_z.d._tehnologii.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает мне сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.
А использование на моих уроках здоровьесберегающих технологий – это сохранение и укрепление здоровья учащихся, залог успешного обучения в образовательном процессе. Поэтому перед собой я ставлю следующие задачи:
- Создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни.
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся на уроках русского языка и чтения.
- Обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов, способствующее повышению успеваемости учащихся.
Класс: 8 «В»
Количество учащихся: 10 человек
Диагноз учеников: легкая умственная отсталость
Цель урока: -развивать умение распознавать глаголы; определять спряжение глаголов.
Задачи:
- Образовательная: учить детей правильно определять спряжение глагола; правильно ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме.
- Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
- Коррекционная: коррекция внимания, мышления, памяти.
- Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; прививать любовь к предмету.
- Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Здоровьесберегающий аспект:
-работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Оборудование:
Индивидуальные таблицы-опоры по теме «Глагол», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цветов Гёте, музыка «Звуки природы», цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий).
Ход урока:
- Организационная часть
В начале урока выполняются упражнения:
-«Растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма.
-«Перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
-«Цветовое воздействие» - активизация психических, физических процессов.
- Созерцание круга цветов Гёте. (Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.)
От жёлтого к зеленому
Потом наоборот
Ты на зеленый с желтого
переводи свой взгляд.
Учитель:
-Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!
II. Словарно-орфографическая работа.
Посмотреть на красный круг
Учитель:
1) Догадайтесь, о чем идет речь, запишите отгаданное слово.
-Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь).
Запись на доске:
Желать — хотеть.
-Как называются данные слова? (синонимы — слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие)
— Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь).
Учитель:
-К слову «сверкать» подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть).
-Придумайте словосочетание или предложение со словом «гореть» в разных значениях.
2) Знакомство с новым словом.
Посмотреть на желтый круг.
Разноуровневые задания по группам:
а) Отгадайте загадку. (1-й уровень)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)
б) Найдите новое словарное слово в пословицах. (2-й уровень)
Без газеты, как без головы.
Газеты читаю - потому все знаю.
Учитель:
— Что мы называем газетой? (ответы детей, а затем учитель дает правильное объяснение).
- Газета — периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.
Перед чистописанием провожу гимнастику для глаз.
Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий, предложенных профессором В.Ф. Базарным. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке».
в) Запись слова (разные приёмы) — каллиграфия — пишут в воздухе, на ладони.
III. Актуализация знаний
Учитель:
— Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
— Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы ? Что они обозначают?
- Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?
— Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?
Посмотреть на красный круг.
Задание «повышенной трудности»
а) Поставить глагол в неопределенную форму.
Найди ошибку:
Сверкала — сверкнуть
Сверкала — сверкать
б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)
IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач
Учитель:
— Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего времени.
— Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача — что значит спрягать глагол?
Желтый круг
V. Работа над новым материалом
Учитель:
— Глагол в русском языке дружит с местоимением.
— Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)
-Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов.
Нести, говорить ( настоящее время).
-Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?
(Коллективная работа у доски.)
Я несу Мы несём Я говорю Мы говорим
Ты несёшь Вы несёте Ты говоришь Вы говорите
Он несёт Они несут Он говорит Они говорят
Вывод:
- Как изменяли глагол? Какая часть изменялась?
— Мы изменяли глагол, т.е. спрягали.
— Что такое спряжение?
Перед заучиванием правила, чтобы снять с детей возбуждение, повышенную раздражительность, вспыльчивость, предлагаю ученикам выполнить комплекс успокаивающих дыхательных упражнений. Гимнастика проводится по следующей схеме:
Упражнение 1:
• вдох (спокойный, полный, глубокий);
• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).
Упражнение 2:
- сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха;
- задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.
Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Я уделяю особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подхожу к каждому из них.
Работа над правилом.
Учащиеся читают правило, которое написано на доске, заучивают его в парах.
Посмотреть на зелёный круг.
VI. Физкультминутка проходит под музыку «Звуки природы».
Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки .
– Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию?
– На самолете!
– Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета и встают.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны еще теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!
Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно.
VII. Самостоятельная работа.
Желтый круг.
Дети спрягают глаголы в будущем времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделяют окончания при спряжении.
Глаголы написаны на доске:
Решить Взять Спеть
(Слабые учащиеся выполняют задание с помощью учителя)
После выполнения задания проводится взаимопроверка, ставятся оценки.
VIII. Проводится игра «Словесный волейбол».
Использование игры не только позволяет развивать общеучебные умения и психические свойства учащихся – память, внимание, восприятие различной информации,но и помогает создавать благоприятный психологический климат на уроке, объединяет коллектив учащихся, устанавливает эмоциональные контакты. Эта игра может выполнять как здоровьеохранные, так и здоровьекоррекционные функции.
Суть игры заключается в том, что учитель , кидая мяч, называет слово, например глагол «бежит». Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящее по смыслу местоимение, например «он» и определяет спряжение глагола. Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.
Зеленый круг
IX. Распознавание глаголов неопределенной формы.
Текст стихотворения написан на доске:
«Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть».
Детям предлагается выписать из текста глаголы неопределенной формы (один учащийся работает у доски, остальные самостоятельно).
После этого детям предлагается ответить на вопрос учителя:
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
После задания я провожу «оживлялки». Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:
Упражнение 1:
• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
• щеки – вверх – вниз (10 раз);
Упражнение 2:
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
X. Закрепление нового материала.
Желтый круг
Самостоятельная работа. Дифференцированные задания по группам трех уровней сложности.
1 уровень: Карточка № 1
лётчик – будильник –
отдых – деление –
От данных существительных образовать глаголы в настоящем времени и определить спряжение.
2 уровень: Карточка № 2
грызун – грызёт дружба – дружит
подкова – подковывает постель – постелит
Найти глаголы, определить спряжение.
3 уровень: Карточка № 3
Светит , чистят, бегут, размышляют, думает.
Пользуясь таблицей-памяткой «Глагол как часть речи» определить спряжение глаголов.
XI. Итог
Учитель:
- Какую тему мы сегодня проходили на уроке?
- Что нового узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
XII. Релаксация
На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:
- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».
Дальний лес стоит стеной.
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова
После того, как прочитано стихотворение, по сигналу дети открывают глаза.
Самооценка
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Учитель:
- На этом урок наш закончен. Спасибо за урок!
Самоанализ урока
Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровьесбережения, т.е. создание здоровьесберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный.
При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций «Словесный волейбол», «Отгадай загадку» способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При закреплении предлагались задания по выбору, для «слабых» учащихся — карточки-опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.
На уроке реализованы следующие принципы:
-принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития — задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для «слабых») ;
-принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников);
-принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков) ;
-принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).
Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.
Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.
На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия. Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору. Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.
Проведена физкультминутка, связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность.
Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя»). «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Русский язык. Коррекционно-развивающее задания и упражнения. – Е.П.Плешаков.
- «Деятельностный метод обучения» - И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина.
- Коррекция письма на уроках – Л.В.Зубарева.
- Русский язык. «Иновационные подходы» - И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
- Festival.1 september.ru (интернет-источники).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок по русскому языку в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Кто хочет стать знатоком"
Обобщение материала по теме «Имя существительное». ...
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Материал состоит из Положения о проведении предметной олимпиады по русскому языку и заданий для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью проведения предметной олимпиады явл...
Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Задания для проведения предметной олимпиады по русскому языку разработаны в соответствии с требованиями типовой учебной программы по русскому языку для учащихся 9 класса специальных (коррек...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Данная программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов ...
«Использование игровых технологий как путь активизации познавательной деятельности на уроках русского языка обучающихся по индивидуальной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Развитие и совершенствование познавательного процесса на основе развития у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения,связной устной и письменной речи посредством игр...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Развитие и совершенствование познавательного процесса внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта речи, внимания, памяти, мышления....