ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ.
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Цели:
- образовательная: познакомить детей с правилом, формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
- развивающая:развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память и мышление учащихся;
- воспитательная:воспитать интерес к предмету, чувство ответственности за полученные знания, интерес к личности Гагарина.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Методы:словесный, наглядный, поисковый.
Оборудование: компьютер.
Технология: личностно-ориентированное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok-neproiznosimye_soglasnye.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Приготовила:
Макушева Е.Г.
уч. рус.яз. и лит-ры,
высшее образование,
стаж – 7 лет, 2 кат-ия
Карамырзинская СШ
2008-2009 уч. год.
Цели:
- образовательная: познакомить детей с правилом, формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
- развивающая: развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память и мышление учащихся;
- воспитательная: воспитать интерес к предмету, чувство ответственности за полученные знания, интерес к личности Гагарина.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, поисковый.
Оборудование: компьютер.
Технология: личностно-ориентированное обучение.
Ход урока.
- Орг. Момент.
Приветствие.
Объявление темы и цели. Мотивация.
Психологический настрой.
Оформление тетрадей.
- Введение в тему. Беседа о непроизносимых согласных.
- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».
Иногда согласные играют с нами в прятки:
Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.
- Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук т в слове лестница. Скрываются и другие звуки: л в слове солнце, д в слове поздно и др.
- А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.
Чтобы узнать, есть ли в словах непроизносимые согласные,
надо к ним подобрать однокоренные слова.
2. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными.
1. Чтобы лучше познакомиться со словами с непроизносимыми согласными, давайте совершим путешествие.
Представьте себе, что вы сидите не за партами, а в вагоне поезда, стучат колёса и мы поём песенку:
Мы едем-едем-едем
В далекие края…
С. Михалков
- А вот и первая станция. Она называется Солнечная. Здесь нас ждёт загадка:
В синей чаще алый мяч,
Он и светел, и горяч.
(Солнце)
- Запишите отгадку. Какой звук не произносится? (Л)
- Подберите к слову однокоренные слова, где звук Л хорошо слышится:
Солнце – солнышко
- А так как корень в однокоренных словах должен писаться одинаково, слово
солнце пишем с буквой «Л».
- Запишем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
- Почему слово прелестный пишется с буквой «т»?
- Потому что однокоренное слово прелесть пишется с буквой «т».
- А почему в слове чудесный мы не поставили «т»?
- Однокоренное слово чудеса пишется без буквы «т». А корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
- – Покидая станцию, прочитаем «солнечное» стихотворение:
С неба смотрит солнце миллионы лет.
Льёт на землю солнце и тепло, и свет.
Но посветит солнце –
И уходит прочь, а живое сердце
Греет день и ночь.
Значит сердце лучше солнца самого,
Никакие тучи не заметят его!
- Какое ещё слово здесь с непроизносимой согласной?
- СЕРДЦЕ. Однокоренное слово – сердечко.
Запишите слова:
Сердце – сердечко.
- Попробуйте написать по памяти любые запомнившиеся вам четыре строчки из этого стихотворения.
- Работа над предложением. Упражнение в написании слов
с непроизносимыми согласными.
- Едем дальше.
Станция ЗНАМЕНИТАЯ.
- Здесь нас ждёт задание:
- Составьте два предложения с подлежащими Гагарин и космонавт.
Используйте следующие слова:
Совершить, полёт, звёз…ный, извес…ный, видеть, прекра…ная, земля, из, космос.
(Гагарин совершил звёздный полёт. Из космоса известный космонавт видел прекрасную землю).
- Предложения запишите. Непроизносимые согласные подчеркните. Устно подберите проверочные однокоренные слова.
- А что ещё видел Гагарин из иллюминатора ракеты?
- Отгадайте загадку:
Раскинут ковёр,
Рассыпан горох.
Ни ковра не поднять,
Ни гороха собрать.
(Звёздное небо)
- Запишите слово звёздное. От какого слова оно образовано? (Звезда)
Выделите корень в словах, букву «д» подчеркните.
Звёздное – звезда.
- Выпишите однокоренные слова.
Выборочная работа.
- И опять стучат колёса. А впереди нас ждёт новая станция – Радостная.
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
К. Чуковский.
- Прочитайте текст на доске. В нём рассказывается о людях, живущих на этой станции.
Местные люди всегда радостны и приветливы. Они счастливы, что живут в таком прекрасном месте. Счастье и радость просто переполняют их.
- Впишите однокоренные слова парами. Которое из них проверочное?
Местные – месте.
Радостны – радость.
Счастливы – счастье.
- На какую орфограмму слова первого столбика?
- Почему слово прекрасный без «т»?
(Однокоренное слово «краса» без «т»)
- Ребята, так как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?
(Надо подобрать однокоренные слова)
- Словарная работа.
- Но есть слова с непроизносимой согласной,
написание, которых нельзя проверить их надо запомнить.
На доске - цветок.
На обратной стороне лепестков - словарные слова.
Учитель задаёт вопрос; если дети отвечают правильно, лепесток снимается, слово записывается, непроизносимая согласная подчёркивается.
- Как называется ряд ступенек, идущих вверх?
Лестница
- Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то.
Участвовать
- Назови пропущенное слово: «…, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?..» (А.С. Пушкин)
Здравствуй
- Закончи предложение: Новый год – весёлый …
Праздник
- Скажи одним словом, что такое любовь?
Чувство
- Итог урока.
- Чему научились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными звуками).
- Как проверять слова с непроизносимыми согласными?
- Какие непроизносимые согласные запомнили? (Т, д, л, в).
- Домашнее задание.
Образуйте имена прилагательные от слов:
вирус, жалость, интерес, доблесть, ярость.
9. Выставление оценок за урок.
Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диктант по теме "Правописание непроизносимых согласных".
Текст можно использовать в качестве проверочной работы после изучения темы....
Правописание слов с удвоенными согласными в корне
Правописание удвоенных согласных в корне слова (словарные слова). Правила переноса. Для учащихся 2-4 классов...
План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Урок письма (5 класс, коррекционно-развивающее обучение)Цели: дать представление о сомнительных и непроизносимых согласных в корне слова; уметь применять соответствующее правило....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные"....
Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса на тему: "Слова с непроизносимые согласными" с использованием технологии критического мышления
Конспект урока по русскому языку с иапользованием технологии критического мышления...