ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ.
материал по русскому языку (5 класс) по теме

 

Цели:

  • образовательная: познакомить детей с правилом, формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
  • развивающая:развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память и мышление учащихся;
  • воспитательная:воспитать интерес к предмету, чувство ответственности за полученные знания, интерес к личности Гагарина.

 

Тип урока:урок усвоения новых знаний.

 

Методы:словесный, наглядный, поисковый.

 

Оборудование: компьютер.

 

Технология: личностно-ориентированное обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok-neproiznosimye_soglasnye.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Приготовила:

                                                        Макушева Е.Г.

                                                          уч. рус.яз. и лит-ры,

                                                           высшее образование,

                                                       стаж – 7 лет, 2 кат-ия

Карамырзинская СШ

2008-2009 уч. год.

Цели: 

  1. образовательная: познакомить детей с правилом, формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
  2. развивающая: развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память и мышление учащихся;
  3. воспитательная: воспитать интерес к предмету, чувство ответственности за полученные знания, интерес к личности Гагарина.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Оборудование: компьютер.

Технология: личностно-ориентированное обучение.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Приветствие.

Объявление темы и цели. Мотивация.

Психологический настрой.

Оформление тетрадей.

  1. Введение в тему. Беседа о непроизносимых согласных.

- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».

Иногда согласные играют с нами в прятки:

Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.

- Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, как, например, звук   т   в слове лестница.  Скрываются и другие звуки:  л в слове солнце,  д   в слове поздно и др.

- А почему всё-таки исчезают отдельные звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы, и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя.

Чтобы узнать, есть ли в словах непроизносимые согласные,

надо к ним подобрать однокоренные слова.

2. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными.

1.   Чтобы лучше познакомиться со словами с непроизносимыми согласными, давайте совершим путешествие.

Представьте себе, что вы сидите не за партами, а в вагоне поезда, стучат колёса и мы поём песенку:

Мы едем-едем-едем

В далекие края…

С. Михалков

        - А вот и первая станция. Она называется Солнечная. Здесь нас ждёт загадка:

В синей чаще алый мяч,

Он и светел, и горяч.

(Солнце)

        - Запишите отгадку. Какой звук не произносится?  (Л)

- Подберите к слову однокоренные слова, где звук Л хорошо слышится:

    Солнце – солнышко

        - А так как корень в однокоренных словах должен писаться одинаково, слово        

      солнце пишем с буквой «Л».

  1. Запишем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…

- Почему слово прелестный пишется с буквой «т»?

- Потому что однокоренное слово прелесть пишется с буквой «т».

- А почему в слове чудесный мы не поставили «т»?

- Однокоренное слово чудеса пишется без буквы «т». А корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

  1. – Покидая станцию, прочитаем «солнечное» стихотворение:

С неба смотрит солнце миллионы лет.

Льёт на землю солнце и тепло, и свет.

Но посветит солнце –

И уходит прочь, а живое сердце

Греет день и ночь.

Значит сердце лучше солнца самого,

Никакие тучи не заметят его!

- Какое ещё слово здесь с непроизносимой согласной?

- СЕРДЦЕ. Однокоренное слово – сердечко.

Запишите слова:

        Сердце – сердечко.

        -         Попробуйте написать по памяти любые запомнившиеся вам четыре строчки из этого стихотворения.

  1. Работа над предложением. Упражнение в написании слов

     с непроизносимыми согласными.

- Едем дальше.

Станция ЗНАМЕНИТАЯ.

- Здесь нас ждёт задание:

        -         Составьте два предложения с подлежащими Гагарин и космонавт.

Используйте следующие слова:

Совершить, полёт, звёз…ный, извес…ный, видеть, прекра…ная, земля, из, космос.

(Гагарин совершил звёздный полёт. Из космоса известный космонавт видел прекрасную землю).

        - Предложения запишите. Непроизносимые согласные подчеркните. Устно подберите проверочные однокоренные  слова.

        - А что ещё видел Гагарин из иллюминатора ракеты?

        - Отгадайте загадку:

Раскинут ковёр,

Рассыпан горох.

         Ни ковра не поднять,

      Ни гороха собрать.

(Звёздное небо)

        - Запишите слово звёздное. От какого слова оно образовано? (Звезда)

Выделите корень в словах, букву «д» подчеркните.

Звёздное – звезда.

  1. Выпишите однокоренные слова.

Выборочная работа.

        - И опять стучат колёса. А впереди нас ждёт новая станция – Радостная.

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский.

        - Прочитайте текст на доске. В нём рассказывается о людях, живущих на этой станции.

        Местные люди всегда радостны и приветливы. Они счастливы, что живут в таком прекрасном месте. Счастье и радость просто переполняют их.

- Впишите однокоренные слова парами. Которое из них проверочное?

Местные – месте.

Радостны – радость.

Счастливы – счастье.

        - На какую орфограмму слова первого столбика?

        - Почему слово прекрасный без «т»?

(Однокоренное слово «краса» без «т»)

- Ребята, так как же узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?

(Надо подобрать однокоренные слова)

  1. Словарная работа.

 - Но есть слова с непроизносимой согласной,

   написание, которых нельзя проверить их надо запомнить.

На доске -  цветок.

На обратной стороне лепестков - словарные слова.

Учитель задаёт вопрос; если дети отвечают правильно, лепесток снимается, слово записывается, непроизносимая согласная подчёркивается.

- Как называется ряд ступенек, идущих вверх?

Лестница

- Замени одним словом: принимать активное участие в чём-то.

Участвовать

  - Назови пропущенное слово:  «…, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?..» (А.С. Пушкин)

Здравствуй

       - Закончи предложение: Новый год – весёлый …

Праздник

    - Скажи одним словом, что такое любовь?

Чувство

  1. Итог урока.

- Чему научились на уроке? (Проверять слова с непроизносимыми согласными звуками).

- Как проверять слова с непроизносимыми согласными?

- Какие непроизносимые согласные запомнили? (Т, д, л, в).

  1. Домашнее задание.

Образуйте имена прилагательные от слов:

вирус, жалость, интерес, доблесть, ярость.

   

     9. Выставление оценок за урок.

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктант по теме "Правописание непроизносимых согласных".

Текст можно использовать в качестве проверочной работы после изучения темы....

Правописание слов с удвоенными согласными в корне

Правописание удвоенных согласных в корне слова (словарные слова). Правила переноса. Для учащихся 2-4 классов...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному...

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Урок письма (5 класс, коррекционно-развивающее обучение)Цели: дать представление о сомнительных и непроизносимых  согласных в корне слова; уметь применять соответствующее правило....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные"....