Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса на тему: "Слова с непроизносимые согласными" с использованием технологии критического мышления
план-конспект урока (5 класс)
Конспект урока по русскому языку с иапользованием технологии критического мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 5 специально (коррекционном) классе VIII вида с использованием технологии развития критического мышления.
Тема: Слова с непроизносимыми согласными (урок изучения нового материала)
Задачи:
1.Обучающие: выяснить, какие согласные, считаются непроизносимыми; создать условия для развития у учащихся умения распознавать в корне непроизносимые согласные; научить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.
2.Коррекционно-развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь.
3.Воспитывающие: воспитывать уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование: учебник русского языка (авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская); опорные таблицы; индивидуальные карточки с заданиями-упражнениями, кластером.
Ход урока.
I.Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята, пожалуйста проверьте свою готовность к уроку русского языка и присаживайтесь.
- Прочитайте предложение на доске: «Ужасно интересно все то, что неизвестно»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и самостоятельно сделать маленькое открытие.
II. Актуализация опорных знаний.
(На доске записаны слова)
- Прочитайте слова
нора -
зуб -
солнце –
- Пожалуйста, ребята, рядом с каждым словом, запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слова. Подчеркните те слова, которые являются проверочными.
Проверка самостоятельной работы учащихся.
- Какие орфограммы в корне слов вам встретились?
1.(безударная гласная в корне)
2. (парная согласная в конце слова, в слабой позиции)
- Как проверили их?
1.(поставили под ударение –норы)
2. (поставили в форму множественного числа –зубы)
- А что скажите про третье слово?
III. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
Произнесите это слово (солнце) как «говорим»
- Что обнаружили? ( не произносится, исчезает согласный звук)
- Как вы думаете, как называются согласные, которые не произносятся, исчезают? (исчезающие, непроизносимые)
- Так какая сегодня тема урока?
(дети называют тему урока) - «Слова с непроизносимыми согласными» (записать в кластер)
- Как вы думаете, любой согласный может считаться непроизносимым?
Приём « Корзина идей» (работа в парах)
- Обсудите со своим соседом и постарайтесь понять всё о непроизносимых согласных, вашу информацию записывайте в схему-таблицу и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута)
- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
«Сброс идей в корзину».
Учитель фиксирует реплики на доске. (Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими )
Примерные идеи:
Не произносятся согласные Т,Д,Л
Непроизносимые согласные не произносятся, но пишутся
Их надо проверять - Подбирать однокоренные слова и форму множественного числа
Местонахождение непроизносимых согласных - Пишутся в корне
На протяжении урока вы будете вносить свои дополнения и изменения в кластер, который находится у вас на партах.
IV. Стадия осмысления.
- Сейчас мы с вами станем исследователями.
- Исследуем: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится?
(Вопрос, задание на доске)
Свистнул, сестра, солнце, яростный, скрипка, сердце, повествование, наездник
- Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочное слово. (У доски)
Проверка:
- Какие слова с непроизносимыми согласными выписали?
- Какие согласные не произносятся?
- Как проверили? Почему? (Уточнения в кластер)
Сделайте вывод: При любом ли сочетании согласных один из них не произносится? (запись в кластер)
( вносите исправления и дополнения в кластер.)
- А сейчас послушайте правило в стихах:
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке
Мы родственное слово должны так подобрать
Чтоб «Л» и «Т», и «Д», и «В»
В них верно нам писать
- Как вы понимаете выражение играют с нами в прядки? (значит исчезают при произношении)
- Что подразумевается в фразе: родственное слово должны мы подобрать? (значит подобрать однокоренное слово)
Словарная работа
ЗДРАВСТВУЙТЕ
-Послушайте стихотворение, про слово здравствуйте, я думаю после его прослушивания вы никогда не допустите ошибки в этом слове:
Стих читаем – слово запоминаем
Здравствуйте, здоровья, здравия
Мы всем желаем и в слове здравствуйте
Две буквы в писать не забываем
V. Закрепление пройденного материала
Задание 1 (карточка 1) (с взаимопроверкой)
Учащиеся читают слово и подбирают проверочное слово
1 вариант 2 вариант
Чес…ный - … Радос…ный -…
Поз…ний - … Звёз…ный- …
Свис…нул - … Прелес…ный - …
- На какую орфограмму выполняли упражнение?
- Как проверить непроизносимую согласную?
- При выполнении упражнения возникли какие-либо вопросы, сомнения ?
Задание 2 (карточка 2)
- Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Непроизносимые согласные подчеркните.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Говорит она ему.
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
VI. Самостоятельная работа (карточка 3)
- Проверьте свои знания. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
Капус…ный
Мес…ность
Извес…ный
Радос…ный
Счас…ливчик
Гиган…ский
VII. Итог урока. Стадия рефлексии.
- В течении урока вы работали со своими кластерами. На доске находится тоже кластер. На основе вашей информации заполним общий. А это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение на основе новой информации, установим связи между ними.
(заполнение « Кластера»)
Учащиеся называют, что они вписывали в схему, а учитель фиксирует ответы учащихся, при этом спрашивает, согласны остальные или нет и почему?
Закончите фразы:
- Я понял…
- Я узнал…
- Я научился…
- Я запомнил…
VIII. Выставление оценок. Домашнее задание.
Стр. 59 упр.145
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида
Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида Учебно-методический комплекс:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ...
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...
Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"
Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных (коррекционных) классах (проект в рамках конкурса молодых учителей "Мои первые шаги")
Как повысить интерес к предемету у детей с диагнозом ЗПР? Пути решения этой проблемы можно найти в этом проекте....
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных коррекционных классах (выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей "Мои первые шаги")
Выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса на тему "Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что?"
Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса с умственной отсталостью легкой степени...