Конспект урока по русскому языку для 5 специально (коррекционного) класса на тему: "Слова с непроизносимые согласными" с использованием технологии критического мышления
план-конспект урока (5 класс)

Елена Александровна Каньшина

Конспект урока по русскому языку с иапользованием технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 5 специально (коррекционном) классе VIII вида с использованием технологии развития критического мышления.

Тема:  Слова с непроизносимыми согласными  (урок изучения нового материала)

Задачи:

1.Обучающие: выяснить, какие согласные, считаются непроизносимыми;  создать условия для развития у учащихся умения распознавать в  корне непроизносимые согласные; научить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.

2.Коррекционно-развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь.

3.Воспитывающие: воспитывать уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование: учебник русского языка (авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская); опорные таблицы; индивидуальные карточки с заданиями-упражнениями, кластером.

Ход урока.

I.Организационный момент: 

-Здравствуйте, ребята, пожалуйста проверьте свою готовность к уроку русского языка и присаживайтесь.

- Прочитайте предложение на доске: «Ужасно интересно все то, что неизвестно» 

- Как вы понимаете это высказывание?

- Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и самостоятельно сделать маленькое открытие.

II. Актуализация опорных знаний.

(На доске записаны слова)

- Прочитайте слова

нора -

зуб -

солнце –

- Пожалуйста, ребята, рядом с каждым словом, запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слова. Подчеркните те слова, которые являются проверочными.

Проверка самостоятельной работы учащихся.

- Какие орфограммы в корне слов  вам встретились?

1.(безударная гласная в корне)

2. (парная согласная в конце слова, в слабой позиции)

- Как проверили их?

1.(поставили под ударение –норы)

2. (поставили в форму множественного числа –зубы)

- А что скажите про третье слово?

III. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.

Произнесите это слово (солнце) как «говорим»

- Что обнаружили?  ( не произносится, исчезает согласный звук)

- Как  вы думаете, как  называются согласные, которые не произносятся, исчезают? (исчезающие, непроизносимые)

- Так какая сегодня тема урока?      

  (дети называют тему урока) -  «Слова с непроизносимыми согласными» (записать в кластер)

- Как вы думаете, любой согласный может  считаться  непроизносимым?

Приём « Корзина идей» (работа в парах)

- Обсудите со своим соседом  и постарайтесь понять всё о непроизносимых согласных,  вашу информацию записывайте в схему-таблицу и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута)

- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)

«Сброс идей в корзину».

 Учитель фиксирует реплики на доске. (Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими )

Примерные идеи:  

 Не произносятся согласные Т,Д,Л

Непроизносимые согласные не произносятся, но пишутся

 Их надо проверять - Подбирать однокоренные слова и форму множественного   числа

Местонахождение непроизносимых согласных - Пишутся в корне                                          

На протяжении урока вы будете вносить свои дополнения и изменения в кластер, который находится у вас на партах.

IV. Стадия осмысления.

- Сейчас мы с вами станем исследователями.

- Исследуем: при любом ли сочетании согласных  один из них не произносится?

 (Вопрос, задание на доске)

    Свистнул, сестра, солнце, яростный, скрипка, сердце, повествование, наездник

- Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочное слово. (У доски)

Проверка:

 - Какие слова с непроизносимыми согласными выписали?

- Какие согласные не произносятся?

- Как проверили? Почему? (Уточнения в кластер)

Сделайте вывод: При любом ли сочетании согласных  один из них не произносится? (запись в кластер)

( вносите исправления и дополнения в кластер.)

- А сейчас послушайте правило в стихах:

Иногда согласные играют с нами в прятки,

 Они не произносятся, но пишутся в тетрадке

Мы родственное слово должны так подобрать

Чтоб «Л» и «Т», и «Д», и «В»

В них верно нам писать

- Как вы понимаете выражение играют с нами в прядки? (значит исчезают при произношении)

- Что подразумевается в фразе: родственное слово должны мы подобрать? (значит подобрать однокоренное слово)

 Словарная работа

       ЗДРАВСТВУЙТЕ

-Послушайте стихотворение, про слово здравствуйте, я думаю после его прослушивания вы никогда не допустите ошибки в этом слове:

Стих читаем – слово запоминаем

Здравствуйте, здоровья, здравия

Мы всем желаем и в слове здравствуйте

Две буквы в писать не забываем

   

V. Закрепление пройденного материала

Задание 1 (карточка 1) (с взаимопроверкой)

Учащиеся читают слово и подбирают проверочное слово

1  вариант                                     2  вариант

Чес…ный  - …                            Радос…ный -…

Поз…ний - …                             Звёз…ный- …

Свис…нул - …                            Прелес…ный - …

- На какую орфограмму выполняли упражнение?

 - Как проверить непроизносимую согласную?

- При выполнении упражнения возникли какие-либо вопросы, сомнения ?

Задание 2 (карточка 2)

- Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Непроизносимые согласные подчеркните.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Говорит она ему.

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

VI. Самостоятельная работа (карточка 3)

-  Проверьте свои знания. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

Капус…ный

Мес…ность

Извес…ный

Радос…ный

Счас…ливчик

Гиган…ский

VII. Итог урока. Стадия рефлексии.

  • В течении урока вы работали со своими кластерами. На доске находится тоже кластер. На основе вашей информации заполним общий. А это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение  на основе новой информации, установим связи между ними.

                    (заполнение « Кластера»)

Учащиеся называют, что они вписывали в схему, а учитель фиксирует ответы учащихся, при этом спрашивает, согласны остальные или нет и почему?

Закончите фразы:

  • Я понял…
  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Я запомнил…

VIII. Выставление оценок. Домашнее задание.

Стр. 59   упр.145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида Учебно-методический комплекс:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа по русскому языку  в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса на тему "Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что?"

Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса с умственной отсталостью легкой степени...