План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_dlya_5_kl._po_fgos.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайрутдинова Эндже Замиловна
МБОУ «Новодемкинская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Урок 2. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Цель: правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Задачи:
обучающие:
1) закрепление навыка обозначения орфограммы (согласной) в корне слова;
2) формирование умения дифференцировать орфограммы корня
развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся;
воспитательные:
- воспитывать у детей любви к родному краю, Родине.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Используемое оборудование:
- учебник,
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами. Какие части слова вы знаете?
Ученик. Приставка, корень, суффикс, окончание.
Учитель. Как называются части слова?
Ученик. Морфемы.
Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ученик. Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Учитель. Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют?
Ученик. Изменение слова и подбор однокоренных слов.
Учитель. Какая морфема идет за приставкой?
Ученик. Корень.
Учитель. Вы хотите расширить свои знания о правописании корней?
Ученик. Да, мы хотим узнать больше.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. С чего начнём наше познание нового?
Ученик. С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
Учитель. Какой способ повторения нашей темы выберем?
Ученик. Выполнение морфемного разбора слов.
Учитель. Сделайте морфемный разбор следующих слов: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный.
(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
Учитель. Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
Ученик. В слове «местность» выделяем корень «МЕСТ», далее суффиксы «Н» и «ОСТЬ», окончание – нулевое. В слове «известный» корень «ВЕСТ», приставка «ИЗ», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Звёздный: корень «ЗВЁЗД», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Счастливый: корень «СЧАСТ», суффикс «ЛИВ», окончание «ЫЙ». Сердце: корень «СЕРДЦ», окончание «Е». Вкусный: корень «ВКУС», суффикс «Н», окончание «ЫЙ».
Учитель. Ребята, в чём особенность в написании этих слов?
Ученик. Эти слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Учитель. Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?
Ученик. Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Например, в таблице это хорошо видно:
Местность | Место |
Известный | Весть |
Звёздный | звезда |
Счастливый | счастье |
Сердце | сердечный |
Вкусный | вкусен |
Учитель. Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне.
Учитель. Какие орфограммы в корне вы нашли?
Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце.
Учитель. А можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово?
Ученик. Можно, вкусен.
Учитель. Есть ли в этом слове непроизносимое согласное?
Ученик. Пожалуй, нет.
III. Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
Учитель. В чём заключается правописание таких слов?
Ученик. Не знаем.
Учитель. Ребята, в некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет. Например, чудеСНый-чудесен, опаСНый-опасен, прекраСНый-прекрасен.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
V. Реализация построения проекта.
Учитель. Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске.
Ученик (читает):
Чудесный | Участник |
Вкусный | Здравствуй |
Интересный | Честный |
Ужасный | Сердце |
Учитель. Найдите в таблице слова с непроизносимыми согласными в корне слова?
Ученик. В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть.
Учитель. Ещё какие наблюдения вы провели?
Ученик. В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный. В левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный - вкусен, интересный - интересен, ужасный – ужасен. Но здесь непроизносимых согласных нет.
Учитель. В чём заключается ваша задача?
Ученик. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.
Учитель. Правильно, ребята. А теперь найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный.
Ученик. Силос, сенокос.
Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Выразим наш вывод в обобщённом виде, составим эталон. Кто попробует?
Ученик. Попробуем подобрать проверочное слово к слову чесТный – честь, но к слову: опаСНый – опасен. Данный пример можно использовать в виде эталона.
Учитель. Молодцы. Значит, мы сейчас можем объяснить правописание слов, которые вызывали у нас в начале урока затруднение?
Ученик. Да, потому что мы придумали эталон.
Учитель. Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах?
Ученик. Мы можем обратиться к эталону. Где?
Учитель. Прочитайте на доске примеры.
Ученик. Ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный.
Учитель. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?
Ученик. Воспользуемся эталоном (чесТный – честь, опаСНый – опасен ) и орфографическим словарём. Например, проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость. Получаются такие слова: ненасТный, неизвесТный, учасТник, прекрас()ный, весТник, радосТный.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель. Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочерёдно комментируя слова друг другу. Выпишите сначала слова с непроизносимыми согласными, затем остальные. Обозначьте орфограммы. Начнём с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца:
1вариант. стороЖка - стороЖить
2 вариант. месТность - месТо
Учитель. Продолжаем самостоятельно.
Ученик. ОстроВки-остроВок, извесТный-извесТие, лёГкий-лёгок.
Учитель. Ребята, испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Ребята, теперь выполним упражнение 48. Что пропущено в словах: СН или СТН? Имейте в виду, что в некоторых словах с СН непроизносимых согласных нет. На работу 5 минут.
Учитель. 5 минут истекли. Ваши следующие действия?
Ученик. Проведём самопроверку по эталону ( чесТный – честь, но: опаСНый – опасен ):
ОкреСТность-окреСТ, радоСТный-радосТь, груСТный-грусТь, вкуСНый-вкусен, чудеСНый-чудесен, веСТник-весТь, прекраСНый-прекрасен, интереСНый-интересен, учаСТник-учасТие, неизвеСТный-извесТие, ненаСТный-ненасТье.
Учитель. А теперь, ребята, напишем небольшой диктант. Проверим свои умения по правописанию непроизносимых согласных в корне слова.
В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идёте по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно кругом вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике. (Д.Мамин-Сибиряк)
Учитель. Назовите из текста слова с непроизносимыми согласными в корне?
Ученик. Гигантский, празднично, радостно, чувствуете, празднике.
Учитель. Как написать их правильно?
Ученик. Нужно воспользоваться эталоном. Гигантский-гигагнт, радостно-радость. А вот с остальными мы не справились.
Учитель. Ребята, у таких слов как празднично, чувствуете, празднике - проверочных слов нет, правописание данных слов надо запомнить.
Ученик. Значит, мы их должны проверять по орфографическому словарю.
Учитель. Да. Молодцы, что догадались.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. А теперь, ребята, поработаем над следующим заданием:
1) На экране слова. От каких слов образовались они? Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы
Ученик (читает). Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.
Эталон: чесТный – честь, но: опаСНый – опасен
Учитель. Проведите самопроверку по эталону.
Ученик. АгенТство - агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь.
Учитель. Следующее задание: 2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?
Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.
Ученик. Колесо - колёсный, вкус - вкусный, силос - силосный, чудеса - чудесный, интерес - интересный, сенокос - сенокосный, ужас - ужасный, опасение – опасный. Проверочные слова: колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.
Учитель. Молодцы, справились. Далее 3) задание: Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.
Прекрасное село, праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чувство (на экране).
Ученик. Сначала записываем: Праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, удивительное чувство. Потом остальные: прекрасное село, чудесная комната, интересная прогулка. Так как здесь нет слов с непроизносимыми согласными в корне.
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Чему был посвящён урок?
Ученик. Правописанию непроизносимых согласных в корне слова.
Учитель. В чём суть правописания непроизносимых согласных в корне? Ученик. Уметь подобрать проверочные слова.
Учитель. Какие затруднения мы испытали?
Ученик. Не всегда правильно вставляем буквы.
Учитель. Что помогло нам их преодолеть?
Ученик. Правила проверки непроизносимых согласных в корне.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? | Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.
2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.
3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».
4. Задания для умников и умниц!
Найдите и запишите слова с сочетаниями стн, ств, здн, рдц.
Учитель. Спасибо, мы сегодня поработали плодотворно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...