План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_dlya_5_kl._po_fgos.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Хайрутдинова Эндже Замиловна

МБОУ «Новодемкинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Урок 2. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных  в корне слова

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи:

обучающие:

1) закрепление навыка обозначения орфограммы (согласной) в корне слова;

2) формирование умения дифференцировать орфограммы корня

развивающие:  

- обогащение словарного запаса  учащихся;

воспитательные:

- воспитывать у детей любви к родному краю, Родине.

Планируемые результаты:

Личностные:         

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

- умение извлекать информацию из текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

- умение прогнозировать предстоящую работу;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Используемое оборудование:

- учебник,

- компьютер учителя;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами. Какие части слова вы знаете?

Ученик. Приставка, корень, суффикс, окончание.

Учитель. Как называются части слова?

Ученик. Морфемы.

Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Учитель. Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют?

Ученик. Изменение слова и подбор однокоренных слов.

Учитель. Какая морфема идет за приставкой?

Ученик. Корень.

Учитель. Вы хотите расширить свои знания о  правописании корней?

Ученик. Да, мы хотим узнать больше.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 Учитель. С чего начнём наше познание нового?

Ученик. С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных  в корне слова».

Учитель. Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик. Выполнение морфемного разбора слов.

Учитель. Сделайте  морфемный разбор следующих слов:  местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный.  

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

Учитель. Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

Ученик. В слове «местность» выделяем корень «МЕСТ», далее суффиксы «Н» и «ОСТЬ», окончание – нулевое. В слове «известный» корень «ВЕСТ», приставка «ИЗ», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Звёздный: корень «ЗВЁЗД», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Счастливый: корень «СЧАСТ», суффикс «ЛИВ», окончание «ЫЙ». Сердце: корень «СЕРДЦ», окончание «Е». Вкусный: корень «ВКУС», суффикс «Н», окончание «ЫЙ».

Учитель. Ребята, в чём особенность в написании этих слов?

Ученик. Эти слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Учитель. Что нужно делать, чтобы не  ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?

Ученик. Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Например, в таблице это хорошо видно:

Местность

Место

Известный

Весть

Звёздный

звезда

Счастливый

счастье

Сердце

сердечный

Вкусный

вкусен

Учитель. Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне.

Учитель. Какие орфограммы в корне вы нашли?

Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце.

Учитель. А можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово?

Ученик. Можно, вкусен.

Учитель.  Есть ли в этом слове  непроизносимое согласное?

Ученик.  Пожалуй, нет.

III. Выявление места и причины затруднения. 

Организация восстановления выполненных операций.

Учитель. В чём заключается правописание таких слов?

Ученик. Не знаем.

Учитель. Ребята, в некоторых словах с сн  непроизносимых согласных нет. Например, чудеСНый-чудесен, опаСНый-опасен, прекраСНый-прекрасен.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

V. Реализация построения проекта.        

Учитель. Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске.  

Ученик (читает):

Чудесный

Участник

Вкусный

Здравствуй

Интересный

Честный

Ужасный

Сердце

Учитель. Найдите в таблице слова с непроизносимыми согласными в корне слова?  

Ученик. В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике  они есть.

Учитель. Ещё  какие наблюдения  вы провели?

Ученик. В правом столбике подбираем  проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный.  В левом столбике тоже: чудесный – чудесен,  вкусный -  вкусен, интересный - интересен, ужасный – ужасен.  Но здесь непроизносимых согласных нет.

Учитель. В чём заключается ваша задача?

Ученик. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Учитель. Правильно, ребята. А теперь найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный.

Ученик.  Силос, сенокос.

Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Выразим наш вывод в обобщённом виде, составим  эталон. Кто попробует?

Ученик. Попробуем подобрать проверочное слово к слову  чесТный – честь, но к  слову: опаСНый – опасен.  Данный пример можно использовать в  виде эталона.

Учитель. Молодцы. Значит, мы сейчас можем объяснить правописание слов, которые вызывали у нас в начале урока затруднение?

Ученик. Да, потому что мы придумали эталон.

Учитель. Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах?

Ученик. Мы можем обратиться  к эталону. Где?

Учитель. Прочитайте на доске примеры.

Ученик. Ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный.  

Учитель. Что  вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

Ученик. Воспользуемся эталоном (чесТный – честь, опаСНый – опасен ) и орфографическим словарём. Например, проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость. Получаются такие слова: ненасТный, неизвесТный, учасТник, прекрас()ный, весТник, радосТный.  

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученик. Мы выполнили поставленную задачу. 

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Учитель. Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочерёдно комментируя слова друг другу. Выпишите сначала слова с непроизносимыми согласными, затем остальные. Обозначьте орфограммы. Начнём с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца:

1вариант. стороЖка - стороЖить

2 вариант. месТность - месТо

Учитель. Продолжаем самостоятельно.

Ученик. ОстроВки-остроВок, извесТный-извесТие, лёГкий-лёгок.

Учитель. Ребята, испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик.  Нет, мы с ним легко справились.        

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Ребята, теперь выполним упражнение  48. Что пропущено в словах: СН  или СТН? Имейте в виду, что в некоторых словах с СН непроизносимых согласных нет. На работу 5  минут.

Учитель. 5 минут истекли. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведём самопроверку по эталону ( чесТный – честь, но: опаСНый – опасен ):

ОкреСТность-окреСТ, радоСТный-радосТь, груСТный-грусТь, вкуСНый-вкусен, чудеСНый-чудесен, веСТник-весТь, прекраСНый-прекрасен, интереСНый-интересен, учаСТник-учасТие, неизвеСТный-извесТие, ненаСТный-ненасТье. 

Учитель. А теперь, ребята, напишем небольшой диктант. Проверим свои умения по правописанию непроизносимых  согласных в корне слова.

В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идёте по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно кругом вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике. (Д.Мамин-Сибиряк) 

Учитель. Назовите из текста слова с непроизносимыми согласными в корне?

Ученик. Гигантский, празднично, радостно, чувствуете, празднике.

Учитель. Как написать их правильно?         

Ученик.  Нужно воспользоваться эталоном. Гигантский-гигагнт, радостно-радость.  А вот с остальными мы не справились.

Учитель. Ребята,  у таких слов как празднично, чувствуете, празднике - проверочных слов нет, правописание данных слов надо запомнить.

Ученик. Значит, мы их должны проверять по орфографическому словарю.

Учитель. Да. Молодцы, что догадались.        

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. А теперь, ребята, поработаем над следующим заданием:    

1) На экране слова. От каких слов образовались они? Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы

Ученик (читает). Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.

Эталон: чесТный – честь, но: опаСНый – опасен 

Учитель. Проведите самопроверку по эталону.

Ученик. АгенТство  -  агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь. 

Учитель. Следующее задание: 2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?

Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.

Ученик. Колесо - колёсный, вкус - вкусный, силос - силосный, чудеса - чудесный, интерес - интересный, сенокос - сенокосный, ужас - ужасный,  опасение – опасный. Проверочные слова: колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.

Учитель. Молодцы, справились. Далее 3) задание: Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.

Прекрасное село, праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чувство   (на экране).

Ученик. Сначала записываем: Праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, удивительное чувство. Потом остальные: прекрасное село, чудесная комната, интересная прогулка. Так как здесь нет слов с непроизносимыми согласными в корне.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящён урок?

Ученик. Правописанию непроизносимых согласных в корне слова.

Учитель. В чём суть правописания непроизносимых   согласных в корне? Ученик. Уметь подобрать проверочные слова.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно  вставляем буквы.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Правила проверки   непроизносимых согласных в корне.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

?

 Научился проверять непроизносимую  согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

 !

 Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу  подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился проверять  непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять  непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац  упр. № 49 из параграфа 9.

2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите  упр. 49.

3. Кто научился проверять  непроизносимую согласную в корне  и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».

4. Задания для умников и умниц!

Найдите и запишите слова с  сочетаниями стн, ств, здн, рдц.  

Учитель. Спасибо, мы сегодня поработали плодотворно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...