Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
"Дорога в школу"
Урок русского языка в 6 классе
(урок-игра по правилам дорожного движения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pdd.doc | 46 КБ |
prezentaciya_k_uroku_pdd.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Каменный Яр»
Урок русского языка в 6 классе
(урок-игра по правилам дорожного движения)
Учитель Шабанова Н.Д.
2012
Цель урока: повторить и закрепить полученные знания, обогатить словарный запас, воспитывать живой интерес к русскому языку, повторить Правила дорожного движения.
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Объявление темы и целей урока.(Слайд №1)
III. Слово учителя
- В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа Дорожных Наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем целей.
Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе Дорожных Наук.
Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке? А какие слова понадобятся, чтобы рассказать об этом?
IV. Словарный диктант с комментированием.
Транспорт, трамвай, троллейбус, автобус, метро, такси, сзади, автомобиль, машина, шоссе, тротуар, пассажир, регулировщик, площадка, спереди.
- Вот к остановке подъехали троллейбус и трамвай. Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?
В классе два ряда. Значит, ученики садятся в троллейбус, второго - в трамвай.
- Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы Дорожных Наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.
1
V. Задание.(Слайд №2)
От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы первого лица единственного числа:
переходить - перехожу,
тормозить - торможу,
бежать - …
От имен существительных ед. числа образуйте имена существительные множественного числа:(Слайд №3)
переход - переходы,
вездеход - вездеходы,
поворот - повороты,
пешеход - пешеходы,
транспорт - …
От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы первого лица единственного числа настоящего времени:(Слайд №4)
обгонял - обгоняю,
пересекал - пересекаю,
проезжал - проезжаю,
регулировал - …
От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:(Слайд №5)
ядро - ядра,
ведро - ведра,
бедро - бедра,
метро - …
- Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. Что это за полосы?
Верно, переход. Вспомнить правило перехода нам поможет игра «Допиши словечко». Перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.(Слайд №6)
Если ты спешиш.. в пути
Чере.. ул..цу пройти,
Там иди, где весь наро..,
Где есть надпись … (переход)
2
- Отгадайте загадки.(Слайды №7,8)
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (Светофор)
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай)
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили)
В Два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
- А следующие стихотворения будете заканчивать устно:
Чтоб тебя я повез,
мне не нужен овес.
Напои меня бензином,
На копыта дай резину.
Поднимая всюду пыль,
Побежит…(автомобиль)
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь …(велосипед)
3
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись! Не зевай!
Отправляется…(трамвай)
- Мы едем дальше. Вот на пути - светофор. Пока он глядит сердитым красным глазом, послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета»
Выборочный диктант. (Слайд №9)Выпишите глаголы, определите вид, подберите в ним глаголы другого вида. (Выписать местоимения, определить падеж)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик - светофор,
Мы три родные брата.
Мы светим с давних пор
И взрослым, и ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий - красный свет,
Если он горит:
Стой! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай нас совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
- Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро!
4
- Красный свет продолжает гореть. Чтобы зажегся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите свои предложения, выделите в них грамматическую основу, сделайте морфологический разбор существительного.
- После выполнения этого задания вперед вырвался троллейбус: у его пассажиров предложения были наиболее интересные.
А теперь посмотрите в окно. Как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается:
«Если бы…»
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре красный свет,
Для перехода нет пути,
Сейчас никак нельзя идти!
- Мне наплевать на красный свет! -
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!
Шофер, гляди во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза;
Разиню пощади!
А вдруг бы заявил шофер:
- Мне наплевать на светофор! -
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
(О. Бедарев)
5
- Но вот, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы Дорожных Наук. Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу по заданиям на карточках:
Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.
Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.
Составьте предложения со словами тормоза, скорость, колесо, мотор, двигатель.
- Придумайте небольшой рассказ на одну из тем: «Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети», «Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора».
VI. Осмысление домашнего задания.
VII. Подведение итогов урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы первого лица единственного числа: Переходить - перехожу Переходить - Тормозить - Бежать - перехожу торможу бегу. 2
От имен существительных ед. числа образуйте имена существительные множественного числа: Переход – Вездеход – Поворот – Пешеход – Транспорт- переходы вездеходы повороты пешеходы транспорт. 3
От глаголов ед. Числа прошедшего времени образуйте глаголы первого лица ед. числа настоящего времени: Обгонял- Пересекал- Проезжал- Регулировал - обгоняю пересекаю проезжаю регулирую. 4
От имен существительных ед.числа образуйте имена существительные множественного числа: Ядро - Ведро - Бедро - Метро - ядра ведра бедра метро. 5
Игра «Допиши словечко» перепишите четверостишие, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Если ты спешиш.. в пути Через ул.. ц у пройти, Там иди, где весь наро.., Где есть надпись … Ответ: Если ты спешиш ь в пути Чере з ул и цу пройти, Там иди, где весь наро д , Где есть надпись переход. 6
Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик Отгадайте загадки. Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь И машинам помогаю, И тебе хочу помочь. Красный вагон по рельсам бежит, Всех, куда надо, он быстро домчит. Заливистый звон его нравится детям. Так в чем же мы с вами по городу едем? Маленькие домики По улице бегут, Мальчиков и девочек Домики везут В два ряда дома стоят. Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга все глядят. 7
А следующие стихотворения будете заканчивать устно: Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Напои меня бензином На копыту дай резину . Поднимая всюду пыль, Побежит…. Кто далеко живет, Тот пешком не пойдет. Наш приятель тут как тут. Всех домчит он в пять минут. Эй, садись! Не зевай! Отправляется… На рояль я не похож, Но педаль имею тоже. Кто не трус и не трусиха, Прокачу того я лихо. у меня мотора нет. Я зовусь….. 8
Выпишите глаголы, определите вид, подберите к ним глаголы другого вида. Выпишите местоимения, определите падеж. Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь- Зеленый желтый красный . Наш – домик светофор, Мы три родные брата. Мы светим с давних пор И взрослым и ребятам. Мы ты чудесных цвета, Ты часто видишь нас, Но нашего совета Не слушаешь подчас Самый строгий – красный свет, Если он горит : Стой! Дороги дальше нет. Путь для всех закрыт. Чтоб спокойно перешел ты, Слушай наш совет: Жди! Увидишь скоро желтый В середине свет. А за ним зеленый свет Вспыхнет впереди, Скажет он: - Препятствий нет, Смело в путь иди! Коль выполнишь без спора Сигналы светофора, Домой и в школу попадешь, Конечно, очень скоро! 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....