Суффикс - значимая часть слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Суффикс – значимая часть слова
Цели урока:
Познавательные:повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами
Практические: определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
Задачи:
- развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать;
- расширять кругозор детей;
- воспитывать любовь и бережное отношение к слову, к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_5kl._attestaciya.doc | 86.5 КБ |
suffiks-znachimaya_chast_slova._-_kopiya.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 5 класс
Суффикс – значимая часть слова
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Познавательные: повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами
- Практические: определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
- Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с правописанием суффиксов существительных;
- развивающая: развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать; расширять кругозор детей;
- воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к слову, к родному языку.
Методы обучения: словесно – наглядный
Методические приемы: работа с учебником, фронтальный опрос, практические упражнения.
Методы формирования понятий и контроля знаний
- Решение учащимися учебных задач.
- Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
- Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.
Методы формирования умений
- Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.
Оборудование:
- Компьютер; мультимедийный проектор; презентация, выполненная в Power Point.
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап. Организация рабочего настроения. 2 этап. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос. 3 этап. Изучение нового материала . 4 этап. Закрепление и обобщение материала. Это интересно. 5 этап. Подведения итогов Домашнее задание. | Приветствие. Подготовьтесь к уроку, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Вопрос: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Вопрос: Напомните, что называется суффиксом? Вопрос: Вчера мы познакомились с тремя группами суффиксов. Назовите их? Вопрос: С каким значением образуются слова с их помощью? Приведите примеры, выделите суффиксы. Сегодня мы будем говорить о суффиксах с другим значением. Прочитайте текст, написанный на доске. Однажды охотник встретил в лесу маленькую девчушку, дочку лесника, собиравшую в корзинку еловые шишки. У нее были золотистые волосы и большие зеленоватые глаза, в которых словно отражалось сияние осенних листьев. Она проводила охотника к домику лесника. Вопросы: Как вы думаете, как автор относится к героине текста? Как автор ее называет? Выделите суффикс в слове «девчушка». Какой оттенок он вносит в слово? Есть еще слова с таким суффиксом в тексте? А если это будет большой дом? Запишите название рядом и обозначьте суффикс. Вывод: С помощью суффикса - ищ - образуются слова, которые указывают, что предметы большие. Такие слова противоположны по значению словам, образованным с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые указывают, что предметы маленькие. Как называются слова с противоположным значением? Какие слова использует автор для ее описания. Вывод: Значит, суффиксы могут придавать словам противоположное лексическое значение. Задание: Теперь рассмотрим слова зеленоватые, золотистые Какое значение этим словам придают суффиксы? Выделите их. Задание: Одним словом ответьте на вопросы и запишите ответы: 1.Допустим, суп немного посолили. Каким он будет? Соленым или солоноватым? 2.В чай положили одну ложечку сахара. Каким он будет? 3.Вы чуть – чуть лизнули лимон, каким он вам показался? Задание: 1. составить слова по схемам, записанным на доске. - щик - оват ый - ик
еньк ий Назовите слова, которые у вас получились. А теперь будьте внимательны! Задание: От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. Усложним задание. От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. А каких животных называют словами с суффиксами – ат (а), - ят (я)? Коты - ? Ежи - ? Подумайте, запишите и обозначьте суффиксы. А от слова попугай ? Вывод: От слова попугай не образуется название детеныша, т.к. оно обозначает взрослую птицу: волнистые попугайчики. -Итак, ребята, что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке? Какие испытали трудности? Подведём итоги. упр. 396 | Готовятся к работе. Ответ: Мы говорили о суффиксах. Ответ: Суффиксом называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ответ: 1 группа – это слова, обозначающие людей по роду их занятий. 2 группа – это название жителей населенных мест. 3 группа – это уменьшительно – ласкательные суффиксы. 3 ученика работают у доски. Записывают суффиксы и приводят примеры. ( У каждого ученика своя группа ). 1 ученик. Суффикс Примеры Профессии, род занятий. -ист- машинист -ник- ученик -чик- летчик -щик- настройщик -тель- водитель -ач- трубач 2 ученик Названия жителей населенных мест. -ец- петербуржец -ич- москвич -як- сибиряк 3 ученик Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик- гвоздик -ек- цветочек -ок- снежок -к- дверка -чик- пальчик -еньк- доченька Ответы: Он хочет показать, что она самая прекрасная на свете. Маленькая девчушка. (Записывают словосочетание в тетрадь). маленькая девчушка (-ушк-) Ответ: Это уменьшительно – ласкательный суффикс. Он указывает, что предмет маленький, а еще его используют, если надо кого-то приласкать. У нее золотистые волосы и зеленоватые глаза. Ответ: Домик – ик - (значит маленький) Домище – ищ -
Ответ: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Ответ: (Записывают словосочетание в тетрадь). Зеленоватые ( - оват -) глаза; золотистые ( - ист-) волосы. Волосы не из золота, а отливаются золотом, глаза не зеленые, а чуть – чуть зеленоватые, с тайной. Суффиксы показывают признак предмета, что предмет не яркого цвета, а имеет лишь оттенок. С помощью таких суффиксов образуются слова с недостаточностью признака, т.е. со значение «чуть – чуть». (Записывают словосочетание в тетрадь Солоноватым Сладковатым Кисловатым Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях. Барабан - щик, оцен – щик; Желт - оват - ый, зелен – оват – ый; стол - ик, дом – ик; мал – еньк - ий, Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях. Медведь – медвежонок; заяц – зайчонок; волк - волчонок Овца – ягненок; кукушка – кукушонок; корова – теленок; лошадь – жеребенок; Коты – котята; ежи - ежата. попугай - ? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Познавательные : повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами Практические : определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове. Общепредметные : воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
Профессии, род занятий. Суффиксы Примеры -ист- -ник- -чик- -щик- -тель- - ач- машин ист уче ник лет чик настрой щик води тель труб ач
Названия жителей населенных мест. Суффиксы Примеры -ец- -ич- -як- петербуржец москвич сибиряк петербурж ец москв ич сибир як
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик- -ек- -ок- -к- -чик- -еньк- гвозд ик цветоч ек снеж ок двер к а паль чик доч еньк а
Однажды охотник встретил в лесу маленькую девчушку, дочку лесника, собиравшую в корзинку еловые шишки. У нее были золотистые волосы и большие зеленоватые глаза, в которых словно отражалось сияние осенних листьев. Она проводила охотника к домику лесника.
Дом ищ е – ищ – (большой ) Дом ик – ик - (маленький)
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Одним словом ответьте на вопросы и запишите ответы : 1 . Допустим, суп немного посолили. Он будет соленым или солоноватым? 2 . В чай положили одну ложечку сахара. Каким он будет? 3 . Вы чуть – чуть лизнули лимон, каким он вам показался? Кисл оват ым Солон оват ым Сладк оват ым
-щик- -оват - ый -ик - -еньк - ий Составить слова по схемам
медведь – заяц - волк - От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. – медвеж онок – зайч онок – волч онок ?
овца – кукушка – корова – лошадь – – ягн енок – кукуш онок – тел енок – жереб енок Усложним задание От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы.
коты – ежи - От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. – кот ят а - еж ат а
Автор работы: учитель русского языка и литературы гимназии №433 Курортного р-на С – Пб Кочина О.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суффикс – значимая часть слова (5 класс)
Суффикс – значимая часть слова (5 класс)...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...
Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"
/Тема : «Суффикс – значимая часть слова» Цели урока: • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о ...
Урок русского языка в 5 классе "Суффикс - значимая часть слова"
Цели урока:Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме...
Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС «Суффикс – значимая часть слова»
С целью здоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и раб...
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...
Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)
Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока: • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...