Суффикс - значимая часть слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

                       Суффикс – значимая часть слова

 

Цели урока:

Познавательные:повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами

 Практические: определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.

Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Задачи:                                                                                                                             

  • развивать  познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать;                                                                                                                 
  • расширять кругозор детей;                                                                                     
  • воспитывать любовь и бережное отношение к слову, к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_5kl._attestaciya.doc86.5 КБ
Office presentation icon suffiks-znachimaya_chast_slova._-_kopiya.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Русский язык, 5 класс

                       Суффикс – значимая часть слова

 Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Познавательные: повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами
  2.  Практические: определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
  3. Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Задачи:  

  1. образовательная:  познакомить учащихся с правописанием суффиксов  существительных;
  2. развивающая:  развивать  познавательную активность детей, умение выражать  свои мысли, рассуждать; расширять кругозор детей;                                                                                                      
  3. воспитывающая:  воспитывать любовь и бережное отношение к слову, к родному языку.

Методы обучения: словесно – наглядный

Методические приемы:   работа с учебником, фронтальный опрос,  практические упражнения. 

Методы формирования понятий и контроля знаний

  1. Решение учащимися учебных задач.
  2. Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
  3. Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений

  1. Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.

Оборудование:

  1. Компьютер; мультимедийный проектор; презентация, выполненная в Power Point.

   

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап.

Организация рабочего настроения.

2 этап.

Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос.

3 этап.

Изучение нового материала

.

4 этап.

Закрепление и обобщение материала. 

Это интересно.

5 этап. 

Подведения итогов

Домашнее задание.

Приветствие.

Подготовьтесь к уроку, откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Вопрос:

Вспомните, о чем мы говорили  на прошлом уроке?

Вопрос:

Напомните, что называется суффиксом?

Вопрос:

Вчера мы познакомились с тремя группами суффиксов. Назовите их?

Вопрос:

С  каким значением образуются слова с их помощью? Приведите примеры, выделите  суффиксы.

Сегодня мы будем говорить о суффиксах с другим значением. Прочитайте текст, написанный на доске.

 Однажды охотник встретил в лесу маленькую девчушку, дочку лесника, собиравшую в корзинку еловые шишки. У нее были золотистые волосы и большие зеленоватые глаза, в которых  словно отражалось сияние осенних листьев. Она проводила охотника к домику  лесника.

Вопросы:

Как вы думаете, как автор относится к героине текста?

Как автор ее называет?

Выделите суффикс  в слове «девчушка».

Какой оттенок  он  вносит  в слово?

Есть еще слова с таким суффиксом в тексте?

А  если это будет большой дом?

Запишите название рядом  и обозначьте суффикс.

 Вывод:

 С помощью  суффикса  - ищ -   образуются слова, которые указывают,  что предметы большие.  Такие слова  противоположны по значению  словам,  образованным  с помощью  уменьшительно-ласкательных  суффиксов, которые указывают, что предметы маленькие. 

Как называются слова с противоположным значением?

Какие слова использует автор для ее описания.

 Вывод:

Значит, суффиксы  могут придавать словам

 противоположное лексическое  значение.

Задание:

Теперь рассмотрим слова зеленоватые, золотистые

Какое значение этим словам придают суффиксы? Выделите их.

Задание:

Одним словом ответьте на вопросы и запишите  ответы:

1.Допустим,  суп немного посолили. Каким он будет?

Соленым или солоноватым?

2.В чай положили одну ложечку сахара. Каким он будет?

3.Вы чуть – чуть  лизнули лимон, каким он вам показался?

Задание:

1. составить слова по схемам, записанным на доске.

- щик

-  оват ый

-  ик

 

еньк ий

Назовите слова, которые у вас получились.

А теперь будьте внимательны! 

Задание:

От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных.  

Запишите их, обозначьте суффиксы.

Усложним задание.

 От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных.  

Запишите их, обозначьте суффиксы.

А каких животных   называют словами  с суффиксами – ат (а),

 - ят (я)?

Коты - ?

Ежи - ?

Подумайте,  запишите и обозначьте суффиксы.

 А от слова попугай ?

Вывод:

От слова попугай не образуется название детеныша, т.к. оно обозначает взрослую птицу: волнистые попугайчики.

-Итак, ребята, что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке? Какие испытали трудности?  

Подведём итоги.

упр. 396

Готовятся к работе.

Ответ:

Мы говорили о суффиксах.

Ответ:

Суффиксом называется значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Ответ:

1 группа – это слова, обозначающие людей по роду их занятий.

2 группа – это название жителей населенных мест.

3 группа – это уменьшительно – ласкательные суффиксы.

3 ученика работают у доски. Записывают суффиксы и  приводят примеры. ( У каждого ученика своя группа ).

1 ученик.

Суффикс            Примеры

Профессии, род занятий.

-ист-          машинист

-ник-          ученик

-чик-          летчик

-щик-         настройщик

-тель-        водитель

-ач-            трубач

2 ученик

Названия жителей населенных мест.

-ец-             петербуржец

-ич-             москвич

-як-             сибиряк

3 ученик

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

-ик-              гвоздик

-ек-              цветочек

-ок-              снежок

-к-                дверка

-чик-            пальчик

-еньк-          доченька

Ответы:

Он хочет показать, что она самая прекрасная на свете.

Маленькая девчушка. (Записывают словосочетание в тетрадь).

маленькая девчушка (-ушк-) Ответ:

Это уменьшительно – ласкательный суффикс. Он  указывает, что предмет маленький, а еще его используют, если надо кого-то приласкать.

У нее золотистые волосы и зеленоватые глаза.

Ответ:

Домик – ик - (значит маленький)

Домище – ищ -

 

Ответ:

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Ответ: (Записывают словосочетание в тетрадь).

Зеленоватые  ( - оват -) глаза;

золотистые  ( - ист-)  волосы. Волосы не из золота, а отливаются золотом, глаза не зеленые, а чуть – чуть зеленоватые, с тайной.

Суффиксы показывают признак предмета, что предмет не яркого цвета, а имеет лишь  оттенок. С помощью таких суффиксов образуются слова с недостаточностью признака, т.е. со значение «чуть – чуть».

(Записывают словосочетание в тетрадь

Солоноватым

Сладковатым

Кисловатым

Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях.

Барабан - щик, оцен – щик;

Желт - оват - ый,

 зелен – оват – ый;

 стол - ик,  дом – ик;

мал – еньк - ий,  

Самостоятельная индивидуальная работа в тетрадях.

Медведь – медвежонок;

заяц – зайчонок;

волк - волчонок

Овца – ягненок;

кукушка – кукушонок;

корова – теленок;

лошадь – жеребенок;

Коты – котята;

ежи -    ежата.

попугай - ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс Классная работа Тема урока: «Суффикс – значимая часть слова»

Слайд 2

Цели урока: Познавательные : повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами Практические : определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове. Общепредметные : воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.

Слайд 3

Профессии, род занятий. Суффиксы Примеры -ист- -ник- -чик- -щик- -тель- - ач- машин ист уче ник лет чик настрой щик води тель труб ач

Слайд 4

Названия жителей населенных мест. Суффиксы Примеры -ец- -ич- -як- петербуржец москвич сибиряк петербурж ец москв ич сибир як

Слайд 5

Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик- -ек- -ок- -к- -чик- -еньк- гвозд ик цветоч ек снеж ок двер к а паль чик доч еньк а

Слайд 6

Однажды охотник встретил в лесу маленькую девчушку, дочку лесника, собиравшую в корзинку еловые шишки. У нее были золотистые волосы и большие зеленоватые глаза, в которых словно отражалось сияние осенних листьев. Она проводила охотника к домику лесника.

Слайд 7

Дом ищ е – ищ – (большой ) Дом ик – ик - (маленький)

Слайд 8

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Слайд 9

Одним словом ответьте на вопросы и запишите ответы : 1 . Допустим, суп немного посолили. Он будет соленым или солоноватым? 2 . В чай положили одну ложечку сахара. Каким он будет? 3 . Вы чуть – чуть лизнули лимон, каким он вам показался? Кисл оват ым Солон оват ым Сладк оват ым

Слайд 10

-щик- -оват - ый -ик - -еньк - ий Составить слова по схемам

Слайд 11

медведь – заяц - волк - От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. – медвеж онок – зайч онок – волч онок ?

Слайд 12

овца – кукушка – корова – лошадь – – ягн енок – кукуш онок – тел енок – жереб енок Усложним задание От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы.

Слайд 13

коты – ежи - От данных слов образуйте слова, обозначающие детенышей животных. Запишите их, обозначьте суффиксы. – кот ят а - еж ат а

Слайд 14

Автор работы: учитель русского языка и литературы гимназии №433 Курортного р-на С – Пб Кочина О.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суффикс – значимая часть слова (5 класс)

Суффикс – значимая часть слова (5 класс)...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»

В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

/Тема : «Суффикс – значимая часть слова» Цели урока: • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о ...

Урок русского языка в 5 классе "Суффикс - значимая часть слова"

Цели урока:Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме...

Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС «Суффикс – значимая часть слова»

С целью здоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и раб...

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...