Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : «Суффикс – значимая часть слова»
Цели урока:
- Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
- Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
- Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности, развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность, способствовать воспитанию навыков самообразования.
I. Организационный этап
2.Целеполагание: Притча
Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера». А поскольку он был человек очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось возможным, он решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что король даже не успел приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута - целый домище! Но король не растерялся, и в мгновенье ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ - в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ - в КРОВАТКУ. Король побежал на кухню. Ужас! Суп для гостей пересолили! Но прежде чем его успели подать к столу, СОЛЕНЫЙ суп стал СОЛОНОВАТЫМ, КИСЛЫЙ сок - чуть-чуть КИСЛОВАТЫМ, и даже старый повар из ЛЫСОГО превратился в ЛЫСОВАТОГО.
ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: дом ■ домище - домик
стол - столик стул – стульчик
кровать - кроватка
соленый - солоноватый
кислый - кисловатый лысый -лысоватый
- Какая часть слова пришла на помощь королю?
Сформулируйте и запишите тему урока. (Суффиксы и их значения.)
Какие задачи нам необходимо решить? Чему должны научиться?
Наши задачи: мы должны понять :
- Что образуют суффиксы?
- Какую роль играет суффикс в слове?
- Почему суффикс - значимая часть слова.
- Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
- На какие группы по значению делятся суффиксы?
- Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
3. Этап усвоения нового материала.
Актуализация знаний
Синтаксический разбор предложения.
Ярко светит солнышко.
Для чего нужен суффикс? Как изменилось слово солнышко с помощью суффикса? (Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой морфемы).
Знакомство с материалом учебника
(Суффикс занимает место после корня. Это значимая часть слова. Суффикс служит для образования слов с новым лексическим значением, а также для образования однокоренных слов различных частей речи.)
-Хотим узнать, какие значения бывают у суффиксов? Конечно, хотим.
Составление таблицы
СУФФИКСЫ | ЗНАЧЕНИЯ |
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки |
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- | название лица по роду занятий, по профессии |
-оват-,-еват- | признак предмета |
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | название лица по месту жительства |
-ец- | принадлежность действия лицу |
-ищ- | увеличительное значение |
-ищ- | место |
4. Этап первичного закрепления знаний
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)
- 1 группа:
— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.
- 2 группа (задания конструктивного уровня):
— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)
— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).
- 3 группа (задания творческого уровня):
— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )
— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).
— Вот и заканчивается наш урок.. Достаточно ли мы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.
- 1 группа:
Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.
- 2 группа:
Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.
5. Этап подведения итогов. Рефлексия
Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи.
А СЕГОДНЯ
- Что узнали нового?
- Полезен ли был урок?
- Что понравилось на уроке?
- Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?
- Я сегодня на уроке узнал и научился….
IY. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ
Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....
Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Морфема -наименьшая значимая часть слова"
В данном конспекте урока много полезного материала, предназначенного учителю русского языка. Здесь собраны задания, которые развивают творческую активность и познавательные интересы учащихся....
Конспект элемента урока по русскому языку «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Элемент урока по русскому языку проведён к классе для учащихся с ОВЗ...
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...
Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)
Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока: • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...