Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Секреты русского словообразования" содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
«Утверждаю» Приказ № ____ от «___»__________2012 г.
Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»
__________Кудрявцева О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса
«Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке»
для 8 класса
на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы
Составитель: Кибякова Е.И., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Цель преподавания: знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.
Задачи преподавания:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;
- формирование интереса к изучению родного языка.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, рассчитанной на 34 часа, по учебному плану МОУ «СОШ № 40 им. Токарева» - 35 часов. Резерв 1час.
Методы и формы, технологии обучения:
- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
- тестовые работы
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Программа Русский язык:7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ Львова С.И.-М.,:Вентана-Граф,2008 одобрена и рекомендована Российской академией образования. Методическое обеспечение соответствует авторской программе.
Календарно-тематический план
№ п/п | Название изучаемой темы | Всего часов | Дата | Корректировка даты | ||||
8А | 8Б | 8В | 8А | 8Б | 8В | |||
1 | Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка | 1 | ||||||
2 | Морфемно-словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава | 1 | ||||||
3 | Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. | 1 | ||||||
4 | Особенности детского словотворчества. | 1 | ||||||
5 | Механизм образования нового слова: добавление словообразующей морфемы к производящей основе. | 1 | ||||||
6 | Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. | 1 | ||||||
7 | Пристав ка и суффикс как словообразующие морфемы. | 1 | ||||||
8 | Основные способы образования слов. | 1 | ||||||
9 | Прис тавочный способ образования слов | 1 | ||||||
10 | Суффиксальный способ образования | 1 | ||||||
11 | Приставочно-суффиксальный способ образования | 1 | ||||||
12 | Сложение с суффиксацией. | 1 | ||||||
13 | Безаффиксный (бессуффиксный) способ. | 1 | ||||||
14 | Сложение как продуктивный способ образования слов в XX веке | 1 | ||||||
15 | Типы сложных слов и их написание | 1 | ||||||
16 | Проверочная работа «Способы словообразования» | 1 | ||||||
17 | Сложносокращённые слова; нормы употребления их в речи. | 1 | ||||||
18 | Справка о возникновении и истории наиболее употребительных сложносокращенных слов и аббревиатур. | 1 | ||||||
19 | Отношение производного и производящего однокоренного слова в словообразовательной паре. | 1 | ||||||
20 | Словообразовательная цепоч ка. | 1 | ||||||
21 | Гнездо однокоренных слов | 1 | ||||||
22 | Лингвистические словари, постро енные по гнездовому принципу. | 1 | ||||||
23 | Корень как значимая часть слова. | 1 | ||||||
24 | Семантико-словообразовательная общность однокоренных слов. | 1 | ||||||
25 | Слова-паронимы; их сходство и различие | 1 | ||||||
26 | Разграничение омонимичных корней (горе — гореть — гора). | 1 | ||||||
27 | Проверочная работа «Однокоренные слова» | 1 | ||||||
28 | Связанные корни. Вопрос об изменяемости корня. | 1 | ||||||
29 | Истори ческая справка о происхождении чередований гласных и соглас ных в корнях слов. | 1 | ||||||
30 | Неморфологические (неморфемные) способы образования: переход слова из одной части речи в другую | 1 | ||||||
31 | Сращение сочетания слов в одно слово | 1 | ||||||
32 | Активные процессы современного словопроизводства. | 1 | ||||||
33 | Разные типы морфемно-словообразовательнъх словарей. | 1 | ||||||
34 | Итоговый урок курса «Секреты русского словообразования. Как образуются слова в русском языке» Тестовая работа | 1 | ||||||
35 | Резерв | 1 | ||||||
Итого: | 35 ч. |
Формы занятий
-обобщающая беседа
- тестовые работы
- практические работы
Требования к уровню подготовки учащихся:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;
- развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов
Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ).
1. Проверочная работа «Способы словообразования»
2. Проверочная работа «Однокоренные слова»
3.Практическая работа «Работа со словарями»
4. Тестовая работа по всему курсу «Секреты русского словообразования»
Перечень УМК
Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, Вентана-Граф, 2008
Е.В.Язовицкий. Говорите правильно. Эстетика речи. Ленинград, «Просвещение»,1970
Жуковская О.А.,Шаповалова Т.А. Изучение словообразования. - М.,: Просвещение,1983
Н.Н.Соловьёва.Как сказать правильно?-М.,:ОНИКС,2008
Н.Н.Соловьёва.Как пишется правильно?-М.,:ОНИКС,2008
Н.Сычева.Пишем без ошибок.-М.,: «Прайм-Еврознак»,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов.Цель - знакомство с изобразительными возможностями русско...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе
Рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...