Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv._russkoe_pravopisanie_10_klass.docx | 52.1 КБ |
elektiv._russkoe_pravopisanie_10_klass.docx | 52.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО Черных Н. В. Протокол № ___ от «__»________________2012г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №16» г. Губкин Горшкова Е. А. «__»________________2012г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «СОШ №16» г. Губкин Гаврилова Р. П. Приказ № ___ от «__»_________________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кривошеевой Валентины Николаевны
высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 «А» класс
Базовый уровень
2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа учебного курса для 10 класса создана на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 -11 классы: элективные курсы / С. И. Львова – М.: Мнемозина, 2009.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того, чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс, такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:
и т. п.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков сособствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
В связи с тем, что федеральный базисный учебный план рассчитан на 35 учебных недель в год, изменено количество часов, отведённых на изучение раздела «Орфография» – 33 часа (Слитные, дефисные и раздельные написания 11 часов).
Обучение в 10 классе реализуется по учебникам: Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТРИД «Русское слово – РС», 2010 г. и Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. – М, 2005 г.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Организация учебного процесса предполагает включение работы с различными видами словарей (этимологический, орфографический, школьный словарь иностранных слов и т. д.) и тренировочные тесты в формате ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса в 10 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- знать и применять на практике систему правил, связанных с правописанием морфем;
- знать и применять на практике систему правил слитного, дефисного и раздельного написания;
- знать и применять на практике систему правил написания строчных и прописных букв;
- применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;
- уметь работать со словарями различных типов.
Календарно-тематический план
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Часы учебного времени | Даты проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
I полугодие | 16 | ||||
Особенности письменного общения | 2 | ||||
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 | 04.09.12 | Мультимед.през. «Русский язык» | |
2 | Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний. | 1 | 11.09.12 | ||
Орфография | 33 | ||||
Орфография как система правил правописания | 2 | ||||
3 | Семинар. Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 1 | 18.09.12 | А 3,А5 ЕГЭ | |
4 | Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации. | 1 | 25.09.12 | Таблица «Русская орфография» | |
Правописание морфем | 18 | ||||
Правописание корней | |||||
5 | Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | 1 | 02.10.12 | Распечатки с текстами | |
6 | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | 1 | 09.10.12 | Тренажер А 15 | |
7 | Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок). | 1 | 16.10.12 | Лингвистическая игра-викторина | |
8 | Практикум. Группы корней с чередованием гласных | 1 | 23.10.12 | Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов» | |
9 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 1 | 30.10.12 | Мульмед.през. «Занимательная орфография» | |
10 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | 1 | 13.11.12 | Комплексный анализ текста | |
Правописание приставок | |||||
11 | Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | 1 | 20.11.12 | Мультимед.през. «Правописание приставок» | |
12 | Приставки на з/с- фонетический принцип написания. | 1 | 27.11.12 | Мультимед.през. «Правописание приставок» | |
13 | Все остальные приставки( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания. | 1 | 04.12.12 | Мульмед.през., тесты с заданием А14 ЕГЭ | |
Правописание суффиксов | |||||
14 | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | 1 | 11.12.12 | Мультипрез. «Русский язык-это интересно» | |
15 | Практикум. Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | 1 | 18.12.12 | Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка» | |
16 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание | 1 | 25.12.12 | Тесты с заданием А 14 ЕГЭ | |
II полугодие | |||||
17 | Типичные суффиксы глагола и их написание. | 1 | 15.01.13 | ||
18 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1 | 22.01.13 | Мультимед.през. «Причастие и дееприч.» | |
19 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | 1 | 29.01.13 | « Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.» | |
Правописание окончаний | |||||
20 | Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.. | 1 | 05.02.13 | Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ | |
21 | Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 12.02.13 | «Рассыпавшиеся» тексты . | |
22 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы. | 1 | 19.02.13 | Текстоведческий анализ | |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 11 | ||||
23 | Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | 1 | 26.02.13 | Модели предложений с причастным оборотом | |
24 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 1 | 05.03.13 | Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ | |
25 | Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | 1 | 12.03.13 | Модели двусоставных и односост. предложений | |
26 | Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. | 1 | 19.03.13 | Орфографический словарь | |
27 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | 1 | 02.04.13 | Мульт.мед. през. «Правописание наречий» | |
28 | Практикум. Особенности написания производных предлогов. | 1 | 09.04.13 | Таблица «Правописание предлогов» | |
29 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. | 1 | 16.04.13 | Модели ( чтобы,также и тп) | |
30 | Образование и написание сложных слов (имена сущ., прилагательные, наречия). | 1 | 23.04.13 | Модели сложных предложений различных видов. | |
31 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | 1 | 30.04.13 | Мультимед.през. «Гордость России» | |
32 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1 | 07.05.13 | Таблица «Частицы НЕ и НИ» | |
33 | Конференция. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. | 1 | 14.05.13 | «Рассыпанные строчки стихотворения» | |
Написание строчных и прописных букв | 2 | КИМы ЕГЭ | |||
34 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 1 | 21.05.13 | Распечатки текстов для работы в парах. | |
35 | Подведение итогов. | 1 | 28.05.13 |
Содержание Рабочей программы
Особенности письменного общения (2ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли, ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п. Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (33 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-// -кас-, -лаг-// -лож-, -бер- // -бир, -тер- // -тир-, -стел- // -стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст- // -рос-, -скак- // -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор- // -гар-, -твар- // -твор, -зор- // -зар-, -клан- // -клон- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на –з, -с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов -чик-, -щик- со значением лица. Суффиксы -ек-, -ик-, -ец-, -иц- со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив-, -ев-, -к-, -ск-. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Написание суффикса -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-// обес-; -ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.
Правописание н и нн в кратких и полных формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных и глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е, -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание и, ы после ц; употребление разделительных ъ, ь.
Правописание согласных на стыке морфем, написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написание слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Прием поморфемной записи слов.
Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождение некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Формы и средства контроля
Для проверки уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:
- составление тестов по изучаемым темам;
- проведение практикумов, конференций, семинаров;
- проведение тренировочных тестов.
Учебно-методические средства обучения
Литература (основная и дополнительная)
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Цыбулько И. П. ЕГЭ – 2012. Русский язык: сборник заданий. – М.: Национальное образование, 2011.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Для учителя
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М.,1996.
Оборудование и приборы
Электронные пособия:
- Сборник презентаций «Орфография».
- 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
- Энциклопедия “Русский язык”. Новый диск. www. nd. ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО Черных Н. В. Протокол № ___ от «__»________________2012г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №16» г. Губкин Горшкова Е. А. «__»________________2012г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «СОШ №16» г. Губкин Гаврилова Р. П. Приказ № ___ от «__»_________________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кривошеевой Валентины Николаевны
высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 «А» класс
Базовый уровень
2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа учебного курса для 10 класса создана на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 -11 классы: элективные курсы / С. И. Львова – М.: Мнемозина, 2009.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта "этимологическая рефлексия" (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того, чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс, такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно - словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:
и т. п.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков сособствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
В связи с тем, что федеральный базисный учебный план рассчитан на 35 учебных недель в год, изменено количество часов, отведённых на изучение раздела «Орфография» – 33 часа (Слитные, дефисные и раздельные написания 11 часов).
Обучение в 10 классе реализуется по учебникам: Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТРИД «Русское слово – РС», 2010 г. и Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. – М, 2005 г.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Организация учебного процесса предполагает включение работы с различными видами словарей (этимологический, орфографический, школьный словарь иностранных слов и т. д.) и тренировочные тесты в формате ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса в 10 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- знать и применять на практике систему правил, связанных с правописанием морфем;
- знать и применять на практике систему правил слитного, дефисного и раздельного написания;
- знать и применять на практике систему правил написания строчных и прописных букв;
- применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;
- уметь работать со словарями различных типов.
Календарно-тематический план
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Часы учебного времени | Даты проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
I полугодие | 16 | ||||
Особенности письменного общения | 2 | ||||
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 | 04.09.12 | Мультимед.през. «Русский язык» | |
2 | Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний. | 1 | 11.09.12 | ||
Орфография | 33 | ||||
Орфография как система правил правописания | 2 | ||||
3 | Семинар. Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 1 | 18.09.12 | А 3,А5 ЕГЭ | |
4 | Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации. | 1 | 25.09.12 | Таблица «Русская орфография» | |
Правописание морфем | 18 | ||||
Правописание корней | |||||
5 | Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | 1 | 02.10.12 | Распечатки с текстами | |
6 | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | 1 | 09.10.12 | Тренажер А 15 | |
7 | Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок). | 1 | 16.10.12 | Лингвистическая игра-викторина | |
8 | Практикум. Группы корней с чередованием гласных | 1 | 23.10.12 | Мульт.през. «Чередование гласных в корнях слов» | |
9 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 1 | 30.10.12 | Мульмед.през. «Занимательная орфография» | |
10 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов. | 1 | 13.11.12 | Комплексный анализ текста | |
Правописание приставок | |||||
11 | Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | 1 | 20.11.12 | Мультимед.през. «Правописание приставок» | |
12 | Приставки на з/с- фонетический принцип написания. | 1 | 27.11.12 | Мультимед.през. «Правописание приставок» | |
13 | Все остальные приставки( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания. | 1 | 04.12.12 | Мульмед.през., тесты с заданием А14 ЕГЭ | |
Правописание суффиксов | |||||
14 | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | 1 | 11.12.12 | Мультипрез. «Русский язык-это интересно» | |
15 | Практикум. Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | 1 | 18.12.12 | Лингвистическая игра «Путешествие в мир родного языка» | |
16 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание | 1 | 25.12.12 | Тесты с заданием А 14 ЕГЭ | |
II полугодие | |||||
17 | Типичные суффиксы глагола и их написание. | 1 | 15.01.13 | ||
18 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1 | 22.01.13 | Мультимед.през. «Причастие и дееприч.» | |
19 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | 1 | 29.01.13 | « Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.» | |
Правописание окончаний | |||||
20 | Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.. | 1 | 05.02.13 | Тесты заданий А12-А18 ЕГЭ | |
21 | Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 12.02.13 | «Рассыпавшиеся» тексты . | |
22 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы. | 1 | 19.02.13 | Текстоведческий анализ | |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 11 | ||||
23 | Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | 1 | 26.02.13 | Модели предложений с причастным оборотом | |
24 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 1 | 05.03.13 | Тесты с заданием А15-А17 ЕГЭ | |
25 | Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | 1 | 12.03.13 | Модели двусоставных и односост. предложений | |
26 | Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. | 1 | 19.03.13 | Орфографический словарь | |
27 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | 1 | 02.04.13 | Мульт.мед. през. «Правописание наречий» | |
28 | Практикум. Особенности написания производных предлогов. | 1 | 09.04.13 | Таблица «Правописание предлогов» | |
29 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. | 1 | 16.04.13 | Модели ( чтобы,также и тп) | |
30 | Образование и написание сложных слов (имена сущ., прилагательные, наречия). | 1 | 23.04.13 | Модели сложных предложений различных видов. | |
31 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | 1 | 30.04.13 | Мультимед.през. «Гордость России» | |
32 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1 | 07.05.13 | Таблица «Частицы НЕ и НИ» | |
33 | Конференция. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. | 1 | 14.05.13 | «Рассыпанные строчки стихотворения» | |
Написание строчных и прописных букв | 2 | КИМы ЕГЭ | |||
34 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 1 | 21.05.13 | Распечатки текстов для работы в парах. | |
35 | Подведение итогов. | 1 | 28.05.13 |
Содержание Рабочей программы
Особенности письменного общения (2ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли, ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п. Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (33 ч)
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-// -кас-, -лаг-// -лож-, -бер- // -бир, -тер- // -тир-, -стел- // -стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст- // -рос-, -скак- // -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор- // -гар-, -твар- // -твор, -зор- // -зар-, -клан- // -клон- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на –з, -с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов -чик-, -щик- со значением лица. Суффиксы -ек-, -ик-, -ец-, -иц- со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив-, -ев-, -к-, -ск-. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Написание суффикса -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-// обес-; -ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.
Правописание н и нн в кратких и полных формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных и глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е, -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание и, ы после ц; употребление разделительных ъ, ь.
Правописание согласных на стыке морфем, написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написание слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Прием поморфемной записи слов.
Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождение некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Формы и средства контроля
Для проверки уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:
- составление тестов по изучаемым темам;
- проведение практикумов, конференций, семинаров;
- проведение тренировочных тестов.
Учебно-методические средства обучения
Литература (основная и дополнительная)
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Цыбулько И. П. ЕГЭ – 2012. Русский язык: сборник заданий. – М.: Национальное образование, 2011.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Для учителя
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М.,1996.
Оборудование и приборы
Электронные пособия:
- Сборник презентаций «Орфография».
- 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
- Энциклопедия “Русский язык”. Новый диск. www. nd. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунк...
Рабочая программа дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенн...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ" 10-11 КЛАСС
Программа курса для подготовки обучающихся к ГИА...