РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов.Цель - знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах,развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»
«Утверждаю» Приказ № ____ от «___»__________2012 г. Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева» ________Кудрявцева О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса
«Секреты русского словообразования»
для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы
Составитель: Кибякова Е.И., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Цель преподавания: знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.
Задачи преподавания:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;
- формирование интереса к изучению родного языка.
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, рассчитанной на 34 часа, по учебному плану МОУ «СОШ № 40 им. Токарева» - 35 часов. Резерв 1час.
Методы и формы, технологии обучения:
- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;
- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;
- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфемный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа
- тестовые работы;
- практические работы.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.
Программа Русский язык:7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ Львова С.И.-М.,:Вентана-Граф,2008 одобрена и рекомендована Российской академией образования.
Методическое обеспечение соответствует авторской программе.
Календарно-тематический план
№ п/п | Название изучаемой темы | Всего часов | Дата | Корректировка даты | ||||
9А | 9Б | 9В | 9А | 9Б | 9В | |||
1 | Исторические изменения в структуре слова. | 17 | ||||||
1.1 | Исторические изменения в структуре слова | 1 | ||||||
1.2 | Появление новых морфем | 1 | ||||||
1.3 | ОпрОщение,переразложение,усложнение. | 1 | ||||||
1.4 | Изменения звукового облика морфем | 1 | ||||||
1.5 | Конференция «Изменения в структуре слова» | 1 | ||||||
1.6 | Использование иноязычных элементов при образовании слов | 1 | ||||||
1.7 | Словообразовательные и семантические кальки | 1 | ||||||
1.8 | Практическая работа «Словообразовательные кальки» | 1 | ||||||
1.9 | Ознакомление с историей и этимологией глаголов | 1 | ||||||
1.10 | Ознакомление с историей и этимологией существительных | 1 | ||||||
1.11 | Ознакомление с историей и этимологией прилагательных | 1 | ||||||
1.12 | Практическая работа «Этимология слов» | 1 | ||||||
1.13 | Этимологический анализ слова | 1 | ||||||
1.14 | Работа над этимологическим анализом слова | 1 | ||||||
1.15 | Этимологический словарь | 1 | ||||||
1.16 | Орфографический словарь с этимологическими комментариями | 1 | ||||||
1.17 | Практическая работа со словарями | 1 | ||||||
2. | Изобразительные возможности русского словообразования | 17 | ||||||
2.1 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство | 1 | ||||||
2.2 | Виды словообразовательных повторов | 1 | ||||||
2.3 | Слова паронимы и паронимическое противопоставление | 1 | ||||||
2.4 | Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём | 1 | ||||||
2.5 | Своеобразие использования уменьшительно – ласкательных суффиксов | 1 | ||||||
2.6 | Основные способы привлечения внимания к значению морфем. | 1 | ||||||
2.7 | Использование двухприставочных глаголов в УНТ. | 1 | ||||||
2.8 | Защита рефератов. «Симантизация морфем» | 1 | ||||||
2.9 | Приём этимологизации как характеристика необразованных людей | 1 | ||||||
2.10 | Этимологизация как средство выражения иронии, сарказма. | 1 | ||||||
2.11 | Этимологизация как средство оживления пейзажных зарисовок | 1 | ||||||
2.12 | Практическая работа «Приёмы этимологизации» | 1 | ||||||
2.13 | Ассоциативные каламбуры | 1 | ||||||
2.14 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка | 1 | ||||||
2.15 | Индивидуально - авторские образования (окказионализмы) | 1 | ||||||
2.16 | Практическая работа «Использование приёмов в художественной литературе» | 1 | ||||||
2.17 | Итоговая конференция. Защита рефератов. | 1 | ||||||
3. | Резерв | 1 | ||||||
Итого: | 35 ч. |
Формы занятий:
- уроки – лекции;
- конференции;
- практикумы;
- защита рефератов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;
- совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;
- развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов.
Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ).
1. Конференция «Изменения в структуре слова»
2.Практическая работа «Словообразовательные кальки»
3.Практическая работа «Этимология слов»
4.Практическая работа со словарями
5.Защита рефератов. «Симантизация морфем»
6.Практическая работа «Приёмы этимологизации»
7.Практическая работа «Использование приёмов в художественной литературе»
8.Итоговая конференция. Защита рефератов.
Перечень УМК.
Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, Вентана-Граф, 2008
Дополнительная литература для учителя:
Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М., 2006.
Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М., 2000.
Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5 – 9 классах: книга для учителя. – М., 1996.
Львова С.И.Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. – М., 2000.
Потиха З.А. Современное русское словообразование.– М., 1970.
Дополнительная литература для учащихся
Максимов В.И. К тайнам словообразования. – М., 1980.
Львова С.И. Морфемика и словообразование. Пособие для учащихся. – М., 1996.
Аверьянова А.П. Как образуются слова. – М.;-Л., 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Секреты немецкой кухни"
Пояснительная записка....
Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс
Рабочая программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ...
Программа по ДО Русская лапта 5-9классы
Программа служит основным документом для эффективного по¬строения подготовки игроков в русскую лапту и решению задач физического воспитания детей школьного возраста. Программа содержит научно обосно...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (базовый уровень) 7-9классы
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (базовый уровень) 7-9классы...
Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса
Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...
Приложение к рабочей программе по «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9класс)
Календарно - тематический план для 8 класса по ОБЖ...
Рабочая программа курса "Секреты русского языка" 6 класс
Рабочая программа курса "Секреты русского языка" класс...