РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Секреты русского словообразования» для 9 класса
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Львовой С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов.Цель знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах,развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 40 имени Вячеслава Токарева»

                                                                                                        «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приказ № ____ от         «___»__________2012 г.                                                                Директор МБОУ «СОШ № 40 им. В.Токарева»         ________Кудрявцева О.Г.        

                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса

 «Секреты русского словообразования»

для 9  класса

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Львовой С.И. Русский язык.            Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы

Составитель: Кибякова Е.И., учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Цель преподавания: знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах.

Задачи преподавания:

- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;

- развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях;

- формирование интереса к изучению родного языка.

 

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, рассчитанной на 34 часа,  по учебному плану МОУ «СОШ № 40 им. Токарева» - 35 часов. Резерв 1час.

Методы и формы, технологии обучения:

- анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова;

- орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей;

- активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

- различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфемный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа

- тестовые работы;

-  практические  работы. 

                                                                                                                                         

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

 Программа Русский язык:7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов/ Львова С.И.-М.,:Вентана-Граф,2008 одобрена и рекомендована Российской академией образования.

Методическое обеспечение соответствует авторской программе.

Календарно-тематический план

№ п/п

Название изучаемой темы

Всего часов

Дата

Корректировка даты

  1

Исторические  изменения в структуре слова.

  17

1.1

Исторические изменения  в структуре слова

1

1.2

Появление новых морфем

1

1.3

ОпрОщение,переразложение,усложнение.

1

1.4

Изменения звукового облика морфем

1

1.5  

Конференция «Изменения в структуре слова»

1

1.6

Использование иноязычных элементов при образовании слов

1

1.7

Словообразовательные и семантические  кальки

1

1.8

Практическая работа «Словообразовательные  кальки»

1

1.9

Ознакомление  с  историей  и этимологией  глаголов

1

1.10  

Ознакомление  с  историей  и этимологией  существительных

1

1.11

Ознакомление  с  историей  и этимологией  прилагательных

1

1.12

Практическая работа «Этимология слов»

1

1.13

Этимологический анализ слова

1

1.14

Работа над  этимологическим анализом  слова

1

1.15

Этимологический  словарь

1

1.16

Орфографический словарь  с   этимологическими  комментариями

1

1.17

Практическая работа со словарями

1

2.

Изобразительные возможности русского словообразования

17

2.1

Словообразовательный повтор как стилистическое средство

1

2.2

Виды словообразовательных повторов

1

2.3

Слова паронимы и паронимическое  противопоставление

1

2.4

Слова  с суффиксами  субъективной оценки  как изобразительный приём

1

2.5

Своеобразие использования  уменьшительно – ласкательных суффиксов

1

2.6

Основные способы привлечения внимания к значению морфем.

1

2.7

Использование  двухприставочных глаголов  в УНТ.

1

2.8

Защита рефератов. «Симантизация  морфем»

1

2.9

Приём  этимологизации  как характеристика  необразованных  людей

1

2.10

Этимологизация как средство выражения иронии, сарказма.

1

2.11

Этимологизация как средство оживления пейзажных зарисовок

1

2.12

Практическая работа «Приёмы этимологизации»  

1

2.13

Ассоциативные каламбуры

1

2.14

Словообразовательная модель как  источник пополнения словарного состава языка

1

2.15

Индивидуально - авторские  образования (окказионализмы)

1

2.16

Практическая работа «Использование приёмов  в художественной литературе»

1

2.17

Итоговая  конференция. Защита рефератов.

1

3.

Резерв

1

Итого:

35 ч.

 

                                                        Формы занятий:

 - уроки – лекции;

-  конференции;

-  практикумы;

 - защита рефератов.

                              Требования к уровню подготовки учащихся:

- повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний;

- совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа;

- развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов.

                                   Перечень контрольно-измерительных материалов (КИМ).

1. Конференция «Изменения  в структуре слова»

2.Практическая работа «Словообразовательные  кальки»

3.Практическая работа «Этимология слов»

4.Практическая работа со словарями

5.Защита рефератов. «Симантизация  морфем»

6.Практическая работа «Приёмы этимологизации»  

7.Практическая работа «Использование приёмов  в художественной литературе»

8.Итоговая  конференция. Защита рефератов.

                                                          Перечень УМК.

Львова С.И. Русский язык. Программы факультативных и элективных курсов 7-11 классы, Вентана-Граф, 2008

Дополнительная литература для учителя:

Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М., 2006.

Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М., 2000.

Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5 – 9 классах: книга  для учителя. – М., 1996.

Львова С.И.Орфография. Этимология  на службе  орфографии: Пособие для учителя. – М., 2000.

Потиха З.А. Современное  русское   словообразование.– М., 1970.

Дополнительная литература для учащихся 

Максимов В.И. К тайнам  словообразования. – М., 1980.

Львова С.И. Морфемика  и словообразование. Пособие для учащихся. – М., 1996.

Аверьянова А.П. Как  образуются слова. – М.;-Л., 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс

    Рабочая программа разработана на основе  программы среднего (пол­ного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жиз­недеятельности» ...

Программа по ДО Русская лапта 5-9классы

Программа служит основным документом для эффективного по¬строения подготовки игроков в русскую лапту и решению задач физического воспитания детей школьного возраста. Программа содержит научно обосно...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» (базовый уровень) 7-9классы

Рабочая программа  по предмету  «Русский язык»   (базовый уровень)  7-9классы...

Рабочая программа элективного курса "Физический эксперимент" для 9класса

Элективный курс разработан для учащихся 9класса. Физика - экспериментальная наука, в которой любое утверждение справедливо, если оно подтверждается результатами опыта. Учебный физический эксперимент в...

Рабочая программа курса "Секреты русского языка" 6 класс

Рабочая программа курса "Секреты русского языка" класс...