Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах
рабочая программа по русскому языку на тему
Предлагаю своб разработку рабочей программы в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования по делам молодежи, физической культуре и спорту Урицкого района
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на пед.совете с руководителем ШМО Директор МОУ Протокол № 1 Петрушина Г.А.
от 31августа 2011г. Приказ №______
от « »____________2011 г.
Рабочая программа учителя
I квалификационной категории
(Приказ № 22 от 28.02.08)
Сулиной Веры Вениаминовны, 1965 года рождения, стаж работы – 25 лет,
имеющей Почетные грамоты и премии,
по учебному курсу «Русский язык»
УМК: .А. Ладыженская, М.Т. Баранов, 2011 г.
Учебный предмет: русский язык
5 класс – 6 часов;
6 класс – 5 часов;
7 класс – 4 часа;
8 класс – 3 часа;
9 класс- 2 часа.
Итого: 20 часов
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004г.), Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2010 года и национально-регионального компонента государственного стандарта (НРК ГОС).
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
1. пояснительную записку;
2. собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
- учебно-тематическое планирование;
- количество часов;
- виды контроля;
3. требования к уровню образованности пятиклассников.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
· совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).
Обучение русскому языку в 5 классе ведётся по учебнику «Русский язык» под редакцией Т.А. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Москва, «Просвещение», 2006- 2010 гг.
Кроме того, для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
- Методические рекомендации к учебнику русского языка Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе».
- Методический журнал «Русский язык в школе».
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку. В.В. Тихонова, «Дрофа».
- Тестовые задания по русскому языку. А.Б. Малюшкин, Творческий центр «Сфера», Москва.
- КИМ Русский язык, Москва, «ВАКО», 2010.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Язык – важнейшее средство общения. | 2+1 |
2. | Повторение пройденного в 1-4 классах. | 17+3 |
3. | Синтаксис и пунктуация. | 29+7 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. | 15+3 |
5. | Лексика. | 8+2 |
6. | Морфемика. Орфография. | 22+4 |
7. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
8. | Морфология. Имя существительное. | 20+4 |
9. | Имя прилагательное. | 12+4 |
10. | Глагол. | 36+6 |
11. | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. | 6+2 |
Формы контроля знаний
Формами контроля знаний, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы типа диктант с грамматическим заданием, тесты, изложения с творческим заданием, сочинения различных жанров.
Требования к уровню образованности учащихся 5 класса.
Учащиеся должны уметь:
по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; проводить словообразовательный разбор;
по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей
речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
по связной речи: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно, сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Москва, Просвещение, 2010.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
1. пояснительную записку;
2. собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
- учебно-тематическое планирование;
- содержание обучения;
- виды контроля;
3. требования к уровню образованности шестиклассников.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Цели и общие требования подготовки учащихся по предмету полностью соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта по русскому языку основного общего образования.
Обучение русскому языку в 6 классе ведется по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2010 г. для 5-9 классов, по учебнику «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2006-2010 гг.
Календарно- тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено согласно учебному базисному плану и примерной программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2010г.
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.
При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).
Содержание обучения русскому языку в 6 классе.
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Вводный урок. | 1 |
2. | Связная речь. | 28 |
3. | Повторение изученного в 5 классе. | 8+2 |
4. | Словообразование. | 24+4 |
5. | Глагол. | 24+6 |
6. | Имя прилагательное. | 18+3 |
7. | Имя числительное. | 12+2 |
8. | Наречие. | 1 |
9. | Местоимение. | 19+3 |
10. | Повторение изученного в 6 классе. | 8+2 |
Формы контроля знаний
Формами контроля знаний, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы типа диктант с грамматическим заданием, тесты, изложения с творческим заданием, сочинения различных жанров.
Для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
- Методические рекомендации к учебнику русского языка Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе».
- Методический журнал «Русский язык в школе».
Требования к уровню образованности:
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- пользоваться разными видами лингвистических словарей;
- речевая деятельность, чтение:
выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов;
- анализ текста:
определять стили речи;
находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи;
определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста;
выделять в тексте описание состояния человека;
находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.;
- воспроизведение текста:
подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- создание текста:
создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
писать сочинения-описания внешности и состояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством противного;
писать заметку в газету, рекламные аннотации;
- совершенствование текста:
с учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов;
- орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- словообразование:
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
- морфология:
распознавать части речи;
знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
- орфография:
характеризовать изученные орфограммы и объяснять их правописание;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
- синтаксис:
определять синтаксическую роль частей речи;
различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- пунктуация:
обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-6 классах знаки препинания.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
1. пояснительную записку;
2. собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
- учебно-тематическое планирование;
- количество часов;
- виды контроля;
3. требования к уровню образованности семиклассников.
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год».
3. Учебный план МОУ – Себякинской основной общеобразовательной школы на 2010 – 2011 уч.год.
4. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15
Обучение русскому языку в 7 классе ведется по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2010 г. для 5-9 классов, по учебнику «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2006-2010 гг.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
По школьному учебному плану на изучение русского языка выделено 4 часа в неделю
( 136 часов в год).
Календарно- тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование составлено согласно учебному базисному плану и примерной программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2007-2010гг.
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.
При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
- Н.Г. Горшакова «Поурочное планирование по русскому языку», «Экзамен», Москва, 2007.
- Методические рекомендации к учебнику русского языка Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 7 классе»
- Методический журнал «Русский язык в школе».
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку. В.В. Тихонова, «Дрофа».
- Тестовые задания по русскому языку. А.Б. Малюшкин, Творческий центр «Сфера», Москва, «ВАКО», 2010
Содержание обучения русскому языку в 7 классе
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2. | Связная речь. | 32 |
3. | Закрепление и углубление изученного в 6 классе. | 12+2 |
4. | Морфология. Орфография.Причастие. | 25+6 |
5. | Деепричастие. | 10+6 |
6. | Категория состояния. | 4+2 |
7. | Наречие. | 28+6 |
8. | Служебные части речи. | 1 |
9. | Предлог. | 11+2 |
10. | Союз. | 16+2 |
11 | Частица. | 18+4 |
12. | Междометия и подражательные слова. | 4 |
13. | Повторение и обобщение изученного | 12+2 |
Основные умения и навыки
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:
По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи( наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия);
По словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
По морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
По синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в тексте;
По орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами.
По пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-7 классах правилах пунктуации;
По связной речи: определять стили речи; находить языковые средства, характерные для публицистического стиля; определять прямой и обратный порядок слов в предложении; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, предающие оценку предметов, действий, состояний; подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие типы речи; создавать устные и письменные высказывания изученных стилей речи; писать сочинение- описание внешности и состояния человека, характеристику человека; сочинение на морально- этическую тему; писать заметку в газету; редактировать текст
Формы контроля знаний
Формами контроля знаний, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы типа диктант с грамматическим заданием, тесты, изложения с творческим заданием, сочинения различных жанров.
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, и национально-регионального компонента государственного стандарта (НРК ГОС).
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
- пояснительную записку;
- собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
- Учебно-тематическое планирование;
- Количество часов;
- Требования федерального компонента ГОСа;
- Национально-региональный компонент ГОСа;
- Содержательные линии образовательной области:
- Составляющие качества образования;
- Предметно-информационная;
- Деятельностно-коммуникативная:
- Ценностно-ориентационная;
- Программное и учебно-методическое обеспечение;
- Виды контроля;
- Требования к уровню образованности восьмиклассников.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитиеинтеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание обучения русскому языку в 8 классе
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Функции русского языка в современном мире. | 1 |
2. | Повторение пройденного в 5-7 классах. | 6+2 |
Синтаксис. Пунктуация. | ||
3. | Словосочетание. | 2 |
4. | Простое предложение. | 3+1 |
Простые двусоставные предложения | ||
5. | Главные члены предложения | 6+2 |
6. | Второстепенные члены предложения | 6+2 |
7. | Простые односоставные предложения. | 9+2 |
8. | Неполные предложения. | 2 |
9. | Однородные члены предложения. | 12+2 |
10. | Обращения, вводные слова и междометия. | 9+2 |
11. | Обособленные члены предложения. | 18+2 |
12. | Прямая и косвенная речь. | 6+1 |
13. | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. | 5+1 |
Обучение русскому языку в 8 классе ведётся по учебнику под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Н.А. Николиной, Москва, «Просвещение», 2006-2010 гг.
Кроме того, для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
1. Методические рекомендации к учебнику русского языка Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 8 классе».
- Методический журнал «Русский язык в школе».
- Контрольные и проверочные работы по русскому языку. В.В. Тихонова, «Дрофа».
- Тестовые задания по русскому языку. А.Б. Малюшкин, Творческий центр «Сфера», Москва.
- КИМ Русский язык, Москва, «ВАКО», 2010.
- В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория 5-9 класс.
- Ю.С.Пичугов. Русский язык. Практика 8-9 класс (научный редактор профессор В.В.Бабайцева).
Требования к уровню образованности восьмиклассников:
В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
- основные нормы русского литературного языка;
- словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
- грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
- односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
- признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
- осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);
уметь:
- опознавать единицы синтаксиса;
- проводить анализ словосочетаний предложений;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:
1. пояснительную записку;
2. собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
- учебно-тематическое планирование;
- количество часов;
- виды контроля;
3. требования к уровню образованности семиклассников.
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год».
3. Учебный план МОУ – Себякинской основной общеобразовательной школы на 2010 – 2011 уч.год.
4. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15
Обучение русскому языку в 9 классе ведется по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2010 г. для 5-9 классов, по учебнику «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова М: «Просвещение», 2008- 2010 гг.
Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Основные цели курса:
- развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в разных сферах общения. Кроме того, освоение курса предполагает решение следующих задач:
-формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности;
-развитие умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств;
-формирования навыков грамотной устной и письменной речи в разных ситуациях речевого общения.
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений, навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуаци ях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие го товности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к ре чевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нор мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере обще ния; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преоб разовывать необходимую информацию;
- подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной школы;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах че ловеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Цели и общие требования подготовки учащихся по предмету полностью соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта по русскому языку основного общего образования.
Прогнозируемый результат:
- формирование общекультурного уровня, который позволил бы выпускнику продолжить обучение в средних специальных образовательных учреждениях и высшей школе.
Содержание обучения русскому языку в 9 классе
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Международное значение русского языка. | 1 |
2. | Повторение пройденного в 5-8 классах. | 15+2 |
3. | Сложные предложения. | 1 |
4. | Союзные сложные предложения. | 6 |
5. | Сложносочиненные предложения. | 3+2 |
6. | Сложноподчиненные предложения. | 19+5 |
7. | Бессоюзные сложные предложения. | 6+2 |
8. | Сложные предложения с различными видами связи. | 5+2 |
9. | Общие сведения о языке. | 3 |
10. | Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию. | 4+2 |
Формы контроля знаний
Формами контроля знаний, выявляющими подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы типа диктант с грамматическим заданием, тесты, изложения с творческим заданием, сочинения различных жанров.
Для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
- Методические рекомендации к учебнику русского языка Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 9 классе», Москва, «Дрофа».
- ГИА -2010 «Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме, И.П. Цибулько, АСТ, «Астрель», Москва, 2009.
- Русский язык, 9 класс, Итоговая аттестация, Л.И. Мальцева, НИИ школьных технологий, Москва, 2010.
- ГИА-2010 Русский язык. Сборник заданий, Москва, ЭКСМО, 2009.
- Русский язык, 10-11 класс В.В. Бабайцева, Москва «Дрофа», 2005.
- ГИА 2010 Н.А. Сенина, Ростов-на-Дону, «Легион» 2009.
- Методический журнал «Русский язык в школе».
Требования к уровню образованности:
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- пользоваться разными видами лингвистических словарей;
- речевая деятельность, чтение:
выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов;
- анализ текста:
определять стили речи;
находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи;
определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста;
выделять в тексте описание состояния человека;
находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.;
- воспроизведение текста:
подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- создание текста:
создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
писать сочинения-описания внешности и состояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством противного;
писать заметку в газету, рекламные аннотации;
- совершенствование текста:
с учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов;
- орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- словообразование:
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
- морфология:
распознавать части речи;
знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
- орфография:
характеризовать изученные орфограммы и объяснять их правописание;
правильно писать слова с изученными орфограммами;
- синтаксис:
определять синтаксическую роль частей речи;
различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- пунктуация:
обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-9 классах знаки препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...