Апробация УМК по русскому языку (Е.А.Быстрова)
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Данный материал раскрывает особенности нового УМК по русскому языку, автором которого является Е.А.Быстрова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprobaciya_umk_po_russkomu_yazyku_pod_red.e.a.bystrovoy.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт

по результатам апробации УМК по русскому языку под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой «Русский язык. 5 класс»

1. Общие сведения

Ф.И.О. педагога Лазарева Людмила Мухединовна

Стаж работы: общий 21

педагогический 21

Образование, специальность : высшее, учитель русского языка и литературы

Квалификационная категория высшая

Награды: Почётный работник общего образования, победитель ПНПО (2007год), дипломант Всероссийского конкурса «Учитель года -2007»

Работает по учебнику: под редакцией академика Российской академии образования

Е.А. Быстровой «Русский язык. 5 класс»

Класс (группа) 5 «М»

Профиль физико-математический

Количество учащихся (воспитанников) на начало апробации 31

Количество учащихся (воспитанников) на конец апробации 31

Из них юношей (мальчиков) 17, девушек (девочек) 14

Количество часов, отведенных на изучение предмета в учебном плане 210

Тип и вид учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Физико-математическая школа №32» г.Астрахани

Юридический адрес 414040 г.Астрахань, ул Марфинская 21/43

Учебный год 2011-2012

Соответствие учебника требованиям стандарта по предмету

Учебник полностью соответствует требованиям стандарта по русскому языку, позволяя совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Включены все элементы стандарта.

Стиль изложения

С одной стороны, соблюдены нормы научного стиля. Учебник терминологичен, все термины выделены жирным шрифтом, изложение содержания приближено к научной терминологии. Например, введены (по сравнению с учебником Ладыженской) термины «морфема», «грамматический предмет», «фонетическая транскрипция», «инфинитив», «орфоэпия», «производное слово», «производящее слово»…

С другой стороны, термины не «утяжеляют» текст учебника, а, наоборот, позволяют глубже вникнуть в содержание, избежать неточности и неудобства с синонимической заменой (например, если вместо слова «морфема» употреблять «часть слова», вместо «транскрипция» - звуковая запись и т. п.). Термины легко усваиваются детьми и входят в их словарный запас, что позволяет говорить о лингвистике языком лингвистики.

Кроме того, в изложении материала обращает на себя внимание то, что авторы употребляют местоимения «мы», «вы», что делает текст личностно значимым для ребёнка.

Логика изложения

Во-первых, стоит отметить то, что логика соблюдается как на внешнем уровне (от темы к теме), так и на внутреннем (в рамках параграфа). Многие темы уже в учебнике 5 класса доведены до логического конца. Например, в учебнике даны не 2 группы приставок, а 3, что позволяет иметь целостное представление о теме.

Интересна и логическая связь между темами. Например, после изучения морфем даются способы образования слов, что позволяет вывести ребёнка на функциональный уровень: в его сознании морфема существует не сама по себе, а в связи с тем, какую роль она выполняет (образует новые слова). Так намечен логический переход к словообразованию в 6 классе. Или, например, после темы «Предложения с обращениями» изучается тема «Предложения с вводными словами», что, во-первых, расширяет представления ребёнка о словах, грамматически не связанных с членами предложения, а, во-вторых, логически связана с ранее изученной темой «Речь» и позволяет в дальнейшем при самостоятельном создании разных текстов избежать ошибок в пунктуации и через вводные слова выразить отношение к написанному.

Отдельно о логике параграфа. Параграф чётко структурирован. Каждая из микротем параграфа освещает часть общей темы. Упражнения тоже даны в соответствии с микротемами.

Очень импонирует логика изложения правила: дано не только само правило, но и алгоритм его применения. Например, при изучении темы «Суффиксы ЧИК и ЩИК» на основании материала параграфа можно составить пошаговую инструкцию: 1. Определяем значение суффикса; 2. Определяем, от какого слова образовано данное, с целью найти, чётко расслышать согласную; 3. Применяем правило; 4. Проверяем сочетания НЧ, НЩ, РЩ, ЛЬЩ на стыке с суффиксом.

Стоит сказать и о логике в заданиях к упражнениям. Они учат ребёнка вчитываться, понимая смысл написанного. Например, выполняя самостоятельно упражнение 249 (2 ч.), ребёнок, для того чтобы прийти к результату, должен составить алгоритм действий.

Методический аппарат учебника

В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации.

  1. Уже в условных обозначениях есть значок «скрепка», под которым располагается дополнительный теоретический материал для тех, кто может и стремится узнать больше. В частности, под «скрепкой» в теме «Омонимы» даётся понятие об омографах, омофонах и омоформах.
  2. В учебнике много творческих заданий разного уровня. Предоставлена возможность учителю и ученику выбирать в зависимости от интересов, степени сложности, психологических особенностей. Например, в упр. 132 (1ч.) задание по выбору: написать сочинение «Зимнее утро» или «Иней». Или в задании на с. 135 (1 ч.) предлагается написать изложение от лица Мышки или Кошки. Кроме того, в одном параграфе может быть несколько творческих заданий, и учитель может предложить одной группе учащихся одно, а другой – другое. Например, в упр. 250, 251 (2ч.) творческие задания ориентированы на употребление в речи составной превосходной степени прилагательных, поиск материала в Интернете. Но задание в упр. 251 предполагает большую степень творчества, заставляет не просто найти информацию, но и выразить личностное отношение к ней.

Также в учебнике предполагаются возможности для организации разнообразной деятельности учащихся.

  1. Учитель, работая с данным учебником, может активно использовать не только фронтальные виды работы, но и индивидуальные, и групповые. Работу в группах можно сосредоточить вокруг решения проблемы. Например: на материале параграфа 19 (2.ч.) можно организовать работу в группах вокруг вопроса, в основе которого лежит противоречие между житейскими наблюдениями детей и научными сведениями: «Кукла не дышит, не ест. Почему большинство носителей языка относят это слово к одушевлённым существительным?». Одна группа ищет аргументы в правиле, другая – в тексте упр. 139, третья – в житейских наблюдениях.

В упражнениях «Читаем, говорим, пишем» много возможностей для индивидуальной работы и индивидуальных опережающих заданий. Давая эти задания, педагог может учитывать темперамент, склонности и интересы, право- и левополушарность, ведущий канал восприятия информации. Например, на с. 128 (2ч.) задание: «Представьте себя в роли художника…Какие события и в какой последовательности он должен отразить в рисунках?» может быть дано не всем, а индивидуально, причём детям разного склада. Левополушарные детализируют, а правополушарные (их немного) делают небольшую событийную цепочку. Задача учителя – привести к балансу. Или на с. 150 задание об архитектурных памятниках тоже может носить индивидуальный характер. Требуется подбор материала, личностное отношение к нему.

  1. В учебнике представлен в большом изобилии материал для самостоятельной работы. Выполняя упражнения «Читаем, говорим, пишем», а также задания «Проверь себя», учащиеся могут проверить свои знания, осуществить взаимоконтроль и подготовиться к контрольной работе. Некоторые из этих упражнений могут полностью или частично использоваться как материал для проверки усвоения материала.
  2. Стоит сказать и об организации деятельности по целеполаганию на примере материала учебника. Многие темы в учебнике сформулированы в виде вопроса, что побуждает ребёнка к формулировке целей урока. Например: «Какие бывают предложения по цели высказывания?». Кроме того, изложение материала или его части в начале параграфа может использоваться как средство для формулировки целей урока самими учащимися. Например, на основании прочитанного материала по теме «Прямая речь» (с. 127, 1ч.) учащиеся могут самостоятельно определить, чего нужно достичь на уроке: усвоить термины по теме, структуру предложений с прямой речью, научиться правильно ставить знаки препинания.

Дополнительный материал учебника

  1. Учебник очень богат в плане иллюстративного материала. В качестве иллюстраций представлены портреты учёных-лингвистов, фотографии, схематические рисунки, сюжетные рисунки и рисунки описательного характера. Соответственно, все они несут разную дидактическую нагрузку. Сюжетные рисунки призваны активизировать воображение, привлечь внимание к действиям, обстоятельствам. Рисунки описательного плана концентрируют внимание на деталях. Схематические рисунки (например, таблица звуков на с. 155) позволяет представить систему звуков как огромный дворец, на каждом этаже которого располагаются определённые звуки. Данный приём служит развитию образного (метафоричного) мышления, а также активизирует определённые мнемотехники. В данном случае это техника включения в ситуацию, подкреплённую визуальным образом. Фотографий в учебнике немного, но они имеют важную функцию – сопоставить текст с тем, что мы можем увидеть в окружающем нас мире, учат пристальней смотреть вокруг себя, выражать чувства словами (упр. 66, 1 ч.). Репродукции картин, фотографии памятников приобщают к культурному наследию, развивают культуроведческую и коммуникативную компетенции.
  2. Следует отдельно сказать о рубрике «Знаете ли вы, что…», в которой помещены интересные материалы по стилистике, этимологии, истории языка и другим разделам науки о языке. Этот материал может использоваться в качестве побуждения к проблемному вопросу. Например, на основании прочитанного на с. 175 (2 ч.) учитель может поставить вопрос: «Почему в современном русском языке краткие прилагательные не склоняются?» Кроме того, этот материал может активно использоваться в индивидуальной работе с одарёнными детьми в плане подготовки к олимпиадам по русскому языку. А на уроках этот материал – мощное средство привития любви к языку. Для ребёнка язык становится интересным, живым. Он предстаёт в развитии, видится как система.
  3. В качестве справочного материала учащимся в конце учебника предлагаются словарики орфоэпических и орфографических трудностей и толковый словарик. Также информативны форзацы учебника, на которых помещены памятки по составлению плана текста, по подготовке устного сообщения, по подготовке к сжатому изложению, сочинению. Всё это позволяет алгоритмизировать действия, выполнять работу с опорой на план.

Основные идеи, воспитательный потенциал учебника

  1. Научить ребёнка работать в огромном информационном поле,отбирать информацию в соответствии с поставленной целью и темой.
  2. Учить обрабатывать информацию на основе учебного текста.
  3. Сформировать навыки работы с текстом и над текстом.
  1. Сведения о речи, общении, построении текста, типах речи, помещённые в начале учебника, задают тон всему учебнику. На основе прочитанных текстов дети учатся писать разные виды изложений, сочинения-рассуждения, описательные тексты, повествования. Таким образом, отрабатываются навыки построения разных текстов.
  2. Авторами учебника мастерски подобраны тексты в соответствии с актуальной для данного возраста тематикой и проблематикой. В качестве авторов текстов часто фигурируют известные детские писатели, в том числе и современные (И. Пивоварова, В. Голявкин…). Учебник служит хорошим ориентиром и в плане внеклассного чтения.
  3. Очень важным является то, что учебник учит адекватному пониманию текста. В частности, предусмотрена работа с опорными словами-сигналами, с темой, основной мыслью текста, с заголовком, способами выражения авторской позиции.
  4. В учебнике предусмотрено и создание текстов на лингвистическую тему.

Можно с уверенностью сказать, что текстовый материал – это одно из главных достоинств учебника, его «изюминка».

  1. Представить язык как сложную, но интересную систему, находящуюся в постоянном развитии
  2. Формировать ребёнка как личность творческую, открытую для общения, способную к вербальному самовыражению.

Основные трудности

  1. Объёмный материал учебника не вмещается в отведённое программой количество часов

Предложения по совершенствованию учебника.

Материал по развитию речи считаю целесообразным распределять , а не подавать полностью в начале учебника.

Выступала с сообщением о результатах апробации

на семинарах (Система работы по новым УМК по русскому языку и литературе)

Учитель ______________ Лазарева Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год

Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс Быстрова 2017-2018

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса  составлена в соответствии с программой курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов ...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе для 7 класса

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе по учебнику Коровиной для 7 класса...

КТП 9 класс русский язык (Е.А.Быстрова)

КТП 9 класс русский язык (Е.А.Быстрова)...

Сборник КТП по русскому языку (Е.А.Быстрова) и литературе (Г.С.Меркин)

Сборник КТП по русскому языку (Е.А.Быстрова) и литературе (Г.С.Меркин)...

Особенности учебника русского языка Е.А.Быстровой

Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, ч...

Методический анализ представления темы причастие в УМК по русскому языку Е.А. Быстровой

Методический анализ представления темы причастие в УМК по русскому языку Е.А. Быстровой...