Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе по учебнику Коровиной для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_rus_i_lit._7_kl.doc | 526.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 в класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы программы Е.А.Быстрова, Ю.Н.Гостева, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Е.С.Антонова, Н.Н.Фаттахова, И.Р.Калмыкова). Программа курса «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.Н.Быстровой соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 класса и составлена из расчета 4 ч. в неделю, 140 часов в год..
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Планируемые предметные результаты освоения русского языка:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС:
Знать:
- формы речи, основные их признаки;
- признаки стилей речи (в рамках изученного); типы речи
- признаки текста (целостность, связность, законченность, членимость, заглавие или его возможность, тема и основная мысль);
- строение текста;
- самостоятельные части речи ( причастие, деепричастие), их грамматические признаки
- служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова, их отличие от самостоятельных частей речи
Уметь:
- узнавать изученные в 7 классе самостоятельные части речи (причастие, деепричастие) и служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова;
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки изученных частей речи и проводить их морфологический разбор;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте
- производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
- осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
- совершенствовать текст, устраняя лексические ошибки и стилистические недочеты;
- уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка.
- анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
- подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
- самостоятельно строить устные и письменные высказывания разных стилей и типов..
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи(орфографические, пунктуационные), пользоваться всеми видами словарей.
Содержание учебного предмета
Введение. Русский язык в современном мире. Речь. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Простой и сложный план текста. Абзац. Средства связи предложений и частей текста. Чтение как вид деятельности. Функциональные стили: научный, публицистический. Их особенности.
Повторение изученного в 5-6 классах. Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие. Синтаксис и пунктуация.
Морфология. Орфография. ПРИЧАСТИЕ. Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия. Причастный оборот. Правописание н, нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Место деепричастия в системе частей речи. Деепричастие, его грамматические признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. Синтаксическая функция деепричастия. Деепричастный оборот. Употребление деепричастий в речи.
Служебные части речи. Междометия.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
ПРЕДЛОГ. Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи.
СОЮЗ.Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Правописание союзов. Употребление союзов в речи.
ЧАСТИЦА. Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание частиц. Употребление частиц в речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Повторение изученного в 5-7 классах.
Календарно-тематический план по русскому языку (4 ч в неделю, всего 140 ч) УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой
№ урока | Наименование тем уроков | Кол.часов | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
Введение. Русский язык в современном мире. | 1 | |||||
Речь | ||||||
Развитие речи. Текст. Тема широкая и узкая. | 1 | |||||
Развитие речи. Простой и сложный план. | 1 | |||||
Развитие речи. Чтение – основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать? | 1 | |||||
Развитие речи. Типы и стили речи. Письмо по памяти. | 1 | |||||
Развитие речи. Научно-учебный и научно-популярный стили речи. | 1 | |||||
Развитие речи. Публицистический стиль речи. Подготовка к домашнему сочинению о книге по выбору учащихся. (стр.45 или 47) | 1 | |||||
Развитие речи. Обобщение и систематизация материала по теме «Речь». | 1 | |||||
Развитие речи. Проверочная работа по теме «Речь» | 1 | |||||
Повторение изученного в 5 – 6 классах. | ||||||
Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Анализ проверочных работ по теме «Речь» | 1 | |||||
Развитие речи. Обучающее изложение «Советы о ведении диалога» (стр.61) | 1 | |||||
Повторение. Морфемика. Словообразование..Тест. | 1 | |||||
Повторение. Лексика и фразеология. | 1 | |||||
Развитие речи. Комплексный анализ стихотворения Н.Рубцова. | 1 | |||||
Повторение. Морфология. Части речи. Имя существительное. Контрольный словарный диктант (стр. 60,67,72) | 1 | |||||
Повторение. Имя прилагательное. | 1 | |||||
Повторение. Глагол. | 1 | |||||
Повторение. Местоимение. Имя числительное. Наречие. | 1 | |||||
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тест. | 1 | |||||
Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||||
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах» с языковым анализом текста. | 1 | |||||
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | |||||
Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению по тексту А.Яшина.. (стр.101-102) | 1 | |||||
Развитие речи. Написание контрольного изложения. | 1 | |||||
Причастие | ||||||
Место причастия в системе частей речи. | 1 | |||||
Признаки глагола у причастия. Контрольный словарный диктант (стр. 94,100) | 1 | |||||
Признаки прилагательного у причастия. Тест | 1 | |||||
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | |||||
Причастный оборот. | 1 | |||||
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Тест | 1 | |||||
Действительные и страдательные причастия. Тест. | 1 | |||||
Образование действительных причастий настоящего времени. | 1 | |||||
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | |||||
Развитие речи. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1 | |||||
Развитие речи. Написание контрольного сочинения. | 1 | |||||
Образование страдательных причастий настоящего времени. | 1 | |||||
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | |||||
Образование действительных причастий прошедшего времени. | 1 | |||||
Правописание глагольного суффикса в действительных причастиях прошедшего времени. | 1 | |||||
Образование страдательных причастий прошедшего времени. Тест. | 1 | |||||
Гласные перед –НН- в страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | |||||
Гласные Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | |||||
Развитие речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексу (из воспоминаний Н.Толстого) (стр. 138) | 1 | |||||
Полные и краткие причастия. Тест | 1 | |||||
Морфологический разбор причастия. | 1 | |||||
Причастия и отглагольные прилагательные. Письмо по памяти (стр.191) | 1 | |||||
Правописание Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | |||||
Правописание Н-НН в суффиксах омонимичных частей речи. Тест | 1 | |||||
49 | Написание НЕ- с причастиями. | 1 | ||||
50 | Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Тест | 1 | ||||
51 | Употребление причастий в речи. Контрольный словарный диктант (стр.114,131,162) | 1 | ||||
52 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
53 | Контрольный диктант по теме «Причастие» с языковым анализом текста. | 1 | ||||
54 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | ||||
55 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Кем быть?» (стр. 164) | 1 | ||||
Деепричастие | ||||||
56 | Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия | 1 | ||||
57 | Написание НЕ- с деепричастиями. | 1 | ||||
58 | Деепричастный оборот. | 1 | ||||
59 | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | 1 | ||||
60 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Тест. | 1 | ||||
61 | Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Контрольный словарный диктант (стр.182,8) | 1 | ||||
62 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | ||||
63 | Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие» | 1 | ||||
64 | Употребление деепричастий в речи. | 1 | ||||
65 | Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса» (стр.183-184) | 1 | ||||
66 | Развитие речи. Написание сжатого изложения. | 1 | ||||
67 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
68 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с языковым анализом текста. | 1 | ||||
69 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | ||||
Служебные части речи. Междометия. | 1 | |||||
70 | Служебные части речи. Междометия. | 1 | ||||
Предлог | 1 | |||||
71 | Предлог как служебная часть речи. | 1 | ||||
72 | Значения предлогов. | 1 | ||||
73 | Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. Письмо по памяти (стр.189) | 1 | ||||
74 | Производные и непроизводные предлоги. | 1 | ||||
75 | Основные различия производных и непроизводных предлогов. | 1 | ||||
76 | Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. | 1 | ||||
77 | Морфологический разбор предлога. | 1 | ||||
78 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» (стр. 201) | 1 | ||||
79 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. Тест | 1 | ||||
80 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | ||||
81 | Употребление предлогов в речи. Контрольный словарный диктант (стр.208,50) | 1 | ||||
82 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
83 | Контрольный диктант по теме «Предлог» с языковым анализом текста | 1 | ||||
84 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | ||||
Союз | ||||||
85 | Союз как служебная часть речи. | 1 | ||||
86 | Простые и составные союзы. | 1 | ||||
87 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | ||||
88 | Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов. | 1 | ||||
89 | Знаки препинания в простых предложениях с сочинительными союзами. | 1 | ||||
90 | Знаки препинания в сложных предложениях с сочинительными союзами. | 1 | ||||
91 | Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов. | 1 | ||||
92 | Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами. | 1 | ||||
93 | Морфологический разбор союза. | 1 | ||||
94 | Слитное и раздельное написание союзов. | 1 | ||||
95 | Слитное написание союзов ЗАТО. ТОЖЕ. ТАКЖЕ. ЧТОБЫ. | 1 | ||||
96 | Союзы и омонимичные слова других частей речи. | 1 | ||||
97 | Союзы и союзные слова. | 1 | ||||
98 | Употребление союзов в речи. Тест. | 1 | ||||
99 | Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова (стр229-230) | 1 | ||||
100 | Развитие речи. Написание контрольного сжатого изложения. | 1 | ||||
101 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
102 | Контрольный диктант по теме «Союз» с языковым анализом текста | 1 | ||||
103 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | ||||
Частица | ||||||
104 | Частица как служебная часть речи. | 1 | ||||
105 | Разряды частиц. | 1 | ||||
106 | Формообразующие частицы. | 1 | ||||
107 | Смысловые частицы | 1 | ||||
108 | Раздельное написание частиц. Повторение. Фонетика, орфография. | 1 | ||||
109 | Дефисное написание частиц. Повторение. Словообразование и орфография. | 1 | ||||
110 | Значение частиц НЕ и НИ. Повторение. Повторение. Основные способы словообразования. | 1 | ||||
111 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. Повторение. Чередование гласных в корнях слов | 1 | ||||
112 | Правописание НЕ с разными частями речи. Повторение. Буквы Ы-И- после приставок. | 1 | ||||
113 | Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. Повторение. Гласные в приставках пре- и при- | 1 | ||||
114 | Морфологический разбор частицы. Тест. | 1 | ||||
115 | Употребление частиц в речи. Повторение. Соединительные гласные в сложных словах | 1 | ||||
116 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||||
117 | Контрольный диктант по теме «Частицы» с языковым анализом текста | 1 | ||||
118 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | ||||
119 | Развитие речи. Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. (стр.256) | 1 | ||||
Междометия и звукоподражательные слова. | ||||||
120 | Междометие как особый разряд слов. Основные функции и семантические разряды междометий. Повторение. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | ||||
121 | Знаки препинания при междометиях. Контрольный словарный диктант (стр.232,254,265) | 1 | ||||
122 | Простые, сложные, составные междометия. Производные и непроизводные междометия. Повторение. Лексика. Фразеология. | 1 | ||||
123 | Звукоподражательные слова. Повторение. Культура речи. | 1 | ||||
124 | Развитие речи. Лингвистическая сказка, герои которой – междометия. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | ||||
Повторение изученного в 7 классе. | ||||||
125. | Причастие. Образование и правописание причастий. | 1 | ||||
126. | Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | ||||
127. | Развитие речи. Текст. Типы и стили речи. Комплексный анализ текста (стр.268-269). | 1 | ||||
128. | Деепричастие. Образование и правописание деепричастий. | 1 | ||||
129. | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | 1 | ||||
130. | Развитие речи. Задание по выбору. Контрольное сочинение-описание или сочинение-рассуждение «Моя республика» или «Мой родной край» (стр.275) | 1 | ||||
131. | Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 1 | ||||
132. | Союз. Слитное и раздельное написание союзов. | 1 | ||||
133. | Частица. Правописание частиц НЕ и НИ. | 1 | ||||
134. | Правописание НЕ с разными частями речи. | 1 | ||||
135. | Междометия и звукоподражательные слова. | 1 | ||||
136. | Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе». Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1 | ||||
137. | Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе». | 1 | ||||
138. | Анализ контрольной работы. | 1 | ||||
139. | Защита проектов «Программа сохранения нашего языка» (стр.43) (1 группа) | 1 | ||||
140. | Защита проектов «Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» (стр.49-50) (2 группа) | 1 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»,
- примерной программы основного общего образования по предмету «Литература»;
- авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы/ М.: «Просвещение», - 2016 год
Программа ориентирована на учебник Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2014
Обоснование выбора авторской программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Планируемые предметные результаты освоения курса по литературе
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
- осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
- определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- ценностно-ориентированной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели,пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литера туры. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII)-. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Пудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)— готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
«На дорогах войны» Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления), i
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.
Календарно-тематический план
№ уроков | Наименование разделов и тем | Кол. часов | Дата | Примечание | ||
план | факт | |||||
Раздел: Введение. Литература и история (1 час, 2 часа в неделю) | ||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | ||||
Раздел: УНТ (6 часов, 2 часа в неделю) | ||||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | ||||
3 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. | 1 | ||||
4 | Русские былины Киевского и Новгородского циклов. | 1 | ||||
5 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | ||||
6 | «Песнь о Роланде» - французский средневековый героический эпос | 1 | ||||
7 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | ||||
Раздел: Из древнерусской литературы (2 часа, 2 часа в неделю) | ||||||
8 | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы | 1 | ||||
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | ||||
Раздел: Из литературы XVIII века (2 часа, 2 часа в неделю) | ||||||
10 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте. Понятие о жанре оды. Идеи «Оды на день восшествия…». | 1 | ||||
11 | Г.Р. Державин. «Река времён…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни. | 1 | ||||
Раздел: Из литературы XIX века (28 часов, 2 часа в неделю) | ||||||
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава». | 1 |
| |||
13 | Мастерство изображения Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII. | 1 | ||||
14 | А.С. Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра. Образ автора в отрывке из поэмы. | 1 | ||||
15 | А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» | 1 | ||||
16 | РР. А.С. Пушкин «Борис Годунов»: образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к сочинению «История России в произведениях Пушкина». | 1 | ||||
17 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». | 1 | ||||
18 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои. Дуня и Минский. | 1 | ||||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Песнь..»: конфликт и система образов. | 1 | ||||
20 | М.Ю. Лермонтов. «Песнь..»: нравственная проблематика поэмы и её поэтика. | 1 | ||||
21 | Художественное своеобразие: фольклорное начало, особенности сюжета и формы, образы гусляров и образ автора. | 1 | ||||
22 | «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Обучение анализу стихотворения. | 1 | ||||
23 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Образ Тараса Бульбы. | 1 | ||||
24 | Нравственный облик запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу. | 1 | ||||
25 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | ||||
26 | Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | ||||
27 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». | 1 | ||||
28 | И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» Особенности жанра. Авторские критерии нравственности.. | 1 | ||||
29 | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Развитие понятия о поэме. Историческая основа произведения. Величие духа русской женщины. | 1 | ||||
30 | ВЧ. «Размышления у парадного подъезда» и другие произведения о судьбе народа. Образ Родины. | 1 | ||||
31 | А.К. Толстой «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. | 1 | ||||
32 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик…». | 1 | ||||
33 | РР. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | ||||
34 | Л.Н.Толстой Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | ||||
35 | Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | ||||
36 | Урок контроля | 1 | ||||
37 | А.П. Чехов «Хамелеон»: поэтика рассказа | 1 | ||||
38 | ВЧ. Смех и слёзы в рассказах Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и др. | 1 | ||||
39 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического произведения. | 1 | ||||
Раздел: Из русской литературы XX века (24 часа, 2 часа в неделю) | ||||||
40 | И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы. | 1 | ||||
41 | И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | ||||
42 | М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | 1 | ||||
43 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. | 1 | ||||
44 | ВЧ «Легенда о Данко». Романтический характер легенды. | 1 | ||||
45 | Л.Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения. | 1 | ||||
46 | В.В. Маяковский. Анализ стихотворения «Необычайное приключение…» | 1 | ||||
47 | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. | 1 | ||||
48 | А.П. Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Юшка». | 1 | ||||
49 | ВЧ А.П. Платонов « В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы Платонова. | 1 | ||||
50 | Классное контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочув ствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) | 1 | ||||
51 | Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Способы создания поэтических образов. | 1 | ||||
52 | А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» | 1 | ||||
53 | ВЧ . Трудности и радости грозных дней войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н. Тихонова и др. | 1 | ||||
54 | Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | ||||
55 | Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | ||||
56 | Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 | ||||
57 | Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | ||||
58 | Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | 1 | ||||
59 | М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | ||||
60 | «Тихая моя родина». Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы. | 1 | ||||
61 | ВЧ. Песни на слова русских поэтов ХХ века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | ||||
62 | Письменная контрольная работа | 1 | ||||
Раздел: Из литературы народов России (1 час, 2 часа в неделю) | ||||||
63 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…» и др. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | ||||
Раздел: Из зарубежной литературы (5 часов, 2 часа в неделю) | ||||||
64 | Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса. | 1 | ||||
65 | Дж.Г. Байрон. Слово о поэте. Прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | ||||
66 | Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | ||||
67 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | ||||
68 | Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы», «Зелёное утро». Фантастические рассказы предупреждения. Мечта о победе добра. | 1 | ||||
69 | ВЧ. Детективная литература | 1 | ||||
Раздел: Обобщение изученного в 7 классе (1 час, 2 часа в неделю) | ||||||
70 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. | 1 | ||||
Итого за учебный год: | 70 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой. 11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основании федерального базисного учебного плана, государственного стандарта образовательной области «Филология», требований к обязательному минимуму содержания ос...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой
Данная программа реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко "Русский язык. 10-11 класс"
Муниципальное общеобразовательное учреждениеМногопрофильный лицей р.п. Исса Рассмотрено на заседании МО от ________ 200__г...