Рабочая программа по русскому языку 9 класс Быстрова 2017-2018
рабочая программа (9 класс) на тему

Казанцева Наталия Викторовна

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса  составлена в соответствии с программой курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_9_klass_bystrova.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

города Каменск-Шахтинского

Рассмотрено                                                           «Утверждаю»

Педагогическим советом                                       директор МБОУ лицея №5

 МБОУ лицея №5                                                   Гайдукова С.П.____________

Протокол № 1 от 29.08.17                                      Приказ  № 208-о от 30.08.17

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по русскому языку

Уровень общего образования  9  р 1 класс    основное общее

Количество часов  67

Учитель   Казанцева Наталия Викторовна

Учебник «Русский язык. 9 класс» под редакцией Е.А.Быстровой (издательство «Русское слово», 2015г.)

2017/2018 учебный год

1.Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых разработана рабочая  программа:

 1.Закон Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. . Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.

5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2017 -2018 учебном году.

6.Образовательная программа МБОУ лицей № 5.

7.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

8.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2017-2018 учебный год.

9.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

     Цели учебного предмета.

      Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку – усиление речевой направленности, формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения.

Содержание курса русского (родного) языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
               
Целями изучения предмета являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни». 

Задачи учебного предмета:

  1. создать условия для осознания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
  2. создать условия для формирования умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладения русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развития готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. создать условия для усвоения системы знаний о русском языке;
  4. создать условия для формирования метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
  5. обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  6. воспитывать учащихся средствами данного предмета.

В основу программы положено разграничение понятий «язык» и «речь», которое является важнейшей характеристикой представления содержания предмета «Русский язык». Соответственно, выделено два аспекта обучения русскому языку: познание системы языка и совершенствование речевой деятельности в ее основных видах: чтение, аудирование, говорение и письмо.

Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение в выборе средств преподавания русского языка. Первоначально предполагается освоение дидактических единиц, обеспечивающих формирование навыков речевого общения; потом – дидактических единиц, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; и наконец – дидактических единиц, отражающих историю и культуру народа и обеспечивающих культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В преподавании русского языка в IX классе предполагается неразрывная связь  между процессом осознания языковой системы и личного опыта  использования языка в определенных условиях, ситуациях общения.

Место предмета «Русский язык»

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений предусматривает на изучение русского (родного) языка в 9  классе – 68 часов.

Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 5 на 2017-2018 учебный год - 67 часов ( 1 праздничный день 8 марта). Содержание учебного курса реализуется полностью.

2. Планируемые результаты изучения предмета «Русский  язык»

В результате изучения русского языка в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

  Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения.

Способы оценки достижения планируемых результатов  

       Система оценки достижения планируемых результатов освоения Основной образовательной программы учащимися 9-х классов представляет собой один из инструментов реализации требований Федерального  государственного образовательного   стандарта  результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования в 9-х классах, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения учащимися  Основной образовательной программы основного общего образования.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений учащихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.

Система оценивания конечных результатов обучения: пятибалльная система оценки знаний («Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»).Ниже приводится фрагмент  нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка диктантов

        Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при  наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾  заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в IX классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;        

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

 Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

    Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности визложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

Отметка «1» ставится, если:

1) в работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок;

2) имеется более 8 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка устных ответов учащихся 

     Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

      Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.    

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100%        «4» - 76 – 89 %        «3» - 50 – 75 %         «2» - менее 50%

Оценка зачетных работ

Зачет  форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачетные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачетной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определенной темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.

Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:

1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;

2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.

Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

   Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа. – М.:«Просвещение», 2011
  2. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений  под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС.Инновационная школа).
  3. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
  4. Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013.
  5. Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru

Литература для учителя

  1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС.Инновационная школа).
  2. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
  3. Интернет-порталыhttp://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru
  4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  5. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
  6. Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015.
  7. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
  8. Справочно-информационные    интернет - порталы
  9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
  10. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
  11. Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru
  12. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
  13. Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.
  14. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
  15. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  16. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. —М., 1994.
  17. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  18. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
  19. Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
  20. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии пунктуации. — М., 2004.
  21. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографи Пособие для учителя. — М., 2000.
  22. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
  23. Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1990 (и другие издания).
  24. Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СП., 2002.
  25. Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СП., 2002.
  26. Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.

Литература для учащихся

1.Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений  под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС. Инновационная школа Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.

2.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

3.Культура письменной речи http://www.gramma.ru

4.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

5.Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000

6.Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

7.Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

8.Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

9.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

10.Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 5 класс. — М., 2005.

11.Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.

12.Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / Сенина Н.А. и др. — М., 2016.

Школьные словари русского языка

1.Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

2.Быстрова Е. А., Окунева А. П.Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

3.Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд М.,1994

5.Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

6.Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

7.Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

8.Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.

9.Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М.

10.Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

11.Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.

12.Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М.,2000.

13.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

14.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.

15.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Интернет-ресурсы (для учащихся):

Словари:

  • http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
  • http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
  • http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
  • http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

3. Содержание учебного предмета "Русский язык 9 класс"

Тематическое планирование

Раздел №

Тема

Количество часов

Контрольные, практические работы (количество часов)

1.

Введение. Язык как развивающееся явление

1 ч.

2

Речь

15 ч.

2 часа Контрольное сжатое  изложение .

2 часа Контрольное сочинение-рассуждение

3.

Повторение  изученного за 5-8 классы

4 ч.

1час Диагностическая работа

4.

Сложное предложение

3 ч.

1 час Контрольный диктант

5.

Сложносочинённое предложение

6 ч.

1 час Тестирование

1 час Контрольный диктант

6.

Сложноподчинённое предложение

24 ч.

2 часа Контрольный диктант.

1 час Контрольный работа по теме "Сложноподчиненные предложения"

7.

Бессоюзное сложное предложение

8 ч.

1 час Контрольная работа по теме "Бессоюзное сложное предложение"

1 час Контрольный диктант с грамматическим заданием

8.

Сложное предложение с разными видами связи

4 ч.

 1 час Контрольный диктант

9.

Синтаксические конструкции с чужой речью

2 ч.

1 час Тестирование

Раздел 1.Введение (1ч.) Язык как развивающееся явление.

Раздел 2. Речь (15ч.)

Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. План и тезисы как виды информационной переработки текста. Конспект, реферат. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы. Сообщение, доклад как жанры научного стиля. Их особенности. Основные жанры публицистического стиля: выступление ,статья, эссе, интервью.

Раздел 3. Повторение  изученного за 5-8 классы (4ч.)

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения,    вводные    слова    и вставные конструкции. Текст и его признаки.

Раздел 4. Сложное предложение (3 ч.)

 Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения

Раздел 5. Сложносочинённое предложение (6 ч.)

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Раздел 6. Сложноподчинённое предложение (24 ч.)

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части сложноподчинённого предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Отличия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Раздел 7. Бессоюзное сложное предложение (8 ч.)

    Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Раздел 8.Сложное предложение с разными видами связи (4 ч.)

    Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Знаки препинания в сложном предложении.

Раздел 9. Синтаксические конструкции с чужой речью (1 ч)

Способы передачи чужой речи :прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью .Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.

4. Календарно- тематическое планирование

урока

Раздел и темы уроков

Дата

1.

Язык как развивающееся явление

5.09

Повторение  изученного за 5-8 классы

2.

1.Диагностическая работа

7.09

3.

2. Простое предложение и его грамматическая основа (повторение).

12.09

4.

3. Предложения с обособленными членами (повторение).

14.09

5.

4. Обращения,    вводные    слова    и вставные конструкции(повторение).

19.09

6.

5 РР Текст и его признаки. Строение текста. Стили речи.

21.09

7.

6. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8кл.»

26.09

Сложное предложение

8-10.

1 - 3Понятие о сложном предложении и его видах.

28.09

3.10,   5.10

11-12.

4, 5 РР. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

10.10

12.10

Сложносочинённое предложение

13.

1.Сложносочинённое предложение, его строение.

17.10

14.

2. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

19.10

15.

3. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

24.10

16.

4. Знаки препинания в ССП.

26.10

17.

5. Обобщение и повторение изученного по теме «ССП». Тестовые задания.

7.11

18.

6. Контрольный диктант.

9.11

19.

7. РР. Способы сжатого изложения текста . Тезисы. Конспект.

14.11

Сложноподчинённое предложение

20.

1. Понятие   о   сложноподчинённом предложении.

16.11

21.

2. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

21.11

22.

3. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

23.11

23.

4. Повторим орфографию! (написание не с различными частями речи).

28.11

24.

5. РР. Контрольное сжатое изложение

30.11

25-26.

6, 7 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

5.12

7.12

27-28.

8, 9 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

12.12

14.12

29.

10. Закрепление изученного.

19.12

30.

11. Контрольный диктант.

21.12

31.

12. Сложноподчинённые   предложения   с   придаточными   обстоятельственными.

25.12

32.

13. Придаточные предложения образа степени и действия.

9.01

33.

14. Придаточные предложения места.

11.01

34.

15. Придаточные предложения времени.

16.01

35-36.

16, 17 РР.  Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

18.01

23.01

37.

18. Придаточные предложения условные, причины и цели.

25.01

38.

19. Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия, присоединительные.

30.01

39.

20. Закрепление темы «Сложноподчиненное предложение».

1.02

40-41.

21, 22 Сложноподчинённые   предложения с несколькими придаточными.

6.02

8.02

42-43.

23, 24 Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение».

13.02

15.02

44.

25. Контрольный диктант.

20.02

45.

26. Повторим орфографию! (глагол и его формы)

22.02

46-47

27, 28 РР. Сочинение по заданному началу

27.02, 1.03

48.

29. Повторим орфографию! (н  и   нн в прилагательных, причастиях, наречиях)

6.03

Бессоюзное сложное предложение

49.

 1. Понятие о бессоюзном сложном предложении.

13.03

50.

2. Запятая в простом и сложном предложении (повторение).

15.03

51.

3. Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

20.03

52.

4, 5 РР. Отзыв о прочитанном произведении.

22.03

53

6. Бессоюзное сложное предложение. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

3.04

54.

7. Бессоюзное сложное предложение. Тире в бессоюзном сложном предложении.

5.04

55.

8. Бессоюзные сложные предложения  (закрепление темы).

10.04

56, 57.

9, 10 Итоговая работа по теме «Бессоюзные сложные предложения».

13.04

17.04

58.

11. Диктант с грамматическим заданием.

20.04

59.

РР. Деловые бумаги.

24.04

Сложное предложение с разными видами связи

60-62.

1, 2, 3.  Сложные предложения с разными видами  связи.

27.04, 3.05, 8.05

63

5. РР. Контрольное изложение.

10.05

64.

6. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Цитирование.

15.05

65.

7. Итоговый контрольный диктант.

17.05

66.

8. Работа над ошибками. РР. Реферат.

22.05

67.

9. Обобщение изученного в 9 классе. Подведение итогов.

24.05


Рекомендовано:                                                                          Согласовано:

Протокол заседания МО                                                           заместитель директора

учителей русского языка и литературы                                   МБОУ лицея №5  по  УВР

МБОУ лицея №5

от_______________________                                                   Локтева Л.И.____________

руководитель МО _________                                                   30.08.2017 г.    

Косарева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 7 класс на 2017-2018 уч. год

Рабочая программа по истории для 7 класса разработана на основе ФГОС  в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018

Рабочая программа по  геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018. Предназначена для учителей математики...

Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».-Закона РТ «Об образовании »-Федерального компонента государственного...

Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...

Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...

Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС - 2017-2018

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО 2013 и УМК Босовой Л.Л. (язык Паскаль заменен на Питон)...

Рабочая программа по математике 6 класса на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа опирается на УМК:- Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "...